На носу праздник – День калмыцкой печати, а настроение что-то не праздничное. Смею полагать, это будет очередное дежурное мероприятие. В Национальном драматическом театре соберется журналистская братия, чтобы послушать набившие оскомину заумно-хвалебные речи. Потом под горячие аплодисменты совершится «раздача слонов». Поздравят лауреатов конкурса «Золотое перо Калмыкии-2017», а затем по сложившейся традиции избранная часть «акул пера», приближенная к телу председателя регионального Союза журналистов, отправится чревоугодничать.
Естественно, прозвучат спичи в честь 100-летнего юбилея газеты «Хальг yнн», еще раз поздравят лауреатов «золотого пера», и после очередного тоста народ постепенно станет рассасываться. Не потому ли ряды СЖ Калмыкии редеют с каждым днем, что никто не видит в нем ни брата по профессии, ни советчика, ни единомышленника, ни защитника своих интересов? Однако это, похоже, никого не волнует, я имею в виду местечковое «большое начальство». Так, глядишь, со временем и на ресторан взносов не удастся наскрести.
Что касается конкурса «золотых перьев», то, как пишет РИА «Калмыкия», он не проводился уже почти 15 лет (День калмыцкой печати был учрежден в 2002-м году – авт.). И, безусловно, ему придается большое значение. (Кем – авт.?) Санал Шавалиев (председатель СЖ) сказал, что «Золотое перо Калмыкии-2017» получил (перо – оно, средний род – авт.) положительный отклик среди журналистов республики. Между тем, на суд жюри было представлено всего 58 материалов в 10 номинациях. Но, как подчеркнул Николай Санджиев (заместитель министра культуры и туризма), это все-таки больше похоже на «единственный залп “Авроры”»: «Хотя мы в этом году отмечаем 100-летие национальной газеты «Хальмг yнн», юбилей образования калмыцкой печати. И казалось бы, должна была «звучать настоящая канонада» из лучших статей от СМИ… Я ожидал больше работ. Особенно от представителей электронных изданий. В последнее время у нас в республике появилось много специалистов, которые работают в интернете, ведут те или иные сайты, считают себя сведущими журналистами, судя по их высказываниям. Но, как правило, их материалы не вытягивают до нужного уровня»…
Мне кажется, что в данном контексте вводные слова «как правило» совершенно излишни, хотя в какой-то мере я здесь с Николаем Джамбуловичем солидарен, однако поневоле, извините, возникает риторический вопрос: а судьи кто? Кто из мэтров пера выступает в роли оценщика?
В связи с этим, вспоминается аналогичный конкурс советских времен. Заведующий отделом строительства и транспорта газеты «Советская Калмыкия» Сергей Ткачев получил заслуженную награду за статью, после которой сняли с работы секретаря Калмыцкого обкома КПСС. Вы можете себе представить подобную ситуацию в нашем «демократическом» обществе? В объявленной номинации «Расследование года» есть соискатели? Или в «Сенсациях районного масштаба»?
Вообще, очень интересно было бы увидеть список наших везунчиков с обязательной выкладкой их материалов (как это делает большинство организаторов разных конкурсов). Уверен, забавное чтиво получилось бы. Впрочем, так и со всероссийскими конкурсами: читаем расследования крутых «перьев» из федеральных СМИ, а побеждают никому неизвестные авторы статей среднего уровня.
Наверняка найдутся такие, кто про автора этих строк скажет «старый брюзга», и отчасти они будут правы. Но ей-богу обидно наблюдать за деградацией регионального отделения Союза журналистов России. По большому счету его давным-давно уже нет; есть клан, закрытое сообщество, в котором все решается келейно и в котором все пляшут под сурдинку. А, между тем, журналисты варятся в собственном соку, пишут, как им бог на душу положит, невольно выхолащивая нашу профессию под корень. Если так дальше пойдет, то строки из песни «трое суток шагать, трое суток не спать, ради нескольких строчек в газете» для них станут – если уже не стали – пустым звуком, риторикой, анахронизмом.
Считаю, что имею право на такое суждение, так как в Калмыцком отделении Союза журналистов СССР, а потом и России состою с 1979 года.
Фото из интернета