Известно, что 22 мая 1824 года М. С. Воронцов выписал командировку для Пушкина, который в то время находился под его надзором в южной ссылке, в Одессе. В ней Новороссийский генерал губернатор и полномочный наместник Бессарабской области писал: «Состоящему в штате моем ведомстве коллегии иностранных дел господину коллежскому секретарю Пушкину.
Желая удостовериться о количестве появившейся в Херсонской губернии саранчи, равно и о том, с каким успехом исполняются меры, преподанные мною к истреблению оной, я поручаю вам отправиться в уезды Херсонский, Елисаветградский и Александрийский. По прибытии в города Херсон, Елисаветград и Александрию явитесь в тамошние общие уездные присутствия и потребуйте от них сведения: в каких местах саранча возродилась, в каком количестве, какие учинены распоряжения к истреблению оной и какие средства к тому употребляются.
После сего имеете осмотреть важнейшие места, где саранча наиболее возродилась, и обозреть с каким успехом действуют употребляемые к истреблению оной средства, и достаточны ли распоряжения, учиненные уездными присутствиями. Обо всем, что по сему вами найдено будет, рекомендую донести мне».
Злые языки судачили, что саранча была всего лишь поводом для Воронцова, чтобы хоть на время избавиться от Пушкина, так как этот 25-летний хлыщ, как он считал, небезуспешно приударяет за его супругой. Поэт вначале хотел отказаться от поездки, но, как писали современники, друзья его все-таки уговорили.
Александр Сергеевич был вынужден подчиниться, и его «отчет» начальнику был предельно лаконичен: «Саранча летела, летела/ И села./ Сидела, сидела,/ Все съела/ И вновь улетела. Коллежский секретарь Александр Пушкин».
Этот «отчет», по мнению исследователей жизни поэта, скорее всего, является не более чем анекдотом, хотя об этих стихах упоминает губернский секретарь В. З. Писаренко, служивший в то время в канцелярии графа. Но то, что командировка состоялась, – это факт
Первое же летописное упоминание о нашествии саранчи на Русь относится к 1008 году, результатом которого был голод. Потом оно явилось в 1094, 1095, 1103 и 1195 годах. Похожие напасти повторялись в XVI—XVII веках.
Крупнейшее за всю историю человечества нашествие саранчи произошло в США в 1875 году. Стая насекомых из штата Техас распространилась на запад, но через некоторое время, произведя колоссальные опустошения, исчезла так же неожиданно, как и появилась. В настоящее время огромные территории посевов по всей Земле страдают от этого бедствия, особенно в Африке. Летом 2010 и 2015 годов на Северном Кавказе произошло нашествие саранчи, так что этот вредитель встречается практически повсеместно, за исключением самых холодных районов.
Ежедневно одна особь съедает количество растительной пищи, равное ее собственному весу. Бывают стаи саранчи, насчитывающие несколько миллиардов насекомых. Они образуют «летучие облака» или «тучи», площадь которых может достигать 1000 квадратных километров. Когда их крылья трутся друг о друга, раздаётся характерный скрипучий звук. Шум, производимый в полете стаей из нескольких миллионов, можно принять за отдаленный гром.
Ареал мароккской (мароканской) саранчи простирается от Канарских островов и Мадейры на западе до Казахстана и Афганистана на востоке. В Африке она обитает в Алжире, Египте, Ливии, Марокко и Тунисе. В Европе – во Франции, Португалии, Испании, Италии и на Балканском полуострове. Также найдена на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. В этом году эта беда, увы, докатилась, вернее, долетела, и до Калмыкии; эпицентром стали Черноземельский, Яшкульский, Ики-Бурульский и Лаганский районы. Наши соседи – ставропольчане, дагестанцы, чеченцы и другие тоже попали «под раздачу».
