Второй год в Калмыкии работает санавиация: больных из разных, в том числе отдаленных населенных пунктов на вертолете перевозят в Элисту, либо из столицы республики на воздушном судне отправляют пациентов в федеральные медицинские центры соседних городов. Только с начала нынешнего года, рассказывает заместитель директора Республиканского центра медицины катастроф Наталья Очирова, выполнено тридцать полетов. Эвакуировано 36 пациентов разных возрастов, среди них пять детей, в возрасте до года – двое. Медработники спасали жизни людей, страдающих кардиологическими и онкологическими заболеваниями, с травмами, с тяжелой формой пневмонии.
Воздушное судно «МИ-8» базируется в элистинском аэропорту, пилоты авиакомпании «Скол» из Сургута проживают в Элисте. Его прием нашей, калмыцкой, стороной, осуществлен 17 мая. На следующий день, 18 мая, был подписан соответствующий контракт, и дан старт полетам.
Вертолет над степью
Прием борта – мероприятие важное, врачи должны быть уверены в исправности воздушного судна, его готовности служить человеку. В течение часа после поступления заявки об эвакуации больного вертолет должен взлететь. Так, к слову, и происходит, нареканий в адрес «железной птицы» и пилотов у калмыцких медработников нет. Заметим, что в прошлом году полеты осуществляли представители авиационно-спасательного отряда Южного регионального центра МЧС (Ростов-на-Дону). И в том, и в другом случае вертолеты эксплуатируют наши, российские, не старше 2014 года выпуска, оснащенные медицинским модулем с возможностью эвакуации двух пострадавших.
Надо отметить, что санавиация в Калмыкии после долгого перерыва возродилась в прошлом году благодаря приоритетному проекту «Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных регионах Российской Федерации».
Республика стала участницей этого проекта в числе 34 регионов. «Авиационная медицинская помощь для нас очень важна, территория нашей республики – одна из крупнейших на Юге России, удаленность населенных пунктов от центра предоставления высокотехнологичной медпомощи очень высокая», – отметил Глава РК Алексей Орлов в феврале прошлого года на рабочем совещании, посвященном участию региона в проекте. Он подчеркнул, что санитарная авиация – наиболее удобный способ спасения жизней.
Об этом говорит и Наталья Очирова. Мы беседуем с ней в административной части Республиканского центра медицины катастроф, что по улице Илишкина, 17. Наталья Пюрвеевна рассказывает, что в составе учреждения два структурных подразделения – отделения экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации; материально-технического обеспечения. Они действуют на территории республиканской больницы имени Жемчуева.
По словам собеседницы, в прошлом году санавиация оказала помощь 224 больным, в том числе с травмами, а также с острым нарушением мозгового кровообращения, острым коронарным синдромом. Консультация на месте проведена 50-ти гражданам. Госпитализировано 172 пациента, из них в специализированные медицинские организации республики 134, в медицинские центры других регионов – 38.
134 человека по жизненно важным показаниям госпитализированы в медицинские организации нашей республики.
«Нередко эвакуируем пациентов в Астрахань, в кардиоцентр и ожоговый центр. Чем быстрее человеку, состояние здоровья которого оценивается как критическое, будет оказана высококвалифицированная медпомощь, тем лучше», – констатирует Наталья Очирова.
Это касается и ситуаций, связанных с ДТП. Когда много пострадавших, «скорая помощь» вызывает коллег из санавиации, и те прибывают либо вертолете, либо на автотранспорте, на реанимобиле.
Врачи считают, что граждане должны уметь оказать себе и окружающим первую помощь. Как раз здесь, в крепком стареньком особнячке на улице Илишкина, 17, и обучают этому будущих водителей. Все для успешной учебы имеется, вплоть до запоминающихся манекенов с имитациями ожогов и ран. Эти же куклы в человеческий рост бывают задействованы во время олимпиад школьников по ОБЖ.
Сердце медицины катастроф
Из административного здания мы переезжаем на редакционном автомобиле на Пушкина, 52, на территорию ресбольницы, и попадаем в самое сердце Республиканского центра медицины катастроф – в отделение экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации, которое кратко именуют санавиацией.
Отделение находится на первом этаже, занимает довольно просторное помещение. Здесь трудятся семь фельдшеров, именно сюда стекается вся информация о том, кого, когда и куда надо срочно отправить, в каком районе срочно требуется для консультации узкий специалист из Элисты и т.д.
«Мы работаем в режиме повседневной деятельности и режиме чрезвычайной ситуации, – рассказывает старший фельдшер Валентина Андреева. – Принимаем вызовы из районов и Элисты, оказываем специализированную высококвалифицированную помощь. В чрезвычайных ситуациях оказываем первую помощь на месте, в зависимости от типа аварии.
Проводим мониторинги тяжелых больных в республике, ежедневно отправляем сводки в Минздрав РК, еженедельно – в Москву, в федеральный центр медицины катастроф».
Опыт военной жизни помогает
Из семи фельдшеров двое – молодые специалисты, остальные – со стажем, к первым относится дежурный фельдшер Арслан Доржиев. Арслан Андреевич трудится здесь с октября прошлого года. А до того времени, после окончания Калмыцкого медколледжа в 2004 году, служил в «горячих точках» по контракту, спасая жизни военнослужащих.
В Дагестане, Абхазии, Чечне транспортировал он больных и раненых вертолетом. Опыт работы Доржиева с больными именно в условиях воздушного судна, когда надо учитывать особенности состояния человека во время взлета и посадки, или когда вертолет попадает в «воздушную яму», ценят в Калмыкии. А вообще, уточняет Наталья Пюрвеевна, в преддверии реализации приоритетного проекта по развитию санавиции, обучили 10 специалистов из нашей республики на базе центра медицины катастроф в Волгограде.
