По поручению Президента России Владимира Путина сегодня по стране развернута программа оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Ее предоставляют 919 медицинских организаций, в том числе 142 федеральных центра, а также региональные, частные и муниципальные учреждения.

В 2017 году на цели ВМП запланирован 191 млрд рублей как на федеральном уровне, так и в рамках обязательного медицинского страхования. По прогнозам к концу года в стране получат помощь 939,6 тыс. человек. А к 2018 году объемы оказания ВМП предполагается довести до одного миллиона человек.

ВМП – это исключительные виды помощи, которые не входят в программу базового тарифа и базовой программы ОМС.

Сейчас российские учреждения используют более 1,4 тыс. методов ВМП. 513 из них входят в базовую программу ОМС. При этом федеральные учреждения каждый год должны нарабатывать новые виды ВМП для того, чтобы те, что уже реализуются и могут осуществляться по программам ОМС, передавались на региональный уровень. Так, в этом году четыре метода ВМП передаются в действующую программу ОМС и будут доступны гражданам по месту их проживания. Это лечение кардиомиопатии у детей, лапароскопические операции по удалению опухолей, имплантация кардиостимуляторов, установка протезов урологическим больным.

Так что рассуждения о том, что высокотехнологичная медпомощь жителям нашей республики предоставляется по региональной квоте и только за ее пределами, не более чем миф, распространяемый по старинке.

Как рассказали «Степным вестям» в Минздраве РК, в структуре оказания ВМП в учреждениях регионального здравоохранения преобладают такие оперативные вмешательства как эндопротезирование суставов, сердечно-сосудистая хирургия и онкология, которые оказываются населению в том числе и за счет средств ОМС.

Количество пациентов, которым можно оказать высокотехнологичную медпомощь за счет средств ОМС на базе ресбольницы, ежегодно планируется. На этот год предполагается лечение 417 пациентов по профилям: сердечно-сосудистая хирургия, гастроэнтерология, ревматология, эндокринология, нейрохирургия, травматология, ортопедия и офтальмология. Из них больше половины, 257 человек направят на сердечно-сосудистую хирургию и по 30-70 человек пролечатся по другим профилям.

«Гастроэнтерология и ревматология – это в основном лекарственные препараты, очень дорогостоящие и не входящие в программу ОМС. Мы за деньги приобретаем эти препараты с учетом определенного количества пациентов, которые ежегодно, ежеквартально их получают.

Также для проведения нейрохирургических операций на базе ресбольницы был приобретен специализированный аппарат и наши нейрохирурги делают сложные операции. В травматологии и ортопедии проводится в основном эндопротезирование тазобедренного сустава, при условии, что нет осложнений. Эндопротезы нашим пациентам ставит заведующий травматологией. Этот вид помощи востребован пожилыми пациентами, которые по состоянию здоровья не могут выезжать за пределы республики. В основном для них мы и стараемся сохранять этот объем. Также запланированы средства на оказание высокотехнологичной помощи по офтальмологии за счет средств ОМС», – перечислила главный специалист отдела МЗ РК Елена Учурова.

В сосудистом центре РБ оказывается ВМП кардиологическим больным: ставят стенты, кардиостимуляторы однокамерные, а также проводят такой вид исследования как коронароангиографию.

С открытием сосудистого центра при ресбольнице у пациентов с менее осложненными диагнозами появилась возможность получать высокотехнологичную помощь по месту жительства. В сложных ситуациях, когда возможности ССЦ не позволяют оказать необходимый объем медуслуг, региональным профильным министерством готовится пакет документов и тяжелые больные направляются в крупные медицинские центры. В основном это Астраханский кардиоцентр, Волгоградская клиническая больница № 1, Московский национальный научно-практический центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева Минздрава РФ, а также кардиологические центры Санкт-Петербурга.

«Офтальмология сегодня в основном перешла в систему ОМС. Причем простая катаракта давно уже лечится бесплатно в ресбольнице, где есть обученный специалист, приобретено спецоборудование.

Однако, не смотря на это, многие наши жители с той же простой катарактой предпочитают выезжать в волгоградский филиал МНТК им. академика Федорова. Там они самостоятельно записываются через регистратуру на лечение, им проводят диагностику и при соответствующих показаниях сразу забирают на операцию.

Безусловно, это право больного выбирать клинику самостоятельно, но в то же время при любых осложнениях документы «наших» пациентов возвращаются к нам, и мы коллегиально рассматривают каждый конкретный случай и при необходимости направляем больного на лечение в более крупные центры офтальмологического профиля, с которыми сотрудничаем. Это волгоградский филиал Микрохирургии глаза им. академика Федорова, НИИ глазной хирургии РАМН в Москве и другие», – продолжает вводить нас в курс дела главный специалист.

Алгоритм действий давно отработан: сложных офтальмологических больных обычно ставят в лист ожидания и когда подходит их очередь, вызывают в МЗ РК и оповещают: госпитализация такого-то числа с такими-то анализами. В указанный срок пациент ложится в федеральную клинику и получает бесплатную медпомощь.

Кроме того, профильное министерство ежегодно планирует количество пациентов, рассчитывает цену препаратов для оперативных вмешательств, которые утверждены стандартами, приказами Минздрава и планирует сумму, которая закладывается в Фонд ОМС и территориальное отделение все это оплачивает.

Также в последние годы становится популярным вызов в Элисту известных докторов из ведущих клиник страны для тяжелых неходячих больных, которым противопоказана транспортировка санавиацией. Обычно вызывается бригада специалистов из близлежащего федерального центра или из Москвы для проведения больному операции на месте и определения методики лечения.  Тут все, конечно, зависит от ситуации. «Бывает, что мы экстренно вызываем. Кто согласится, того и рады принять лишь бы пациенту было легче», – подчеркивает Елена Амбаевна.

