В конце июля текущего года указом Главы РК Людмила Иванова была назначена на должность заместителя Председателя Правительства республики. В системе органов исполнительной власти региона ей было поручено курировать финансово-бюджетную сферу и вопросы межбюджетных отношений с федеральным центром. В эксклюзивном интервью «Степным вестям» Людмила Николаевна рассказала о некоторых аспектах своей деятельности, связанных, в том числе, с задачами, стоящими перед властями Калмыкии по реализации национальных проектов в рамках соответствующего указа главы государства.
– Людмила Николаевна, каковы особенности бюджетного процесса в современных условиях?
– Основные новации в стране по формированию бюджетов всех уровней на трехлетний и шестилетний период связаны, конечно, с указом Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В соответствии с данным документом, который направлен на развитие экономики страны и улучшение благосостояния жителей РФ, а значит и жителей Республики Калмыкия, сформированы 12 национальных проектов на федеральном уровне, при этом субъекты Федерации участвуют как составляющие федеральных национальных проектов.
Нацпроекты рассчитаны на шестилетний период – это еще одна из новаций. На шестилетний период на реализацию 12-ти нацпроектов в федеральном бюджете предусмотрено порядка 13 триллионов рублей. Что касается бюджета страны на трехлетний период, проект которого, кстати, на днях прошел второе чтение в Госдуме, то в нем на нацпроекты запланировано около 6 триллионов.
Калмыкия будет принимать участие во всех 12-ти нацпроектах. Несмотря на то, что работа по формированию их региональных составляющих еще продолжается, она будет завершена до 30 декабря 2018 года, мы уже сегодня можем назвать объем финансовых средств, которые будут направлены республикой на реализацию этих федеральных проектов. На шестилетний период это будут 22 миллиарда рублей, на трехлетний – 11 миллиардов.
– В свете поставленных главой государства задач какова ситуация с формированием регионального бюджета под них? И насколько бюджет Калмыкии зависит от федерального?
– Подходы к формированию республиканского бюджета неизменные, основанные, как и прежде, на бюджетном законодательстве России. Подход у нас традиционно консервативный, такая политика позволяет более взвешенно подходить к определению и оценке доходной части бюджета с тем, чтобы очень серьезно относиться к своим расходным обязательствам.
– В последние годы мы принимали профицитный бюджет. Только в текущем году он не был таковым. Каковы основные параметры бюджета РК на 2019 год и последующий период?
– К первому чтению внесен проект республиканского бюджета по доходам в объеме 12 млрд рублей и по расходам практически в такой же сумме. Бюджет сформирован в целом сбалансированный. В структуре доходов бюджета РК безвозмездные поступления составят 52,2%, или 6,25 млрд рублей, налоговые поступления – 5,46 млрд, неналоговые доходы – 0,27 млрд рублей.
Традиционно бюджет региона социально направленный, социально ориентированный. В 2019 году будут сохранены все действующие меры социальной поддержки населения. Более того, в целях улучшения демографической ситуации планируется принятие дополнительных мер по финансовой поддержке при рождении детей. Это и предоставление единовременной выплаты при рождении ребенка у женщин в возрасте 25 лет и моложе в размере 30 тыс. рублей; увеличение размера ежемесячной денежной выплаты на питание школьников из многодетных семей; увеличение размера регионального материнского капитала до 100 тыс. рублей.
Что касается поддержки муниципальных образований республики, то приведу такую цифру – ежегодно муниципалитетам отдается более 30% средств республиканского бюджета. Например, в текущем году запланировано более 3,7 млрд рублей. В 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности местным бюджетам будут полностью заменены дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Как показала практика, данный механизм позволяет повысить доходную базу муниципалитетов.
Кроме того в будущем году планируется предоставлять сельским муниципальным образованиям новый вид субсидий – субсидии на реализацию социально-значимых проектов развития территорий муниципальных образований, основанных на местных инициативах. В целях реализации практики «инициативного бюджетирования» проектом бюджета предусмотрены средства в размере 5 млн рублей. Средства небольшие, но это только начало пути, по которому мы собираемся идти.
– Можете подробнее рассказать об этой новации?