При том, что во время «военной жизни» Арслан Доржиев бывал в разных ситуациях, видел всякое, сердцем он не очерствел. «Каждый вылет особенный. Все запоминается: транспортировки в Астрахань, Саратов, медицинская эвакуация больных», – делится он.
Бывает, что кто-то впервые оказался на борту воздушного судна и поднимается в воздух, и фельдшер старается поддержать человека во время его первого полета. Успокаивает, мол, все в порядке. Вертолет у нас хороший, надежный, на борту имеется все необходимое для медработника, и вертолетные посадочные площадки созданы специально для выполнения важного государственного проекта.
«Благодаря вертолету значительно сократилось время эвакуации пациентов, у нас есть возможность оперативно помочь больным», – считает Валентина Боваевна.
В то же время сами пациенты, о которых так переживают мои собеседники, зачастую даже не знают, кто именно участвовал в спасении их жизней. По крайне мере, так считают в санавиации. Лишь однажды к Валентине Андреевой в Элисте подошел незнакомый мужчина, поздоровался и спросил: «Вы помните меня?». Выяснилось, что она возила его, замотанного бинтами так, что и лица не увидишь, после ДТП в Астрахань. И человек запомнил свою спасительницу.
Между прочим, вылетая в районы, бригады санавиации нередко оказывают помощь не только конкретным больным, ради которых и отправлялись на задание, но и другим людям. Старший фельдшер в связи с этим вспомнила поездку в Городовиковск в начале ноября, когда они, забрав из райбольницы пациента, вылетели не в Элисту, а в Яшалту, потому что из этого села поступило тревожное сообщение: ребенок, родившийся 29 октября, которого уже готовили к выписке, почувствовал себя плохо. У него зафиксировали геморрагическую болезнь новорожденных. Коллеги из Яшалты попросили элистинских коллег эвакуировать грудничка, жизнь которого находилась в опасности, в столицу Калмыкии, где есть высококвалифицированные узкие специалисты.
Собеседница рассказывает, что процесс госпитализации пациентов в крупные федеральные клиники в последнее время упростился и благодаря телемедицине. Кстати, в этом отделении как раз и организуют телемосты, когда консультации калмыцким коллегам дают сотрудники ведущих федеральных медицинских центров.
По мнению врачей, развитие санавиации – благо для всего региона. Единственное, что их огорчает: авиация в стране сейчас негосударственная, и потому нет системы бронирования мест, работавшей в советский период и выручавшей, когда надо срочно отправить самолетом больного в другой город. Впрочем, надеются сотрудники отделения, приоритетный проект, согласно которому санавиация действует в 34-ти субъектах, скорее всего, продолжится до 2024 года, и государство все-таки найдет возможность помочь и в этом случае центрам медицины катастроф.
Реанимации на колесах
Из «сердца» республиканского центра медицины катастроф мы идем в отделение материально-технического обеспечения. Если «МИ-8», спеша на помощь, взлетает с территории элистинского аэропорта, то реанимобили выезжают в районы именно отсюда, из этих ворот.
На круглосуточное дежурство тут ежедневно выходят четыре автомобиля, два – детской реанимации и столько же – взрослой реанимации.
«Наши машины – маленькие реанимации на колесах, в них могут находиться кардиолог, невролог, нейрохирург, анестезиолог-реаниматолог и все процедуры делать в пути», – поясняет Наталья Пюрвеевна.
Один из автомобилей тщательно моет ветеран службы Владимир Селезнев. Владимир Анатольевич трудится в отделении водителем с 1990 года. Услышав мое восхищенно-удивленное «О!», откликается: «Анатолий Михайлович Басанов, водитель детской реанимации, работает здесь еще больше».
О работе рассказывает кратко: «Приехали с задания – сразу машину вымыли, чтобы после смены передать ее напарнику».
– А другие машины пропускают вас на дорогах?
– С этим тяжковато. У нас дорогие в основном узкие, и после дождя желающий уступить путь на обочину не съедет. Ну и мы, в свою очередь, стараемся не создавать аварийные ситуации. Только в крайних случаях, когда везем человек в тяжелом состоянии, едем быстрее.
В целом же, в этом отделении семь автомобилей, из них пять реанимобилей. Тут же обслуживаются и авто министра и его замов. Наталья Пюрвеевна сообщает, что сотрудники министерства нередко выезжают в отдаленные села на встречи с населением.
Предрейсовые осмотры реанимобилей проводит главный механик Олег Чеканов. Он и замдиректора Республиканского центра медицины катастроф Вячеслав Богданов ведут нас в комнату отдыха для водителей. Четыре кровати, сплит-система, телевизор, термопот – созданы все условия для отдыха работников перед долгой дорогой.
Вызовы из санавиации принимает диспетчер Кермен Батаджиева, с кадрами работает Саглара Пюрвеева. А завскладом Наталья Ленкова отвечает за сохранность так называемого резерва республики на случай чрезвычайной ситуации и повседневной деятельности.
В отдельном здании за тремя замками – одним врезном и двумя тяжелыми навесными, за внушительной железной дверью – сложено все, что понадобится для того, чтобы развернуть дополнительные койки в медучреждениях: матрасы, одеяла, постельное белье, полотенца, халаты, пижамы, детские кювезы, костыли и даже тазики.
Наталья Пюрвеевна заметила, что Республиканский центр медицины катастроф помог сводному отряду калмыцкого управления МЧС оснастить палаточный городок во время поездки на границу с Украиной.
Подобный склад, но только с лекарственными препаратами, кстати, есть и на Илишкина, 17. И там все так же строго охраняется. В этом можете не сомневаться.
Фото Николая Бошева и из архива Республиканского центра медицины катастроф