Как мы писали ранее, в Элисте стартовал первый калмыцкий деловой форум «Территория развития», организованный Центром поддержки предпринимательства при содействии Министерства экономики и торговли РК.
После интересного пленарного заседания участники рассредоточились по секциям. К примеру, на одной из них выступал российский тренер по бизнесу Глеб Архангельский со своим практическим курсом по темам «Эффективный бизнесмен» и «Тайм-менеджмент», а параллельно на большой арене проходила панельная дискуссия «Массовый спорт – инструмент развития территорий», модератором которой выступил управляющий партнер Newman Business Consulting Владимир Волошин.
Ну, а я побывал на стратегической сессии под названием «Калмыкия: степная экономика и новый бренд Востока». Здесь в качестве модератора был директор Центра территориального маркетинга Константин Гаранин.
Начал мероприятие Константин с того, что предложил участникам назвать перспективные, по их мнению, направления, по которым может развиваться Калмыкия. При этом он подчеркнул, что в расчет берутся именно локальные продукты, а не глобальные.
«Мы исходим из того, на что есть территориальный тренд», – отметил Гаранин.
В итоге были определены шесть тем – это туризм, локальные продукты, энергетика, образования, логистика и дата-центры (специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и сетевого оборудования и подключения абонентов к каналам сети Интернет).
Далее специалист предложил проработать эти направления по специальному алгоритму.
«У нас есть шесть тем. Теперь мы должны ответить по каждой на такие вопросы: Что есть? Что хотим? Что нужно? Как сделать? То есть что у нас есть для того, чтобы это заработало, какие у нас есть направления, какой есть потенциал? У вас будет короткое обсуждение, в ходе которого вы накидаете мысли, идеи. Затем общими усилиями определим, что реально и нереально, лучшее и худшее и в результате отберем лучшие решения, которые хотим упаковать, чтобы с помощью этого привлекать инвесторов», – разъяснил спикер.
На примере развития направления «туризм» Константин показал, как должна строиться работа. Но он сразу оговорил, что выстраивает примерную концепцию с позиции человека, который живет в Москве, не знающего внутреннюю историю республики.
«Я возьму туризм как драйвер развития. Что у нас есть: степь, набор кибиток, виды природы, буддизм. Что мы хотим: степной спорт (степной кайтинг, степной эндуро, авторалли). Далее что нужно: организаторы событий, которые делают это за пределами Калмыкии и плюс масштабирование. Мне надо их привезти уже завтра, чтобы они к 2018 году сделали здесь какой-нибудь продукт. Местный бизнес нужен для того, чтобы хостить и кормить туристов. А чтобы малый бизнес появился, нужен акселератор. И как сделать: нетворкинг, мы идем и договариваемся о том, что они приедут и посмотрят, хостинг и кормление (акселератор), финансирование как со стороны заинтересованного бизнеса, так и инвесторов, логистика. Это то, что, к примеру, мне нужно, чтобы в следующем году это запустить. Вероятность того, что я это запущу в принципе большая. Это, в первую очередь, событийный туризм, сначала на него будут приезжать раз в месяц 500 человек, затем через год уже по 1000, а еще через 2 года – 5000. В итоге за эти годы я добьюсь показателей в 100 тысяч новых пребываний. И таких направлений у нас будет несколько. Через 3-4 года в итоге уже будет миллион посещений. Если мы все сделаем правильно, то это принесет прибыль не только в туризме. Туризм чем хорош? По статистике всемирной туристической организации, он развивает до 50 отраслей народного хозяйства. Например, туристов надо кормить, а это локальные продукты. Локальные продукты – это сельское хозяйство. Так что вот пример того, как мы мыслим в рамках стратегической сессии», – рассказал Гаранин.
«Нам важно, чтобы не вы нас слушали, а важно, чтобы мы все друг к другу прислушивались. У нас проектирование практическое, поэтому эта была короткая водная часть на два дня работы. Так что вы не рассчитывайте, что я буду читать лекции, а вы просто сидеть и слушать», – добавил маркетолог.
После этих слов участники разделились на шесть групп по направлениям и в течение 15 минут устраивали мозговой штурм, отвечая на первые два вопроса алгоритма: что есть в республике и что они хотят для того, чтобы продать на рынке их сферы. Внутри группы назначались модераторы, которые потом озвучивали все предложенные идеи.
Стоит сказать, что сам Гаранин не выступал в роли стороннего наблюдателя. Он подходил к участникам, если им требовалась помощь, и что-то советовал на основе своих примеров.
Наш известный земляк Сангаджи Тарбаев также принял участие в работе стратегической сессии. Он, например, высказал идеи и мысли по направлениям «логистика» и «дата-центры».
«Это были первые прикидки, про которые мы просто говорили. На самом деле наговорили и плохого, и хорошего; что-то разобрали, что-то нет. На сегодняшний момент мы оставляем все как есть, чтобы вы могли вечером обдумать, о чем вы здесь вели разговор и слушали. И завтра будем упаковывать это все в конкретные вещи и примеры. Что нужно сделать? С чего нужно начать? Как это упаковать в бренд? Как связать эти направления во что-то единое? Как внутри этого привлечь существующие проекты, как с ними связаться? Разберем эти вопросы. Отбросим все то ненужное, с чем мы ближайшее время не «взлетим», потому что наша задача – стартовать с новым проектами летом следующего года. Я продолжаю настаивать на том, что у нас не гипотетические упражнения. Например, из всего представленного условный я или Центр поддержки предпринимательства должен получить задание упаковать все, найти под это партнеров и инвесторов, провести переговоры, запустить проект поддержки, чтобы к лету дать старт первым проектам», – подытожил первый день работы сессии Константин Гаранин.
А сегодня в 11 часов стартует панельная сессия Константина Гаранина по теме «Маркетинг территорий».
Также он проведет семинар под названием «Развитие бизнеса в рамках развития конкретной туристической территории».
Фото Николая Бошева