Состояние законности в сфере безопасности дорожного движения в Калмыкии обсудили 15 ноября участники одноименного третьего форума под председательством прокурора республики Романа Тютюника.
В мероприятии, проведенном республиканской прокуратурой, приняли участие Председатель Правительства РК Игорь Зотов, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО по РК Александр Беляев, руководители министерств и ведомств, служб, в том числе врио начальника ОГИБДД МВД по РК Галимджан Нурнахамбетов, глава администрации города Элисты Окон Нохашкиев, представители общественных организаций.
Прозвучали выступления в ходе трех дискуссионных блоков «Состояние автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в РК», «О состоянии работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сферах дорожной деятельности и безопасности дорожного движения», «Требования к участникам дорожного движения (водителям, перевозчикам пассажиров, пешеходам)».
Приветствуя собравшихся, Игорь Зотов отметил, что тема мероприятия актуальна. «Безопасность и жизнь наших граждан – самое важное, для чего мы работаем», – подчеркнул он. Премьер также рассказал, что вопрос безопасности дорожного движения в регионе обсуждается «неустанно».
Основная часть ДТП происходит на федеральных трассах, поэтому в Калмыкии открыты травмоцентры разных уровней, укомплектованные оборудованием. Укреплена также санавиация.
Благодаря инициативе Главы РК, его работе совместно с Минстроем РК и администрацией Элисты в прошлом году впервые за много лет мы смогли капитально отремонтировать основную магистраль столицы Калмыкии по улице Ленина, отметил И. Зотов. В следующем году более 80-ти процентов элистинской дорожной сети и половина дорог республиканского значения будут приведены в соответствие к нормам, напомнил премьер РК.
По мнению А. Беляева, вопрос в сфере безопасности дорожного движения в целом является комплексным, и первый вопрос, указанный в повестке дня, касается, в том числе выделения средств и их рационального использования; второй связан с общим состоянием сферы безопасности. Третий же дискуссионный блок, считает он, имеет первостепенное значение, потому что очень многое зависит от того, каким образом соблюдаются требования к участникам дорожного движения.
«Мы все видим, что водители, перевозчики пассажиров, пешеходы не в полной мере соблюдают правила дорожного движения. В частности, какое-то время назад на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения мы обсуждали, в том числе вопрос о том, что на территории Калмыкии больше 70 процентов – это транзитный транспорт, в то же время примерно такое же количество нарушений правил дорожного движения осуществляется жителями республики. Это в первую очередь свидетельствует о том, что мы не в полной мере акцентируем внимание на ответственности водителей и перевозчиков пассажиров. Если говорить конкретно об Элисте, то мы видим, что перевозчики пассажиров не в полной мере соблюдают правила дорожного движения; есть перевозчики, которые осуществляют деятельность без лицензии, не проходят предрейсовый осмотр. Водители же частного транспорта могут останавливаться и стоять под знаком «Стоянка запрещена», на остановке общественного транспорта, и мы их никоим образом за это не наказываем», – констатировал А. Беляев. По его мнению, человек, который нарушает правила дорожного движения (ПДД) в городе, может прийти к убеждению, что «за это ничего не будет». Далее этот же водитель, выезжая на большие, федеральные, дороги, а также дороги регионального значения, продолжает нарушать правила, следствием чего являются гибель и ранения людей, считает Александр Викторович.
Докладывая о состоянии законности в сфере безопасности дорожного движения, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РК Арслан Басангов отметил, что, согласно статистическим исследованиям, начиная с 2016 года отмечается постепенное снижение количества ДТП, уменьшение числа пострадавших в сравнении с данными прошлыми лет. Но в то же время количество ДТП на сто тысяч человек в регионе превышает аналогичный общероссийский показатель. Треть часть ДТП в Калмыкии в текущем году совершена на автомобильных дорогах федерального значения, на региональных дорогах произошло не более 18 процентов от всех ДТП. Более половины от всех ДТП зарегистрировано на дорогах местного значения, при этом абсолютное большинство ДТП – 45 процентов – в этом году произошло в Элисте.
