В  Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялось заседание «круглого стола» по теме «Система стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала». В нем принял участие премьер-министр РК Игорь Зотов, который потом ответил и на некоторые вопросы, касающиеся Обращения Алексея Орлова к депутатам Народного Хурала РК, интернет-газете «Степные вести».

– Игорь Александрович, опыт Калмыкии был отмечен Аналитическим центром при Правительстве России. Расскажите подробнее.

– По оценке федерального Минфина, наша республика по итогам 2017 года вошла в тройку лидеров по общим налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, а по отчету Счетной палаты РФ по исполнению консолидированного бюджета РФ заняла первое место (по темпам прироста налога на прибыль); у нас он вырос в 3,5 раза.

Этими двумя нашими показателями стали интересоваться коллеги из других регионов на заседании «круглого стола», которое прошло в Аналитическом центре под руководством Сергея Морозова, губернатора  Ульяновской области.  Он поделился достижениями в оценке рейтинга муниципальных образований, то есть, как у них это происходит, и соответственно нас попросили поделиться опытом по выстраиванию межбюджетных отношений с муниципалитетами.

Тут можно сказать о двух вещах: во-первых, по приросту собственных доходов у нас заработали те проекты, которые мы начали реализовывать после 2010 года – сотрудничество с «Лукойлом», когда Глава РК Алексей Орлов подписал соглашение с Вагитом Алекперовым. Благодаря этому мы получили приличные деньги в прошлом году. И, во-вторых, очень важный аспект – налоги, которые стали поступать от Каспийского Трубопроводного Консорциума. Компания помимо той оказываемой социальной поддержки нам платит довольно ощутимые средства в республиканский бюджет. Таким образом, наша республика переходит на иной уровень, на иную базу собственных доходов. Для нас это своего рода тоже вызов.

И, в-третьих, положительно подействовала на результат та работа, которая была проведена Управлением федеральной налоговой службы РФ по РК совместно с коллегами из республиканских силовых структур касаемо дела ООО «Дальняя степь». Это те деньги, которые недоплачены в бюджеты разных уровней в прошлые годы. Мы в 2017 году начали их получать; это тоже ощутимая прибавка, порядка 400 миллионов рублей. Город также в этом году получил более 250 миллионов рублей.

А предметом обсуждения на заседании Аналитического центра при Правительстве РФ стал наш опыт выстраивания межбюджетных отношений с муниципалитетами. Иначе говоря, мы районам дали не рыбу, а удочку, чтобы они сами могли зарабатывать. Полученный эффект был отмечен федеральным правительством. Мы планировали компенсировать в прошлом году 160 миллионов рублей, то есть вместо дотаций компенсируем их налогами. И к тем 160 миллионам рублей районы сами заработали дополнительно почти 15 процентов. После совещания представители Ульяновской области подошли ко мне и стали интересоваться, как это у нас получилось, сказали, что хотят применить наш опыт. У нас же, как вы знаете,  остался механизм дотаций только в экстренных случаях. Например, на  софинансирование тех объектов как в прошлом году дорога Кировский-Годжур Сарпинского района. РМО само не потянуло софинансирование, поэтому мы вынуждены были субсидировать. Или как городу выделили дотацию на завершение строительства школы в 9 микрорайоне. Все дотации остались только связанные с осуществлением больших объемов финансирования по объектам капстроительства.

Тоже очень важный аспект, хотелось бы его отметить, и который нам удалось сделать по указанию главы региона, – мы увеличили отчисления в Дорожные фонды муниципалитетов с 10 до 15 процентов. Это позволит в районах и их центрах активно осуществлять работы по реконструкции уличной сети. Эта практика тоже, как оказывается, многими субъектами не применялась. Мы оказались одними из первых, кто ее применил, поэтому также был отмечен как позитивный опыт.

