В ходе недавнего международного форума прессы, посвященного проблемам национальных и региональных СМИ, в которой принял участие также Глава Калмыкии Алексей Орлов, журналисты из разных регионов страны не преминули воспользоваться возможностью задать вопросы первому лицу республиканской власти. Приведем читателям некоторые наиболее интересные моменты этого диалога.

Алексей Маратович, что в республике делается для поддержания межконфессионального и межнационального мира?

Здесь, на площадке форума, мне не хотелось бы перечислять все то, что у нас делается в этом плане, все те официальные мероприятия, проводимые правительством в целом, по разным министерствам и ведомствам. Их очень много – форумы, «круглые столы», постоянный контакт с диаспорами. Но, наверное, самое главное – это то, что мы (я в данном случае имею все общество Калмыкии, всех ее жителей, независимо от национальности и вероисповедания) прививаем уважение к культуре, традициям народов, проживающих в республике.

Я помню, в свои детские годы мы вообще не задавались вопросом, кто из нас какой национальности. К счастью такие отношения у нас в республике сохранились и по сей день. Мы это очень бережно храним. И когда происходят досадные инциденты с участием людей разных национальностей, подчас, к сожалению, с трагическим исходом, очень важно не допустить интерпретаций и трактовок, чтобы бытовой конфликт не превратился в межнациональный. Когда дурость, глупость или, извините, тупое пьянство может стать причиной для того, чтобы кто-то из этого события раздул драму межнационального характера. И хорошо, что в такие критические моменты срабатывают механизмы, заложенные в нас уже издревле – это высокая толерантность, понимание культуры другого народа. В традиции нашего народа – то, что молодежь прислушивается к старшим. Вот эти моменты очень важны в той работе, которую мы проводим с целью укрепления гражданского мира и общественного согласия.

Власть, понятно, делает работу на своем уровне, но главное – это  уделять внимание тем искрам дружбы, толерантности, терпимости, которые присутствуют в любом человеке независимо от национальности и веры. Это традиция ходить друг к другу в гости на праздники, а они у нас общие – Рождество, Пасха, Зул, Цаган Сар, Ураза и Курбан-Байрам, создавать интернациональные семьи, жить по соседству и помогать друг другу во всем. Вот это, наверное, и есть то, что помогает нам сохранять наше братство и понимание.

– Каковы приоритеты в экономике Калмыкии? На что делается акцент сегодня, какие перспективы на будущее? Как власти региона создают благоприятный инвестиционный климат для предпринимателей?

У нас очень неплохие макроэкономические показатели – налоговые поступления, объем инвестиций в основной капитал, рост заработной платы, выполнение дорожной карты по реализации «майских» указов. Все это находится в процессе работы, которая, на мой взгляд, говорю сейчас с позиции руководителя региона, достаточно эффективна.

Но даже самые удовлетворительные экономические показатели не будут ничего стоить, если человек не будет ощущать изменения на своем семейном бюджете. Реальность же не только Калмыкии, но и всей экономики России такова, что она не позволяет нам говорить о том, что такие изменения граждане ощущают. Это фактор объективный, вызванный экономическим кризисом в стране, и последствия его будут еще долго сказываться на всех нас. Сегодня и президент страны, и председатель правительства РФ говорят о позитивных сдвигах в экономике: мы остановили инфляцию, не допустили девальвацию рубля, сохранили индексы производства на прежнем уровне и даже по некоторым отраслям добились положительных сдвигов. Но понадобятся годы для того, чтобы экономика страны по-настоящему окрепла, чтобы каждая семья почувствовала эти изменения.

Что касается экономики республики и жизни наших граждан, то нам, конечно же, трудно тягаться с регионами с сильной, диверсифицированной экономикой, с богатыми природными запасами, развитой промышленностью и т.д. Но то, что нам досталось от наших предков, а это наше животноводство, мы успешно развиваем. И здесь объективные факты и цифры говорят сами за себя – имею ввиду рост поголовья, интенсификацию животноводства и возрождение крупного рогатого скота уникальной калмыцкой породы.

Выступая почти год назад перед парламентариями республики, я говорил о том, что сегодня задача номер один – интенсификация животноводства и возрождение нашей перерабатывающей отрасли. Ставил перед руководителями министерств и ведомств, администраций районов конкретные задачи на сей счет. Очень надеюсь, что они будут исполнены на 100%.

