Известные ученые ведущих научных учреждений и вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Белгорода, Ставрополя, Уфы, ближнего зарубежья обсуждают в Элисте проблемы миграции в Евразии.
Как отмечает организатор мероприятия КалмГУ им. Б. Б. Городовикова (при поддержке Российского гуманитарного научного фонда), впервые на таком высоком научном уровне и с участием не только российских, но и зарубежных ученых исследуются вопросы социально-экономического, политического, этно-лингвистического и конфессионального содержания, а также мотивации и последствия евразийских трансконтинентальных миграций.
Следует отметить, что программа международной научной конференции «Великие евразийские миграции» довольно разнообразна: пленарные заседания, научные дискуссии в секциях, круглые столы, встречи в общеобразовательных учреждениях Элисты.
Торжественное открытие состоялось 12 октября с пленарного заседания, на котором было представлено восемь докладов, отражающих основные цели и задачи форума. В том числе доклад председателя оргкомитета конференции, профессора кафедры всеобщей истории КалмГУ Владимира Колесника «Кочевые миграции как выбор модели социального развития».
Как было отмечено в ходе пленарного заседания, калмыки, народ с богатой и сложной исторической судьбой, занял свое неповторимое место в истории великих миграций Античности и Средних веков, завершив их историю на рубеже Нового времени. В результате последнего великого кочевья во всемирной истории калмыки добровольно вошли в состав Российского государства. Процесс принятия ими российского подданства был сложным и сравнительно длительным, характеризовался поиском взаимоприемлемых условий установления общественно-экономических связей. Параллельно шел процесс становления кочевой государственности в форме ханства на юге Российского государства в степях Нижней Волги и Предкавказья. С середины XVII века в России появился новый субъект – Калмыкия, как важная составная часть российского государства. Подданство Калмыцкого ханства было основано на государственном, территориальном единстве, а также на осознании общих интересов, как калмыцкого народа, так и других народов Юга России.
После возвратной миграции части приволжских калмыков на историческую родину в Западную Монголию в 1771 г. Калмыцкое ханство на Волге было упразднено. Но оставшиеся калмыки сохранили этнокультурную автономию в составе Российской империи, поднялись на более высокий уровень социально-экономического развития, увеличили численность населения, упрочились многообразные отношения калмыков-кочевников с соседним русским населением. Благодаря множеству факторов с 1920 г. в составе России сложилась и развивается новая калмыцкая государственность.
Осмысление исторического прошлого калмыков в контексте нарастающей проблемы глобальной миграционной активности будет способствовать решению задач, стоящих перед современным обществом.
Академик Российской академии образования Михаил Левицкий отметил, что между калмыцкими учеными и сотрудниками РАО сложились давние плодотворные связи, и сегодня он выступает с предложением создать на базе КалмГУ научный центр, который поможет ученым главного вуза республики реализовать многие научные проекты. В том числе проведение экспертизы, исследований в области наук об образовании и анализ результатов исследований, которые получены на соответствующей территории по тем или иным направлениям в области образования. Кстати, такое право, по словам академика, дается только тем вузам, которые отличились своими научными достижениями.
По мнению ректора КалмГУ Бадмы Салаева, наш вуз заслужил это, поскольку сегодня более двадцати проектов представлено преподавателями университета, что говорит о признании его на федеральном уровне, поскольку все эти проекты поддержаны специальными грантами.
Сегодня в рамках международного форума был подписан меморандум (протокол о намерениях) между РАО и КалмГУ. После чего состоялась пресс-конференция академиков Михаила Левицкого и Светланой Чистяковой для журналистов республиканских СМИ. Также прошли заседания круглых столов по темам «Русский язык в иноязычном окружении» и «Экономика образования: проблемы и перспективы развития».
Фото автора