Около месяца назад по инициативе временно исполняющего обязанности Главы РК Бату Хасикова в республике стартовал проект «Кадровый резерв Калмыкии». Это открытый конкурс для жителей региона, направленный на подготовку профессиональных управленческих кадров нового поколения и замещение вакантных должностей в органах государственной власти и бизнес-структурах. Участие в нем даст возможность соискателям получить дополнительное образование, развить свой лидерский талант, поучаствовать в проектной работе, через это самореализоваться и принести пользу родной земле.
Об идеологии проекта, его основных целях и задачах в интервью «Степным вестям» рассказал заместитель председателя экспертного совета конкурса ректор Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова Бадма Салаев.
– Бадма Катинович, в чем заключается основное содержание проекта «Кадровый резерв Калмыкии»? И на каком этапе сейчас идет его реализация?
– Безусловно, это проект, нацеленный в будущее, свидетельствующий о начале нового вектора развития республики. Необходимость формирования управленцев нового поколения – вызов сегодняшнего времени, который приняла команда Бату Хасикова, чью кандидатуру на пост главы региона предложил Президент РФ Владимир Путин. И, разумеется, Калмыцкий государственный университет как региональный опорный вуз не мог остаться в стороне от этой важной, без преувеличения, государственной значимости работы.
Напомню, проект «Кадровый резерв Калмыкии» – это открытый конкурс для жителей республики в возрасте от 20 до 50 лет, среди которых могут быть как молодежь – студенты и выпускники вузов, так и уже опытные управленцы, специалисты в различных отраслях, готовые приложить свои знания и умения во благо родной республики.
Конкурс состоит из четырех этапов. Первый – сбор заявок и конкурс резюме – завершился 12 августа. Все желающие могли отправить свои заявки и анкетные данные на сайт лидерыкалмыкии.рф. Следующий этап – онлайн тестирование, в ходе которого будут проверять знания и компетенции участников по истории и культуре Калмыкии, их лидерские качества и навыки. Он продлится до 18 августа. Третий этап будет очным, на нем победители второго этапа будут приглашены на проектные сессии под руководством членов экспертных групп – эта работа завершится 25 августа. На четвертом этапе состоится подведение промежуточных итогов конкурса. Это будет общее мероприятие, где мы выявим лидеров и из их числа сформируем команды, члены которых примут участие в образовательной программе «Команды успеха». Начнется этот этап, в котором задействован Калмыцкий госуниверситет, с 1 сентября, со стартом нового учебного года, и продлится до конца 2019 года.
– Логично, что КалмГУ в данном проекте отводится ключевая роль как площадки для обучения слушателей и поставщика соответствующих кадров преподавателей. Что подразумевает образовательная программа?
– Она состоит из пяти модулей по отдельным блокам – обучение, сопровождение, консультация и финальный штурм. Обучение будет организовано в режиме тренинга в форме семинарских занятий, которые рассчитаны на 6-7 часовой рабочий день и примерно на три дня. В качестве спикеров будут задействованы как преподаватели университета, так и приглашенные эксперты. В частности, мы пригласили коллег из Национального фонда подготовки кадров и Национального исследовательского университета Высшей школы экономики – это наши партнеры, с которыми КалмГУ в последние годы успешно сотрудничает. Также будем приглашать представителей управленческого звена из других регионов. Дополнительный график занятий будет опубликован чуть позже.
Какую цель мы преследуем? Во-первых, формирование у участников проекта компетенций, позволяющих успешно решать профессиональные задачи в области эффективного управления и командного взаимодействия, участвовать в инновационных процессах на разных уровнях управления и, кроме того, эффективно решать социальные задачи.
Таким образом, мы хотим, чтобы были сформированы: а) команды единомышленников, б) правильно выстроенная модель или система проектов, которые они предлагают и которые необходимо реализовать. В любом управлении – управлении ли отдельной взятой организацией, предприятием или регионом, страной необходимо руководствоваться программно-целевым методом. Соответственно действовать нужно так: выявить проблему, предложить варианты ее решения, определить, какие для этого есть источники финансирования, в какой срок планируется реализация проекта и в конечном итоге – кто возьмет на себя ответственность за его осуществление.
Главная задача финальной части проекта – выявить яркие жизнеспособные проекты, которые могли бы быть предложены для реализации на территории республики. И через погружение в эту актуальную повестку участников конкурса объединить их усилия для их решения этих проблем.