– Инициативное бюджетирование – это участие граждан в управлении государственными средствами, оно выражается в решении вопросов местного значения не только за счет бюджетных средств, но и в личном вкладе жителей населенных пунктов, в том числе трудовым участием, в осуществление социальных проектов. Основная идея – жители самостоятельно на собрании граждан определяют проекты, которые на их взгляд наиболее важны для благоустройства населенного пункта.
В качестве пилотных территорий, где будут реализовываться проекты, связанные с инициативным бюджетированием, мы определили четыре района – Яшкульский, Ики-Бурульский, Октябрьский и Юстинский.
– По какому принципу были выбраны территории?
– Мы мониторили готовность населения участвовать в инициативном бюджетировании. Это подразумевает реализацию таких проектов, которые отвечают целям и желаниям всего населения. Например, благоустройство парков, зон отдыха. Мне очень понравился проект жителей поселка Утты. Помните, по федеральному каналу показывали сюжет об этом населенном пункте, самой «горячей» в смысле температуры воздуха точки на карте республики? Они хотят расчистить свои колодцы и благоустроить территорию вокруг них – сделать подходы к ним, поставить лавочки и навесы, чтобы это было местом сбора и общения людей и в то же время способом экологического воспитания людей, бережного отношения к нашему главному богатству – воде.
– Насколько я помню, и прежде были подобные проекты, которые реализовывались в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий»? В частности, в Цаган Амане пару лет назад была проделана работа по благоустройству поселкового парка.
– Совершенно верно. В Цаган Амане с помощью средств по линии программы Минсельхоза РФ местные жители начали формирование парка, который спускается к Волге. На сегодняшний день инициативные жители поселка составили ряд предложений по дальнейшему благоустройству парковой зоны. Планируется благоустройство набережной, детская и спортивная площадки на территории парка.
Или взять жителей поселка Эрдниевский, которые тоже заложили парк – на свои средства приобрели и посадили саженцы, поливают их, огородили от скота. Также в этом поселке много молодых людей, которые занимаются разведением КРС, овец, живут с семьями на животноводческих стоянках и ведут свои фермерские хозяйства. Они также выражают желание благоустраивать свою малую родину. Конечно, такие замечательные инициативы стоит поддержать.
Поэтому мы хотим продолжить эту программу уже с привлечением средств не только по программе «Формирование комфортной городской среды», но и регионального бюджета, соединить воедино все силы и средства на развитие сельских территорий.
– Людмила Николаевна, недавняя поездка официальной делегации Республики Калмыкия с вашим участием в Китай наверняка имела целью определить какие-то перспективы в плане международного сотрудничества в контексте будущего национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Какой фронт работы правительство региона обозначило для себя в этом направлении?
– Мы посетили провинцию Хэбей КНР – если можно привести такое сравнение, как у нас ближнее Подмосковье по отношению к центру российской столицы. Это экономически развитая территория. Вообще китайцы очень далеко продвинулись во всех направлениях, особенно в цифровой экономике. На показали откормочные площадки, убойные цеха, молокозавод, предприятия в области электроэнергетики, где изготавливают «умные» трансформаторы. Они на своем примере показывают: ничего не нужно изобретать, нужно заимствовать мировой опыт и тиражировать у себя в стране.
Но вместе с тем в Китае признают и тот факт, что у них население 1 миллиард 400 миллионов человек, и есть дефицит продуктов питания. В контексте развития торгово-экономических отношений с Россией китайская сторона выразила заинтересованность в закупках сельскохозяйственной продукции.
Тут наши интересы взаимны. Одним из национальных проектов, на которые предусмотрены большие средства, как раз и является «Международная кооперация и экспорт». В условиях санкционной политики стран Запада в отношении России Президент страны ставит задачу активнее развивать экспортную деятельность. В Калмыкии одним из главных направлений экспортной политики является наше главное достояние – мясное животноводство. Это долгосрочная перспектива.
Но у нас еще есть и другие точки роста, причем более легко исполнимые проекты. Это туризм. В частности, китайцы хотят приезжать к нам в Калмыкию. Мы провели статистический анализ и выяснили, что китайские туристы посещают, в основном три города – Москву, Санкт-Петербург и Казань. Поэтому мы хотим провести переговоры с китайскими туроператорами с тем, чтобы заинтересовать их направлять потоки своих туристов к нам. Тем более что на эти цели уже работает народная дипломатия – у нас обучаются студенты из КНР.