Да и вообще, за последние пять лет крупные очаги саранчи наблюдались в Ставропольском, Краснодарском краях, Астраханской области, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Дагестане, а также в Алтайском крае, Башкирии и Оренбурге. Ущерб исчисляется миллиардами рублей…
И на этот год прогнозы были неутешительными для пятнадцати субъектов страны, об этом в свое время сообщил Центр мониторинга МЧС России «Антистихия». По данным ведомства, самая высокая плотность популяции ожидалась на территории ЮФО и Калмыкии, в частности. Стоит отметить, это не просто угроза, а настоящее стихийное бедствие. Только представьте себе, на одном квадратном метре взрослая особь саранчи откладывает до 200 тысяч яиц. Вот почему этому вопросу в республике придают особое значение: проведен мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, в срочном порядке закуплены инсектициды, подключена малая авиация и наземная техника. Фермеры тоже встрепенулись и забегали в поисках ранцевого опрыскивателя, покупая этот крутой «гаджет» на Ставрополье, в Волгоградской и Астраханской областях. Вот уж, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
А ведь какая погода была – не жаркая, с обильными дождями, обеспечивавшими интенсивный рост дикорастущих трав и культурных посевов. Урожай обещал быть отменным. Правда, это тоже повлияло на массовый выход саранчи.
Как пояснил глава администрации Ики-Бурульского РМО Виктор Санджиев, в целом ситуация находится под контролем. Обработано двадцать тысяч гектаров земель, в основном пастбищ. Ситуация, правда, усугубляется тем, что приходится опрыскивать одни и те же площади по несколько раз, так как саранча, словно мифическая гидра: срубишь одну голову – вырастают три новые. К сожалению, кобылка уже стала на крыло, а значит, кладка яиц пойдет по новой. Но никто не намерен опускать руки. Работает малая авиация, иной раз в день выходило до шести бортов. Также подключена наземная техника – 23 единицы; кое-кто из фермеров применяет заплечные ранцы, но много ими не наработаешь. Главам КФК обещано частичное возмещение средств, потраченных ими на приобретение инсектицидов.
Стоит отметить, что в прошлом году нашествие саранчи тоже было, но не столь массовое. Сейчас же приходится прилагать максимум усилий, и все это прекрасно понимают: на кону – жизнеобеспечение скотоводства.
Именно поэтому и лично Глава РК Алексей Орлов, и правительство республики, и МСХ, и в районах постоянно держат этот вопрос на контроле, регулярно мониторят ситуацию, выделяют необходимые средства – беда действительно большая, общая беда.
Начальник отдела растениеводства Минсельхоза Калмыкии Иван Цыгаменко не считает положение безнадежным, наоборот, по его словам, проведена большая работа по нейтрализации вредителей. Если в прошлом году была обработана 31 тысяча гектаров, то нынче – 80 тысяч. Республика выделила на борьбу с этим бедствием необходимые средства, но требуются дополнительные вливания, так как борьба с саранчой – занятие очень затратное. Авиаторы, например, требуют от 130 до 150 рублей за каждый гектар; приплюсуем сюда 209 рублей расходов на ядохимикаты. Получается, что 1 тысяча гектаров, обработанная с помощью бортов, обходится примерно 350 тысяч рублей. Так что авиация авиацией, а трактора дешевле.
Как заверили в МСХ, определенные суммы предусмотрены на частичное возмещение расходов, связанных с борьбой с вредителями на местах.
Тут еще в чем проблема? Саранча, как говорят, стала на крыло, то есть личинка превратилась в летающего вредителя. Он может пожаловать на территорию республики в любой момент хоть из Ставрополья, хоть из Дагестана, хоть с Кубани, да откуда угодно. Прогнозировать что-либо в данной ситуации – дело бесполезное. Так что еще три-четыре недели аграрии будут жить, как на вулкане, точнее, на переднем крае.
Дело в том, что Калмыкия в силу географического положения играет роль своеобразного буфера, и наши «заградотряды» призваны не допустить дальнейшего распространения заразы в Ростовскую и Волгоградскую области, и дальше по России.
И все же я знаю, по крайней мере, одного человека, который в нашествии «кузнечика» видит определенные плюсы. Он даже объявил конкурс среди местных бомжей с призовым фондом три бутылки портвейна. Условие донельзя простое: пол-литровая баночка живой саранчи – 0,5 желанной жидкости. Тройка призеров забирает всю награду. Естественно, мужики поинтересовались, зачем ему нужна эта гадость? Он ответил, что хочет из нее приготовить гуакамоле по-марокански под соусом шоу-шоу из авокадо с лаймом. Те, естественно, посмотрели на него, как на гурмана-извращенца, но к заданию отнеслись вполне серьезно.
На самом деле, все гораздо проще: на Волге в июле наблюдается интенсивный клев сома, который ну просто обожает саранчу и охотно на нее клюет. А мой приятель – страстный рыбак, предпочитающий ловить именно этого хищника. Так что ларчик просто открывается.
Фото из интернета