Что надо предпринять для повышения качества жизни на селе, нужно ли развивать железнодорожный транспорт в республике – об этом размышляли на своем очередном заседании члены экспертного совета по социально-экономическим вопросам при Правительстве РК.
Программы в действии
Мероприятие, как мы уже сообщали, состоялось вчера, его провел руководитель кабинета министров Калмыкии Игорь Зотов. На заседание были приглашены и представители министерств, отвечающих за выполнение программ, цель которых – улучшить условия жизни сельчан.
Заместитель министра сельского хозяйства РК Сергей Антонов проинформировал экспертов – общественных деятелей, ученых и предпринимателей – о том, что было реализовано в рамках ФЦП «Устойчивое развитие села до 2013 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РК на 2013-2020 годы».
В частности, благодаря федеральной целевой программе «Устойчивое развитие села до 2013», действовавшей в Калмыкии открыты фельдшерско-акушерские пункты в поселках Алцынхута, Кумской, Ачинеры, Бергин и Юста Кетченеровского, Черноземельского и Юстинского районов, школа в поселке Cарпа Кетченеровского района. Общий объем финансирования из федерального и республиканского бюджета в рамках указанной ФЦП составил 959, 2 млн рублей.
Основными мероприятиями подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РК на 2013-2020 годы», отметил Сергей Антонов, являются улучшение жилищных условий сельчан и обеспечение жильем молодых специалистов на селе, комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Главные ее задачи – создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, формирование позитивного отношения сельской местности и сельскому образу жизни, расширение рынка труда и его привлекательности для сельского населения. В рамках этой программы с 2014 по 2016 годы ввели в эксплуатацию 8,6 тысяч кв.м. жилья для людей, живущих на селе, 53,9 км внутрипоселковых разводящих газовых сетей, 61,8 км – разводящих водопроводных сетей.
«У нас и в шутку и всерьез говорят, что для создания комфортных условий на селе необходимы семь «чудес света» – транспорт, свет, газ, водопровод, здравоохранение, образование, культура. По всем этим направлениям мы и работаем в рамках данной программы», – подытожил Антонов.
Замминистра ЖКХ и энергетики РК Сергей Раров рассказал о перспективах развития водо-, газо-, теплоснабжения в сельской местности. Так, направлены бюджетные заявки и обосновывающие документы для включения в федеральную адресную программу по строительству подводящих водопроводных сетей к 27-ми населенным пунктам, включая Ики-Бурульский, Приютненский, Целинный районы и Элисту. На сегодня представленные Правительством РК документы прошли проверку Минстроя России и Минэкономразвития РФ; окончательно вопрос по финансированию на 2018-2020 годы будет решен позже, проинформировал Сергей Раров.
Согласно программе ПАО «Газпром» «Развитие газоснабжения в РК с 2016 по 2020 годы» предусмотрена газификация поселков Молодежный, Хулхуты Яшкульского района, Белозерный, Октябрьский Юстинского района, Прикумский Черноземельского района.
В настоящее время все источники отопления в сельских населенных пунктах работают в автономном режиме. Исключение составляет село Малые Дербеты, где действует квартальная котельная.
Темпы миграции сельчан снизились, но проблема остается
В свою очередь Игорь Зотов подчеркнул, что работа по повышению качества жизни сельчан по семи направлениям проводится со времен Басана Городовикова; в настоящее же время созданию комфортной среды в райцентрах способствует и выполнение приоритетного проекта «Создание комфортной городской среды», инициированного Президентом РФ Владимиром Путиным.