Кстати, она развеяла слухи о том, что наши будущие мамочки выезжают рожать за пределы республики, в тот же Волгоград, в то время как у нас, якобы, рожают в основном представители регионов Северного Кавказа.

«Практически все роды проходят у нас на базе Перинатального центра, выезжают на родоразрешение только женщины с сопутствующими тяжелыми патологиями, причем по звонку лечащих врачей, гинекологов, по договоренности с федеральными центрами. А так, все рожают здесь. Вы знаете, по слухам лучше бы уехать, но есть такая пословица: «где родился, там и пригодился». И наши пациенты никому нигде не нужны, хороший дооперационный и послеоперационный уход за ними будет только по месту жительства. А там, ну приехал, ну получил помощь, родовой сертификат оставил. На период родов приняли, родила и все, а наблюдайся дома со всеми своими осложнениями», – посетовала собеседница.

Конечно, по родовому сертификату пациент может поехать куда захочет, и к нам в Элисту приезжают из близлежащих регионов, но основная доля «местных» родов проходит все же в Перинатальном центре РК.

Примерно такая же ситуации сложилась и с лечением офтальмологических больных в волгоградском филиале Микрохирургии глаза. Дело в том, что МНТК им. академика Федорова дает широкую рекламу для жителей близлежащих регионов, особенно Калмыкии: приезжайте к нам, у нас все бесплатно, быстро. Естественно, центр зарабатывает на этом очень большие деньги. Пациента не удержишь, на сегодня он имеет право по своему медицинскому полису выбирать медучреждение, где его ждут. И широкая реклама все-таки притягивает. Они выезжают в эти центры, где как по конвейеру идут операционные вмешательства и потом наш Фонд ОМС оплачивает их операции. Пациенту кажется, что все бесплатно, а на самом деле республика несет за них определенные расходы. В результате деньги, которые могли бы зарабатывать наши медучреждения, к сожалению, уходят за пределы. Клиники приезжают, агитируют и в газетах дают анонсы: приезжайте, у нас все бесплатно. На деле же пациент приезжает за свой счет, платит 1,5 тыс. рублей за диагностику и ему делают операцию, которую могут провести в офтальмологическом отделении РБ.

Лечение жителей республики за пределами по региональной квоте тоже имеет системный характер.

«Пациента всегда мы ориентируем, потому что он не знает, какие центры работают по высокотехнологичной медпомощи, где есть квоты, где долго ждать, а где меньше. ВМТ – не экстренная помощь, это плановые операции, они будут проходить как указано в листе ожидания, в определенное время, когда подойдет очередь. Например, при эндопротезировании ожидание может составить от года до полутора лет, т. к. этот вид очень востребован, а объемы выделяются в очень небольших количествах.

Сердечно сосудистая хирургия рассматривается очень быстро, онкологических больных тоже, в экстренном порядке, в тот же день, когда поступили документы. Комиссия Минздрава выбирает клинику, куда лучше направить пациента, предлагает перечень медуслуг и больной сам может выбрать федеральный центр. Как правило, они не могут выехать на лечение далеко от дома, поэтому выбирают самое ближайшее – Ростовскую онкологическую клинику, которая всегда идет на встречу, принимает пациентов из Калмыкии и оказывает им высокотехнологичную медпомощь, берут даже пациентов по ОМС, когда видят, что ему не смогут помочь по месту жительства. Если сам пациент не может определиться с выбором клиники, решение принимает комиссия: куда лучше направить пациента и где ему окажут хорошую высокотехнологичную помощь и реабилитацию. «Это очень здорово, что с 2006 года в нашей стране введена высокотехнологичная помощь, по этой президентской программе столько пациентов выезжают в ведущие федеральные центры, до полутора тысяч ежегодно. Документов к нам поступают до трех тысяч в год, медпомощь оказывается до полутора тысяч пациентам. Нередко при обследовании выясняется, что обратившемуся не показана ВМП, но им назначается тактика лечения в рамках ОМС. Они возвращаются с установленным диагнозом и получают лечение по месту жительства.

Высокотехнологичную медпомощь у нас получают ежегодно до 1 300 человек. Из них до 300 детей. На нашу численность населения это очень высокий показатель», – продолжает интервьюируемая.

На достойном уровне проводится в республике диагностика, которая в рамках ОМС проводится бесплатно.  В настоящее время ресбольница и другие региональные медучреждения неплохо оснащены диагностическим медоборудованием. Все исследования, которые входят в ВМП делаются в республике. Например, по сердечно-сосудистой хирургии основной показатель коронароангиография проводится у нас в рамках ОМС бесплатно. Тогда как за пределами республики на платных услугах она стоит от 20 тыс. рублей и выше.

«Проблем с оказанием высокотехнологичной помощи у нас в республике нет, МРТ, КТ – все это у нас имеется, единственное – существует очередность, поэтому придется подождать. Сейчас работает определенная программа Минздрава России, куда мы выставляем документы и через 3-5 минут они уже находятся на рассмотрении в федеральном центре. Все централизовано, все документы, диски рассматриваются в режиме онлайн и тут же мы перезваниваемся, разговариваем и если показана экстренная помощь, пациента заберут. Ни один центр, так другой. Если показано подождать, значит, он будет ждать. Если бы был лимит, как раньше, то мы с нашей численностью населения не получали бы в таком количестве ВМП. Эта программа Президента России нацелена на то, чтобы выявлять пациентов, вовремя им оказывать помощь и не ограничивать количественно и она выполняется», – подытожила Елена Учурова.

 

Фото из архива редакции