Но в любом случае, подчеркну, процесс пошел. Если сравнивать с ситуацией, допустим, десятилетней давности, когда на всю республику было 2-3 бойни, а это для перерабатывающей отрасли, сами понимаете, сущий пустяк, то нынче у нас работает уже 11 боен, из них 9 работают на полную мощность. Еще недавно в хозяйствах Калмыкии в общей сложности на откорме содержалось не более 1000 голов, и это считалось еще очень хорошо. На сегодняшний день у нас уже около 25 тысячи голов, причем это откормочные площадки как от 50 до 100 голов, так и до тысячи голов и выше. Для нас это очень хороший показатель.

В Калмыкии практически две трети населения живет в селах, люди занимаются подсобным хозяйством. Основное поголовье скота находится там. Да, это значительная масса людей, формально некоторые из них находятся в статусе безработных, но реально они сами себя кормят. Безработица, в том числе скрытая – проблема не только Калмыкии, она общефедерального значения. Мы обязаны вывести людей из серой теневой экономики, но, не облагая их налогами, а наоборот – предоставляя им помощь и государственную поддержку.

Сегодня фактически получается так, что личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели получить господдержку не могут – только сельскохозяйственные кооперативы и крестьянско-фермерские хозяйства. Мелкотоварное производство не может развиваться дальше из-за того, что не может получить господдержку. Мне кажется, эта ситуация неправильная. Для сегодняшнего дня такое положение вещей, может быть, еще приемлемо, но для завтрашнего, в условиях жесточайшего режима санкций, которые введены для нашей страны, точно нет.

– СМИ и власть: как строите отношения, есть ли оппозиционная пресса в республике?

Местные журналисты уже привыкли к тому, что я всегда открыт для встреч, интервью. В этом отношении я беру пример с главы нашего государства Владимира Путина, который регулярно проводит «прямые линии» с населением страны, в ходе которых оглашаются жалобы, требования, просьбы о решении тех или иных проблем. Потом все эти обращения сортируются и передаются на руки губернаторам для того, чтобы с ними уже на местах разбирались.

Вот и я в рамках встречи с Владимиром Путиным 31 июля получил такую же зеленую папку. В ней содержалось 27 обращений, которые поступили от граждан республики на «прямую линию» с президентом. К слову, в рамках нашей «прямой линии» – проекта интернет-газеты «Степные вести» «Глава онлайн» в мой адрес поступило 127 вопросов. Сейчас мы по ним работаем. Надеюсь, на следующей встрече с президентом зеленая папка будет меньше.

Я считаю, максимальная публичность снимает многие проблемы. Призываю коллег из правительства так же работать более активно с общественностью – через общественные советы министерств и ведомств, через «круглые столы» можно много вопросов решить, тем самым снять социальную напряженность. Почему мне пишут: когда построят дорогу к такому-то селу, когда проложат водопровод в таком-то поселке? Хотя все это есть в планах министерств, городской администрации, районных муниципалитетов. Публикуйте это на своих сайтах, чтобы люди видели: да, может быть не на будущий год, но через несколько лет дорога в ваш поселок, водопровод на вашу улицу, газ в ваше село и ваш дом будут проведены.  Другой вопрос, если это не будет сделано в срок, указанный на сайте министерства, тогда уже, конечно, нужно обращаться к главе.

Принцип открытости – главное в нашей работе. Это облегчит нашу с вами жизнь, в первую очередь. Не позволит заниматься рутиной и отвлекаться, а заставит заниматься более серьезными стратегическими вопросами.

Какие меры государственной поддержки калмыцкого народа как реабилитированного народа действуют в республике?

До определенного года эти полномочия были на федеральном уровне. Сегодня они возложены на регионы. У нас есть все соответствующие материальные ресурсы для того, чтобы мы свои обязательства по данной льготной категории граждан выполняли. Но, тем не менее, мы считаем, что необходимо вернуть эти полномочий на федеральный уровень. Неоднократно поддерживали наших кавказских коллег, самостоятельно выходили с инициативой о пересмотре существующего положения вещей в этом вопросе, потому что у каждого региона свои экономические возможности. Почему человек, побывавший в сибирской ссылке, вне зависимости от национальности, но теперь проживающий в экономически слабом регионе, должен получать компенсацию меньше, чем в других, финансово более благополучных регионах? Такого быть не должно. Должно быть справедливое распределение компенсации за потери, которые понесла та или иная нация в период незаконных репрессий.