И еще один быстро осуществимый проект – это нетрадиционная восточная медицина. В Элисте действует специализированный медицинский центр «Манла», также в центральном хуруле Калмыкии и ряде религиозных центров ведут прием врачи тибетской медицины. Почему бы на основе имеющихся услуг нетрадиционной восточной медицины не расширить перечень видов лечения с привлечением китайских специалистов?
– На недавнем рабочем совещании по вопросам подготовки к запуску нацпроектов глава республики Алексей Орлов оценил работу правительства по данному направлению на «тройку». Он призвал министров активнее работать по согласованию насущных планов республики со своими главками. Срок для исправления дан месяц, прошло уже две недели, есть подвижки?
– Все замечания были учтены, и работа оживилась. Вообще, наши региональные органы исполнительные власти с лета работают над этой задачей, как только вышел указ главы государства о нацпроектах, и многое уже сделано. Другой вопрос, что хочется больших результатов, более зримых уже сейчас. Но, повторюсь, время еще есть: так называемый дедлайн, точка конечного отчета – 30 декабря. Уже сейчас вырисовываются цифры финансовых ресурсов, на которые может рассчитывать республика. Это, как я выше говорила, 11млрд рублей на три года и на шесть лет – 22 миллиарда.
– На ваш взгляд, Людмила Николаевна, в исторической ретроспективе подобных объемов финансовые вливания в бюджет, экономику республики в целом были?
– Нет, ничего подобного до этого не было. В этом смысле нацпроекты на руку регионам, помогают им решать насущные вопросы для своих территорий. Особенно это хорошо для населения, ради блага которого, собственно, все и затевалось.
– Если говорить о межбюджетных взаимоотношениях, то можете поделиться своим видением того, как сегодня регионы выстраивают работу с федеральным центром для решения тех или иных вопросов? Изменились ли условия, «правила игры»?
– Раньше все вопросы были сконцентрированы на Министерстве финансов Российской Федерации. А сейчас полномочия переданы профильным федеральным органам исполнительной власти. То есть любой вопрос нужно отработать в отраслевом министерстве и ведомстве. Это правильно, потому что профильное министерство шире и лучше видит проблемы своей отрасли.
Соответственно данный подход ко многому обязывает и региональные власти. Они учатся работать с вышестоящими инстанциями в системе властной вертикали. Раньше у чиновников была отговорка: мол, мы готовы то сделать, это претворить в жизнь, но вот беда – нет денег. И на этом заканчиваются наши усилия. А министр финансов, дескать, езжай в Москву и выбивай деньги, это твоя работа и забота.
Сейчас такого нет. Сегодня от всех руководителей, чиновников любого уровня требуется проявлять государственный подход в своей работе, иметь в наличии такой уровень компетенции, чтобы мог справляться с любыми поставленными перед ним задачами. Я считаю, что в правительстве Калмыкии все министры, руководители служб и ведомств – профессиональные люди, которые хорошо разбираются в проблемах вверенной им отрасли и прилагают максимум усилий для их решения, а также в целом для динамичного позитивного развития нашей родной республики.
Фото Николая Бошева
Справка: Людмила Николаевна Иванова родилась 1 сентября 1956 года. В 1979 году окончила Калмыцкий государственный университет по специальности «Экономика и организация сельскохозяйственного производства». В 1992 году окончила Московский Трудового Красного Знамени полиграфический институт по специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности». В 2007 году окончила Российскую академию правосудия по специальности «Юриспруденция». С 1973 года – рабочая, лаборант Калмыцкого филиала Волгогипроводхоз. С 1975 года работала экономистом КалмНИИ мясного скотоводства, с 1979-го – экономист Калмыцкой конторы Стройбанка СССР.
С 1987 года Иванова Л. Н. занимала должность старшего экономиста, начальник отдела АПП «Джангр». С 1993-го – начальник отдела, заместитель директора, первый заместитель министра, министр финансов Республики Калмыкия, заместитель Председателя Правительства Калмыкии. В 2008 году была назначена заместителем председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). С 2010 года занимала посты министра финансов, заместителя Председателя Правительства, Председателя Правительства Калмыкии.
С 2015 года – заместитель руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия, с 2016 года – начальник отдела расходов и ведения федеральных реестров Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, с августа 2017-г- заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия.