Вчера на сессии Народного Хурала Калмыкии депутаты приняли поправки в республиканский Закон о госслужбе, которые уже наделали немало шума в медиа-пространстве. Суть их сводится к тому, что требования к лицам, поступающим на государственную службу, несколько либерализируются. Теперь трудовой стаж, необходимый для занятия должностей в высшей группе госслужбы, снижен с 6 до 4 лет, в главной группе – с 4 до 2 лет, а в ведущей группе должностей стаж вообще не предусматривается.
Хорошо это или плохо?
Скептики свою позицию аргументируют тем, что теперь в управленцы придет много необстрелянной молодежи, которая практически не имеет соответствующего опыта работы, и в этом они отчасти правы.
Достаточно вспомнить советские времена, когда для успешного продвижения по службе нужно было пройти все ступени карьерной лестницы, первые из которых начинались, как правило, в комсомоле. Наиболее инициативных, шустрых и сообразительных (не обязательно продвинутых в той или иной отрасли) партия «брала на карандаш», и молодого человека чуть ли не под ручку аккуратно вели между подводных камней производственных перипетий и аппаратных игр.
Времена изменились, изменился и мир, но проблема квалифицированных кадров по-прежнему остается. При несметной армии чиновников, как ни парадоксально, ощущается дефицит грамотных управленцев, причем мыслящих нестандартными категориями, умеющих мгновенно ориентироваться в самых непростых ситуациях. Одним из препятствий приема на работу является стаж, вернее, его отсутствие.
Как правило, требования руководителя любой «конторы» к соискателю сводится к двум категориям: не старше 25-30 лет и при этом стаж на предыдущем месте работы не менее 5 лет. Конечно, бывают исключению, но крайне редко.
И тут для вчерашнего выпускника вуза встает непреодолимое препятствие: что он может поделать в данной ситуации? Ему просто подрезают крылья, так как он не работал по специальности ни дня.
Вот положения Закона о госслужбе, который строго регламентировал квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности:
1) для высшей группы должностей гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
2) для главной группы должностей гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
3) для ведущей группы должностей гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
4) для старшей и младшей групп должностей гражданской службы – без предъявления требований к стажу.
Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки для замещения ведущих должностей гражданской службы – не менее одного года стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Поправки, внесенные депутатами Хурала, смягчают требования.
В подпункте № 1 шесть лет стажа государственной гражданской службы снижены до четырех лет, а стаж работы по специальности, направлению подготовки вообще упразднен.
В подпункте № 2 четыре года снижены до двух лет, соответственно, работа по специальности не нужна, как и направлению подготовки.
Подпункт № 3 изложить в следующей редакции:
Для ведущей, старшей и младшей групп должностей гражданской службы – без предъявления требований к стажу»;
Подпункт № 4 признать утратившим силу.
Конечно, некоторая корректировка Закона о госслужбе – не панацея, однако она направлена на то, чтобы привлечь молодых специалистов, которые только-только набираются опыта, не имеет соответствующего стажа – теперь он уменьшен. Это, несомненно, будет способствовать омоложению управленческих кадров, привлечет отличников учебы в органы власти, для которых, образно говоря, вход будет свободным.
«Важнейшая задача поправок в Закон о госслужбе – обеспечение условий для создания кадрового резерва в республике», – подчеркнула первый зампред Народного Хурала Саглар Бакинова. По ее словам, особое внимание будет уделяться выпускникам-отличникам высших учебных заведений.
«В Элисте сегодня популярны разговоры о молодых калмыцких технократах или «обоснованных карьеристах», которых республиканское руководство стремится привлечь на госслужбу и затем продвигать по служебной лестнице, – прокомментировал ситуацию «НГ» политический эксперт Павел Голод. – Судя по некоторым признакам, в Калмыкии на самом деле готовится кадровая революция, которая может привести в итоге к смене поколений республиканских чиновников. Разработкой стратегии такой революции занимается ближайшее окружение Алексея Орлова, а ее практическая реализация, по слухам, может начаться уже в 2018 года, в ходе выборов нового состава Народного Хурала».
Собственно, об этом говорил и Глава РК Алексей Орлов в прошлогоднем обращении, нацеливая на решение важной проблемы: повышение эффективности государственного управления в регионе.
Фото Николая Бошева