Вопрос, касающийся туризма. Имеет ли Калмыкия договоренность о сотрудничестве в сфере туризма с другими регионами. И если да, то как это работает?

Туризм для нас, безусловно, становится одним из самых интересных направлений развития экономики региона. Причем мы понимаем, что надо смотреть правде в глаза и объективно оценивать свои возможности. К сожалению, морем, горами и другими красотами привлечь туристов мы не можем. Калмыкия – это степь, мы ее, безусловно, любим, как мать, нам не важно, какого она возраста и как выглядит. Но мы хотим, чтобы и другие полюбили нашу степь. А она у нас действительно красивая.

У нас туризм носит событийный характер. Это наши культурные мероприятия – Джангариада, гастрономический фестиваль; сезонные – фестиваль тюльпанов, лотосов и другие, которые проводятся в течение года. Это, безусловно, религиозные праздники, которые уже давно стали общенациональными праздниками. Кроме того, есть локальные проекты –туризм охотничий и рыболовный (Ики-Бурульский и Черноземельский районы). В перспективе хотим задействовать и другие районы. В частности, уже начат проект по использованию грязей озер в Яшалтинском районе. У нас поистине уникальные озера, леченые свойства грязей которых подтверждены заключениями экспертиз, медицинские учреждения сертифицировали их. Не воспользоваться этим было бы грешно. И у ряда инвесторов есть интерес к нашим объектам. Единственное, конечно, там нужно серьезно вложиться в инфраструктуру – построить дороги, провести электричество.

Некоторое время назад мы приняли закон о развитии туристического бизнеса в республике и в целом разработали комплекс мер для того, чтобы стимулировать развитие туризма. Это и грантовая система для субъектов турбизнеса, и система льготного налогообложения для тех компаний, которые работают в этом секторе.

Буквально в эти дни подходит к завершению работа над проектом консолидированного бюджета РК на 2018 год. Там есть очень интересные предложения для туроператоров, ресторанов, для транспортных кампаний, задействованных в турбизнесе. В частности, предлагается внести дополнительные льготы для оплаты жилищно-коммунальных услуг, помимо других льгот, предусмотренных для субъектов турбизнеса.

В перспективе мы видим для себя возможности серьезной интеграции с другими регионами в сфере туризма. Два года назад в Таганроге четыре региона ЮФО – Калмыкия, Ростовская, Астраханская области и Ставропольский край подписали соглашение о развитии туристического бизнеса. Сегодня работаем над тем, чтобы наши партнеры могли создать туристический пакет – пакет недельного, 10-дневного тура с охватом культурных, архитектурных, исторических памятников, которыми славятся Калмыкия соседние края и области. Это будет полноценный туристский продукт, который бы работал всесезонно.

– Опыт Калмыкии уникален – в общественном поле здесь создан режим максимального взаимопонимания. Как вы думаете, какие вопросы общественной жизни России или Юга России достойны стать предметом широкой общественной дискуссии на страницах региональной прессы?

Находясь в социуме, каждый из нас, вне зависимости от того, где проживает, все равно вовлечен либо во внутриполитические, либо во внешнеполитические проблемы. Мы сегодня видим и констатируем, что в отношении России, нашей Родины, идет пропагандистская война, допускается ущемление наших национальных интересов по всем направлениям. Некоторые считают, что это паранойя, что этого ничего нет, но факты говорят об обратном.

Самое неприятное – то, что даже наша культура страдает. Приведу в пример нашумевшую историю о том, как наш прославленный коллектив – военный ансамбль песни и танца имени Александрова, который с триумфом гастролировал все эти годы по миру, сегодня фактически стал невыездным. Ему не разрешают участвовать в концертах только потому, что у них на кокардах и шевронах – герб России. Это разве справедливо?

Мне кажется, все, что связано с нашей историей, все проблемы современного общества – очень интересны, привлечет внимание к себе внимание каждого гражданина. Я уверен, что эти моменты интересны каждому из нас, обыкновенным жителям. Их не нужно педалировать, на них не нужно спекулировать, но об этих вещах говорить сегодня нужно. А кто об этом может говорить, как не мы с вами – власть и журналисты, те, которые задействованы в публичной сфере?

Фото Николая Бошева