Причины тому разные: ежегодно возрастает нагрузка на дорожную сеть в связи с увеличением автомобилей, при этом состояние дорог, подчеркнул выступающий, ухудшается. Ситуация усугубляется несовершенством, непродуманностью организации дорожного движения.
Окон Нохашкиев в продолжение темы о пассажироперевозках сообщил, что в Элисте сейчас действует 20 маршрутов, заключено 249 договоров с предпринимателями. Но имеющегося количества мало. Предприниматели не хотят «заходить» на городские маршруты, потому что их не устраивает тариф, не менявшийся последние годы, – 12 рублей.
Как прозвучало в ходе форума, есть водители, которые ездят под «пиратским флагом», то есть работают нелегально. Но, по мнению сити-менеджера, работа «по выявлению незаконных перевозчиков приведет к тому, что у нас с перевозками станет еще хуже; нужно стараться их легализовать», доводить до них мысль, что они должны работать легально.
Предприниматели же, у которых с документами все в порядке, стоимость проезда в маршрутках не повышают, так как на территории города действует информационно-правовое агентство, в чьих «ПАЗах» до нужной остановки можно доехать всего за 10 рублей. Это здоровая конкуренция. И все же: в соседнем Ипатово, который по величине равен Элисте и где проживает практически столько же людей, заметил О. Нохашкиев, стоимость поездки в маршрутном такси равна 16 рублям.
Сейчас в администрации города Элисты рассматривают вопросы о том, как улучшить работу в сфере пассажирских перевозок. Речь, например, идет и о возможном введении на ряде маршрутов нерегулируемых тарифов наряду с действующими регулируемыми. То есть, один и тот же маршрут могут обслуживать и привычные «ГАЗели», «ПАЗы», и комфортабельные автобусы с кондиционером, которые будут ходить даже в ночное время. Стоимость поездки в них будет от 16 до 20 рублей.
Участники форума также обсудили вопросы состояния дорог, перевозки детей, в том числе во время каникул, работы школьных автобусов, подготовки водителей в учебном заведении, а также в автошколах и другие.
Подводя итоги форума, Роман Тютюник призвал собравшихся активно работать для того, чтобы уровень безопасности дорожного движения в республике приблизился к общероссийским показателям.
В своей краткой речи в конце мероприятия он подчеркнул большую роль личного примера в соблюдении ПДД.
Вопросы, которые были рассмотрены на форуме, по его словам будут обсуждены и в ходе межведомственного совещания, которое также проведет прокуратура РК: «Мы в 2019 году запланируем еще одно мероприятие, касающееся соблюдения требований безопасности дорожного движения, и уже в порядке контроля рассмотрим вопросы, которые на сегодняшнем форуме были озвучены. Посмотрим, кто доработал, кто недоработал в каких – то аспектах, и требуется ли принятие мер прокурорского реагирования».
«Со своей стороны хочу сказать, что много лет в транспортном средстве, которым я управляю, пассажиры и, естественно, водитель, пристегнуты. Сестра упиралась некоторое время, мол, зачем пристегиваться, и я останавливал машину и говорил: сама тогда добирайся на автобусе. Я это к тому, что личный пример многое значит», – отметил Роман Николаевич, общаясь с журналистами.
Он подчеркнул, что в Калмыкии остро стоит вопрос с перевозками пассажиров, так как затрагивает достаточно большое количество людей, связан со сферой предпринимательства.
«Думаю, неминуемо в республике станет вопрос о повышении тарифов, о которых сегодня вели речь, и руководитель администрации города Элисты, затронув эту тему, говорил и о необходимости перевести людей, осуществляющих под «пиратским флагом» свои перевозки, в легальное поле, предложить им такие условия деятельности, на которые они согласятся», – подчеркнул прокурор РК.
Фото Николая Бошева