Отвечая на вопросы доктора экономических наук Лага Бамахалгаева о том, выполняются ли в наших селах нормы потребления воды, Игорь Александрович констатировал: «Всем понятно, что на сегодняшний день нормативные показатели не исполняются». И добавил, что программа «Устойчивое развитие сельских территорий» подразумевает лишь строительство внутрипоселковых сетей, а ввод воды в поселения не входит в ее полномочия. «Исходя из чего 27 населенных пунктов (26 уже осталось), которые должны быть запитаны от группового водопровода, находятся в «подвешенном» состоянии». «В январе будет решаться вопрос по распределению средств из резервного фонда Правительства РК, куда эти объекты должны попасть. Эта работа ведется, Лаг Цаганманджиевич», – обратился Игорь Зотов к известному советскому хозяйственному, общественному и политическому деятелю.
Премьер РК также ответил на вопрос Лага Бадмахалгаева о миграции сельского населения: «Отток существует, порядка 800 человек ежегодно выбывают в основном в Элисту, оттуда – в другие города. Подобная картина и в целом по РФ. Всего пять регионов притягивают работоспособное население нашей страны, это Москва, Московская область, Санкт – Петербург, Краснодарский край и Екатеринбург. Темпы миграции, наиболее заметной у нас с девяностых годов, к счастью, снизились, но проблема остается».
Работу – молодым специалистам!
Эксперты, послушав информацию специалистов, выступили со своими предложениями, касающимися повышения качества жизни на селе. В частности, доктор сельскохозяйственных наук Аркадий Натыров считает, что необходимо создавать рабочие места для выпускников учебных заведений. В качестве примера он рассказал о своих студентах, будущих ветеринарах, которые уже сейчас, на выпускном курсе, получают предложения о работе. И все это благодаря тому, что они, обучаясь, участвуют в различных проектах, трудятся в составе мобильного ветеринарного отряда, таким образом заявляя о себе.
Финансирование ветеринарной службы с прошлого года у нас повысили в два раза, она стала получать федеральные задания, в свою очередь заметил Игорь Зотов. По его мнению, ветслужба Калмыкии, «утерянная» к 1990-м годам, сейчас совместно с Калмыцким госуниверситетом выходит на качественно новый уровень.
В свою очередь Б. Дякиева поделилась мыслями о повышении качества образования в сельских населенных пунктах. К причинам миграции сельского населения она относит тот факт, что родители учащихся покидают малую родину в поисках хороших школ. Именно поэтому в районах, считает Балджя Батнасуновна, надо открывать инновационные образовательные учреждения.
По мнению Владимира Хабунова, в обсуждении многих вопросов был бы полезен диалог руководителей с самими сельчанами, а инициатором проектов должно стать Министерство экономики и торговли РК.
В продолжение темы Игорь Зотов сообщил о планах о переводе Института комплексных исследований аридных территорий, который и проводит социологические исследования по заказу министерств и ведомств, в ведение регионального правительства.
Нужна ли железная дорога?
На заседании был также рассмотрен вопрос о развитии железнодорожного транспорта в Калмыкии. Его не раз поднимали ветераны, обращавшиеся с этой проблемой, в том числе в администрацию президента страны, сообщила председатель экспертного совета при Правительстве РК Эльза Мантаева.
В прежние годы, как известно, обсуждались проекты о строительстве железных дорог Волгоград – Элиста и Астрахань – Элиста. Стоимость первой – порядка 23 миллиардов рублей, второй – около 46 миллиардов.
Во время заседания не раз была озвучена мысль о том, что строительство железнодорожного пути из Волгограда в Элисту будет «строительством дороги в тупик», если не будет ее продолжения в направлении Кавказских Минеральных Вод. Об этом говорил эксперт Александр Стризое. По его мнению, огромный поток пассажирских поездов, который идет с Урала и Сибири в таком случае может двинуться по этой дороге. Он также отметил, что строительство дороги от Элисты до Астрахани может быть более перспективным.
Судя по выступлениям экспертов (и с этим наверняка согласятся многие наши читатели), железная дорога сегодня не имеет такой большой социальной значимости, как в далекие годы. Наши земляки теперь активно пользуются автотранспортом, летают на самолетах.
Представляет ли интерес железная дорога для грузоперевозчиков? Этот вопрос, вероятно, нуждается в исследовании специалистов.
Фото автора