В Калмыкию по приглашению Почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прибыл один из выдающихся буддийских учителей нашего времени досточтимый Чадо Тулку Ринпоче. С 2012 по 2017 год он был настоятелем тантрического колледжа Гьюто, назначенным Его Святейшеством Далай-ламой XIV.
Признанный за ум и динамичный стиль дарования учений, в особенности привлекающих буддистов в странах Запада, любимый всеми за кроткий нрав и доброту, Чадо Ринпоче в свои 63 года много ездит по миру, так как его очень уважают и приглашают разные буддийские институты, монастыри и дхарма-центры.
В Россию Чадо Ринпоче приезжает уже второй раз. Впервые он побывал в России в январе 2009 года, тогда посетил и нашу республику. Нынешний приезд Чадо Ринпоче организован центром «Четыре Благородные Истины», который возглавляет геше Нгаванга Тукдже, и Центром тибетской культуры и информации (Москва) под руководством Карма Тензинг Б. (Наванга) и связан с дарованием учений и посвящений в Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии и Туве.
Посетив две российские столицы, Чадо Тулку Ринпоче11 июля прибыл в Элисту, где в центральном хуруле Калмыкии в течение четырех дней, с 12 по 15 июля, он дарует учения и посвящения, а 16 июля примет участие в церемонии открытия Ступы Калачакры у Одинокого тополя. На пресс-конференции он подробно рассказал о программе духовных учений для калмыцких буддистов.
По словам Его Преосвященства, по просьбе Тэло Тулку Ринпоче он даст вводные учения на текст Нагарджуны «Письмо к другу» и посвящение 21-й формы Палден Лхамо. Нагарджуна (I–II вв. н. э.) – один из наиболее важных и влиятельных мастеров в истории буддизма, создатель философской системы Срединного пути (санскр. мадхьямака) и автор многочисленных основополагающих текстов по философии и практике буддизма. «Письмо к другу» является одним из самых известных и популярных во все времена текстов из наследия Нагарджуны. Как сказал досточтимый Чадо Ринпоче, данное произведение имеет особенную ценность для мирян, поскольку дает верующему возможность понять, что следует, с точки зрения буддийской дхармы, принять и что отвергнуть для того, чтобы накапливать благую карму.
Второй текст, на который шаджин-лама Калмыкии попросил Чадо Ринпоче дать комментарий, посвящен Палден Лхамо (по-калмыцки Окон Тенгри) и 21-й форме этого божества. Как известно, Окон Тенгри имеет тесную кармическую связь с калмыцким народом. Она является одним из могущественных защитников буддийского учения, защищает собственно те наставления и откровения, которые даровал Будда Шакьямуни, достигнув просветления. Еще одной особенностью ее является то, что она неразделима с такими божествами буддийского пантеона, как Сарасвати и Тара, по сути, все они является одним и тем же. Вот почему Палден Лхамо имеет такое большое значение для буддистов, неслучайно ее изображение можно видеть во всех буддийских храмах, монастырях всех традиций и школ.
Есть еще одна примечательная деталь – автором текста о 21-й форме Окон Тенгри является неизвестный монах, про которого известно только то, что он был по происхождению монголом, выходцем из племени дурва (дервюд? – прим. Е. Б.). Возможно, он был предком нынешних калмыков. Этот человек учился на монаха в Улан-Баторе, затем прибыл в Лхасу, где начал у различных учителей собирать данные о Палден Лхамо, чтобы в одном тексте соединить все возможные проявления этого великого божества. Одним из тех, кто поделился с ним своими знаниями, был реинкарнация настоятеля монастыря Сера. Важность этой большой, кропотливой работы была продиктована тем обстоятельством, что в те времена в монгольском мире происходил упадок буддизма, и нужна была реставрация института дхармы.
Достоинство автора данного произведения состоит в том, что благодаря его неимоверным усилиям мы теперь, основываясь на одном тексте, можем узнать обо всех проявлениях великой защитницы учения Будды. В этом смысле он заслуженно получил звание «кхенчен» – великий настоятель. Чтобы удостоиться этого титула, необходимо было обладать выдающимися достоинствами, огромными познаниями в различных областях. И этот монгол был именно таким во все смыслах достойным человеком. Как говорил Его Святейшество Далай-лама XIV, посвящение, основанное на 21-й форме Палден Лхамо, имеет важное значение для монахов, но будет полезным и для мирян.
По словам Чадо Ринпоче, есть предание о том, что когда Будда Шакьямуни незадолго до своего ухода в паринирвану, отвечая на вопрос, что будет дальше с его учением, сказал, что оно будет развиваться и распространяться на север, дважды повторив слово «север». И в действительности со временем дхарма укрепилась и получила расцвет именно в Тибете, затем учение распространилась среди монголоязычных народов, потом в России – среди калмыков, бурят и тувинцев. В современности во многом благодаря усилиям Его Святешейства Далай-ламы XIV, весь пласт знаний, связанных с буддизмом, который есть в Тибете, после эмиграции тибетского духовенства продолжает изучаться в монастырях Индии. Основываясь на этих знаниях, многие монахи становятся геше, выдающимися проповедниками и признанными практиками буддизма, среди них есть и представители монголоязычных народностей. То есть развитие религии идет именно по тому сценарию, предсказанному самим Буддой Шакьямуни.
«В Калмыкии сегодня мы также видим расцвет буддизма. Усилиями властных структур и всех людей, живущих здесь, вы имеете такой прекрасный хурул в Элисте. С другой стороны, здесь работает чистая сангха, монахи, которые соблюдают обеты. Это большой плюс. Теперь важно добиться того, чтобы молодое поколение калмыков называли себя буддистами не по рождению, а имели определенные знания относительно учения Будды и, основываясь на них, являлись настоящими наследниками учения. Это действительно очень важно», – отметил Чадо Ринпоче.
Фото пресс-службы Центрального хурула Калмыкии