В Калмыкии много талантливых людей, в том числе, одаренной молодежи – лидеров по духу, способных вести за собой. Но одного лидерского потенциала мало для свершения задач, нужно уметь им правильно распорядиться. Необходимо уметь работать в команде, но это не каждому дано. Мыслить и размышлять, видеть на перспективу тоже не каждый может. Этому нужно учиться – разделять вопросы стратегического планирования и текущего характера и сообразно им действовать. Школа проекта кадрового резерва как раз и нацелена на умение вычленять все эти моменты и достигать результата.
Что в итоге реализации данного проекта мы получим? Благодаря ему, надеюсь, мы получим не просто ряд интересных идей, но и сформированных на их основе готовых проектов, которые могли бы реализовываться за счет собственных средств региона. Равно так же, дошлифовав задумку, эти выверенные проекты будем предлагать на конкурсной основе для включения в различные национальные проекты и комплексный план социально-экономического развития Калмыкии на долгосрочный период, который в настоящее время разрабатывается. Либо эти проекты найдут отражение в отдельной программе в рамках существующих федеральных программ. Кроме того, не исключается участие их в конкурсах грантов, которых сейчас очень много объявляется. Тем, надо которыми сегодня можно было бы и надо работать, очень много, но они должны быть системно оформлены с учетом требований, предъявляемых на федеральном уровне к такого рода инициативам регионов.
На современном этапе развития республики, испытывающей множество проблем – экономических, социальных, связанных с состоянием гражданского общества, если так можно выразиться, нам нужен глоток воздуха. Поэтому сейчас важно сформировать группу или пул, команду людей с ярко выраженными лидерскими качествами, гражданским самосознанием, готовых взять на себя личную ответственность за происходящее в республике и добиться их вовлеченности в управление развитием региона.
Мы очень часто и много говорим о патриотизме, но все ли жители республики являются таковыми на деле? Менталитет большинства граждан таков, что в их понимании – раз наверху есть власть, она и отвечает за все происходящее в республике, дескать, а что я? Меня, рядового человека власть не услышит, а если мое мнение в чем-то противоположно, то и не захочет выслушать. Это в корне неверная позиция.
Поэтому третья задача, которая заключается в этом проекте, – сделать так, чтобы верхи осознавали, что происходит внизу, а низы знали, что наверху, во власти, их слышат, понимают и самое главное – готовы поддержать их идеи и проекты. Вовлеченность в эту орбиту всех тех людей, которые сами хотят предложить что-то ценное и интересное ради общего блага – это и есть та платформа гражданских отношений, которая создается проектом «Кадровый резерв Калмыкии».
– Некоторая часть обывателей по поводу этого конкурса рассуждает так: где гарантия того, что он будет проводиться честно? Может, он затеян для отвода глаз, а на самом деле является прикрытием для того, чтобы выявили тех, кого хотят провести во власть. Обеспечить, так сказать, легитимацию «нужных» людей. Можете возразить на сей счет?
– Разумеется, это обывательское мнение совершенно не соответствует действительности. Конкурс открытый и прозрачный, в этом могут убедиться все, ознакомившись с подробностями проекта на электронной платформе лидерыкалмыкии.рф. Если кто-то полагает, что он рассчитан сугубо на выявление лидеров для их последующего трудоустройства, формирование своего рода скамейки запасных для действующих управленцев, то это не совсем так. Безусловно, данная мотивация имеет место быть. И такими целями руководствовались авторы предыдущих кадровых проектов в республике. Но нынешний конкурс – иной.
На мой взгляд, принципиальное отличие этого проекта от предыдущих заключается в том, что тут мы заходим с обратной стороны: это поиск и выявление единомышленников – талантливых людей, одаренных некими идеями и возможностями в их реализации, и определение с их помощью проблемных зон с целью решения актуальных задач по их преодолению. Ведь проблема может быть одна, но взглядов на нее – пять, семь и так далее, и путей ее решения также много. Наша задача – объединить людей вокруг одной темы, обучить их навыкам работы в команде, написания проекта, который в идеале в короткий срок может быть реализован на территории республики. А может, и в масштабах страны.