По поручению Главы РК по созданию налоговой базы для муниципальных образований принято отдельное решение по городу Элисте –отдать дополнительно 10 процентов от НДФЛ, которое позволит пополнить столичный бюджет почти на 100 миллионов рублей. Я думаю, это является также правильной практикой.

Итоги первого квартала 2018 года мы обсудили с казначейством; у нас, в принципе, положительная динамика поступления доходов сохраняется. Очень хотелось бы ее в процентном росте сохранить до конца года. Благодаря этому мы сможем более активно решать поручения главы, а самое главное – действовать по реализации указаний президента, связанных с повышением уровня жизни населения.

– На расширенном заседании коллегии Минфина России, состоявшегося в конце марта в Москве,  Калмыкию отметили…

– Это – реализация комплекса работ и тех инвестиционных проектов, о которых говорил выше. Мы максимально смогли создать благоприятные условия для «Лукойла», для КТК, они заработали; те инвестиции, которые были вложены, теперь начинают работать, превращаются в налоги, в ремонты школ, дорог, в рост зарплаты. Это плановая работа, при которой динамично исполняются поручения и инициативы Главы РК. Не все так быстро как бы хотелось. Первый квартал 2018 года дает основание немножко быть оптимистом, что в этом году эта динамика продолжится.

– Игорь Александрович, перед тем как задать следующий вопрос по Обращению Главы РК в 2018 году, хотелось бы подвести итоги послания 2017 года, узнать в целом, что удалось сделать, что нет и по каким причинам?

–  Знаете, мониторинг Послания Президента РФ и Обращения Главы РК – два  главных приоритета работы правительства. По ним, в принципе, нашу работу оценивают. Что касается 2017 года, показатели, связанные со сроками сдачи объектов школ, переселения из аварийных домов, все это реализовано. По сути, осталось неисполненное одно поручение, которое переходит на 2018 год, – это Стратегия-2030. Но мы и не должны были его выполнять в прошлом году. Обозначив срок – 2017 год, мы для себя поставили немного жесткие условия, поэтому его исполнение будет продолжаться.  По федеральному закону срок его реализации – до конца 2018 года.

Повторюсь, Стратегия-2030 – федеральное поручение, которое мы обязаны выполнить до конца текущего года. Для себя решили его делать с привлечением сильнейших федеральных экспертов на базе нашего КалмГУ, поэтому сейчас ведем соответствующую работу. Стратегия должна быть привязана к нашим реалиям, чтобы каждый человек понимал, как развивается республика, каждый район, каждое СМО, чем будут заниматься. Мы хотим, чтобы Стратегия-2030 стала таким документом, который реально подвигнул к результатам каждого человека и каждый населенный пункт.

– Как будут выполняться правительством поручения, содержащиеся в Обращении Алексея Орлова к депутатам Народного Хурала (Парламента) РК, которое он озвучил 15 марта? 

– Сегодня (4 апреля – прим. авт.) только на президиуме обсуждали поручения. В принципе, Обращение Главы РК очень жестко привязано с президентскими инициативами, мы опять же ждем указов, поручений федерального правительства. Понятно, что все направлено для того, чтобы за жизнь каждого человека, живущего в республике, мы отвечали в полном объеме, сделать лучшей и максимально комфортной.

И еще хотел бы дополнить ответ на первый вопрос по поводу Аналитического центра при Правительстве РФ. Так вот, мы хотим воспользоваться этой площадкой, чтобы наши инициативы услышали. Республика неоднократно обращалась в федеральный центр с тем, чтобы нам дали больше полномочий начать эффективно пользоваться ставкой земельного налога, чтобы мы смогли варьировать по разным видам сельхозземель. Мы свои предложения озвучили, дальше будем продолжать эту работу.

Еще один очень важный момент, на мой взгляд, мы хотим инициировать внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы комиссия по налоговым и неналоговым доходам смогла получать данные о предприятиях, налогоплательщиках. Для того чтобы анализировать отрасль, анализировать средние зарплаты, для людей обелять их заработок, который позже смог бы получать их пенсию, и соответственно поднимать налогооблагаемую базу. Думаю, эта работа тоже будет продолжена и будет услышана.

И та инициатива, с которой выходили и Хурал, и Глава Республики Калмыкия о передаче страховых взносов за неработающее население по обязательному медицинскому страхованию в сферу полномочий Российской Федерации должна быть поддержана либо компенсирована иными видами расходов при сохранении действующей схемы финансирования.

И опять же все идет к тому, чтобы Обращение Главы РК почувствовал на себе каждый человек. Есть критерии по уровню бедности, мы там, к сожалению, находились на последних местах. Пятой сзади. Нельзя сказать, что это достижение. Но у нас средняя зарплата стала подниматься на уровне наших соседних регионов. Эту работу однозначно надо продолжать, надо зарабатывать больше, чтобы поручения Главы РК по повышению роста зарплаты могли постоянно выполнять. Повышать уровень жизни – это наша первая задача.

– Что делается правительством для решения вопроса по снижению тарифа на электроэнергию для так называемых «прочих потребителей» – то есть юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности? Все эти годы власти Калмыкии апеллируют к федеральному центру, стремясь отстоять интересы региона и его жителей. К сожалению, пока безуспешно. Но не зря говорят: вода камень точит, а потому надо продолжать и далее всеми возможными способами пытаться переломить ситуацию в нашу пользу. Что вы думаете по этому поводу?

– Понимаете, ситуация такая, что многие сравнивают республику с нашими соседями, где тариф ниже, та же Астраханская область. Но ведь разговор идет о перекрестном субсидировании. У нас сельское население платит гораздо меньше, чем в Астраханской области. Конечно, мы хотим попасть в особую тарифную зону, в которую входят некоторые республики.

В этом вопросе есть и положительные, и отрицательные моменты. Начну с отрицательной – есть мнение Минэнерго РФ законодательно ограничит список особых зон окончательно. Но пока такое решение не принято. Мы продолжаем пытаться решать этот вопрос.

– Какова на сегодняшний день ситуация по обманутым дольщикам?

– Вы знаете, две недели назад Глава РК торжественно вручил ключи им от одного дома. Мы в этом году хотим завершить еще четыре объекта.

Хотелось бы, чтобы силовые структуры республики более тщательно проверили бы некоторые компании, которые умудрились на этапе котлованов заключить большое количество договоров, и в итоге ничего не построить. Мы хотели, чтобы силовые структуры посмотрели внимательнее эти схемы, особо касаемо «Бетонинвеста».

Хотя наша республика всегда уделяет внимание вопросу социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны, в преддверии 9 Мая хотелось узнать, какие дополнительные меры будут приниматься? 

–  Вы знаете, помимо участников Великой Отечественной войны помощь оказывается ветеранам, которые строили железную дорогу Астрахань-Кизляр.

Конкретно по ветеранам Великой Отечественной войны, у нас предусмотрены дополнительные средства из ресбюджета в размере 5,3 миллиона рублей. Помощь будет оказана одному ветерану ВОВ, который  помимо федеральной субсидии получит еще и от республики 500 тысяч рублей, соответствующий Указ Главы РК уже вышел. Суммарно получится 1,4 миллиона рублей на покупку квартиры. Также из федерального бюджета выделены средства трем приравненным к ветеранам – вдовам погибших участников, инвалидов ВОВ. Дополнительно еще пятерым вдовам выделим средства из республиканского бюджета, чтобы снова всех обеспечить жильем, как собственно, делаем ежегодно. Но за год получается, что возникают некие юридические основания, по которым появляются новые претендующие на эти квартиры. Отмечу, что очередь на жилье среди ветеранов Великой Отечественной войны отсутствует в республике. Есть четкие указания Главы РК о том, чтобы мы каждого ветерана держали на контроле.

Фото Николая Бошева