Я приведу пример. Пять лет назад в рамках внутривузовского конкурса грантов социальных проектов «Успех начинается сегодня» мы реализовывали очень интересную задумку. К нам обратилась группа инициативных ребят, студентов и аспирантов, которые предложили создать на базе одного из общежитий КалмГУ группу кратковременного пребывания для детей студентов. Вначале это была просто идея. Но в процессе работы и защиты проекта определилась группа лидеров, которые объединились ради общей цели. Они предложили механизм реализации проекта. Более того – нашли и указали источники и объем финансирования на первом этапе и выразили желание нести за него ответственность.
В итоге мы поддержали этот проект, выдали ребятам грант и получили: первое – команду из числа студентов, второе – обеспечили вовлеченность этой группы в проект, третье – показали остальным пример, как можно идею с нуля воплотить в жизнь. Тем самым обеспечили преемственность участников проекта на постоянной основе. В итоге этот проект сейчас работает на детей студентов, мы его дальше совершенствуем, развиваем. Вначале была одна группа в одном общежитии, теперь мы его распространяем далее, и уже в трех общежитиях у нас работают группы временного пребывания детей.
И когда недавно в Элисте с рабочим визитом побывал министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, он, посетив Калмыцкий госуниверситет, он познакомился с этим проектом, имеющим большой социальный эффект, и дал ему высокую оценку. О проблеме устройства детсадов для детей студентов говорится давно на федеральном уровне, а в Калмыкии эта идея успешно апробирована. И сегодня наш опыт транслируется уже на федеральный уровень. Министерством образования и науки РФ были запрошены от нас документы, после чего оно издало нормативный приказ о рекомендации создания групп временного пребывания детей в университетах Российской Федерации.
Вот вам реальный пример того, что может получиться, когда верхи слышат низы и учитывают мнение народа, а низы убеждаются, что наверху понимают, чего они хотят.
– А в итоге получилось общее дело, от которого выиграли все – и студенты, которые реализовали свой стартап, и их дети, и университет, который получил похвалу от федерального министра и признание. Ведь теперь проект КалмГУ предлагается взять на вооружение вузами всех регионов.
– Это пример того, как реалистичный проект оказался не просто жизнеспособным, но и получил признание в масштабах Российской Федерации. Именно такой подход, который заключен в проекте «Кадровый резерв».
Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что КалмГУ накопил определенный опыт проектной деятельности и в своей основной сфере – научно-образовательной, благодаря чему за последние годы успешно участвует в грантовых конкурсах по линии Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований и проектов, которые объявляет Министерство образования и науки РФ. Только за 2019 год федеральными научными фондами поддержано 28 университетских проектов на общую сумму 40 миллионов рублей. Ряд наших ученых благодаря умелому написанию проектов получили признание как эффективные грантополучатели и сегодня стали федеральными экспертами этих научных фондов. Для нас узнаваемость КалмГУ через калмыцких ученых – очень важный фактор.
К примеру, один из фондов выделяет средства только на те проекты, которые носят прикладной характер. Проект, который предложил ученый Бадма Борисович Михаляев, – создание на базе КалмГУ обсерватории, именно такой. Но чего мы совершенно не ожидали, так это того, что смогли выиграть грант на свой проект «Философия буддизма». Казалось бы, это чисто теоретический материал, больше научно-просветительского, нежели прикладного характера. Тем не менее, Российский научный фонд его поддержал и выдал серьезный грант на три года – каждый год университет будет получать по пять миллионов рублей. Проектом предполагаются подготовка публикаций о буддизме в различных международных научных изданиях, проведение международных конференций. Кстати, один из таких форумов запланирован на следующий год, на него мы планируем пригласить ведущих буддологов мира.
Возвращаясь к теме проекта кадрового резерва, хотел бы в заключение подчеркнуть главную, на мой взгляд, мысль, которая из него вытекает. Мы, жители России и Калмыкии как ее составной части, все время находимся в поиске национальной идеи, которая бы объединяла людей, сподвигала их на свершение общих дел во благо Отечества. И почему бы таковой не быть идее формирования команды лидеров, которые выведут Калмыкию на новый уровень?
По большому счету новая команда управленцев, которая родится благодаря этому проекту, это и есть команда новой Калмыкии. Очень важно найти и вовлечь таких людей в общее дело, чтобы они предлагали, разделяли и несли ответственность. Считаю, это не только возможно, это – наш долг, обязательство всех живущих в республике людей.
Фото Николая Бошева