«Реклама – двигатель торговли: сотня двигает, один торгует» – написал когда-то польский сатирик, автор множества блестящих афоризмов Хенрик Ягодзиньский. Это выражение в точности характеризует ситуацию в розничной торговле в Калмыкии, где статус-кво, увы, сложился не в пользу местных товаропроизводителей. Впрочем, кажется, как и везде в России.
О проблемах ритейла в нашем регионе и других особенностях местного потребительского рынка, путях решения существующих с давних пор противоречий во взаимоотношениях между городскими предпринимателями и администрацией Элисты, говорили представители органов власти республики и калмыцкой столицы и субъекты малого бизнеса на дискуссионной площадке в Доме предпринимателя. Мероприятие было организовано Министерством экономики и торговли РК в рамках программы Недели предпринимательства в Калмыкии.
Как было отмечено на встрече, в республике в настоящее время насчитывается 9023 субъектов малого и среднего бизнеса, из них 2916 предпринимателей, то есть почти треть осуществляют деятельность в сфере торговли и бытовых услуг. Благодаря им обеспечивается не только поступление львиной доли доходов в местные бюджеты, но и занятость населения – в пределах 20-30 тысяч граждан трудятся на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей.
Между тем в Калмыкии отношение властей к предпринимателям, являющимся основным сегментом региональной экономики, оставляет желать лучшего, считает элистинский предприниматель Татьяна Ункова. В прошлом она депутат Элистинского городского собрания и Народного Хурала, признана одним из авторитетных представителей бизнес-сообщества республики. Это выражается и в высоких ставках налогообложения, и многочисленных административных препонах, связанных с прохождением процедур получения в аренду и приобретения в собственность земельных участков и объектов недвижимости, непрозрачность механизмов принятия решений при рассмотрении конкурсных заявок, субъективном подходе при применении штрафных санкций и многое другое.
Да что там говорить – в иных чиновничьих кабинетах предприниматели сталкиваются с элементарным хамством, не говоря уже о постоянной волоките. О ряде таких возмутительных фактов на своем примере поведали предприниматели, пришедшие на встречу. Так, по словам одной из женщин, в виду того, что в августе этого года истекает срок аренды земельного участка, на котором она строит сауну, женщина заранее, еще в феврале, обратилась в отраслевое управление администрации г.Элисты за необходимыми документами. Однако по сей день их не может получить по причине того, что у них сотрудник то на больничном или в отпуске, то у них праздники, то вообще заявили, что сломалась какая-то компьютерная программа. Пришлось за этот нонсенс приносить извинения лично заместителю главы столичной администрации Оксане Баглиевой. Между тем, заметила индивидуальный предприниматель, она не стала бы привлекать внимание к своей ситуации и требовать разъяснений, если бы в мэрии подобные вопросы решались четко, в автоматическом порядке.
Кстати, предприниматели напомнили присутствовавшим руководителям горадминистрации и Минэкономики о том, что точно так же, в ручном режиме, осенью прошлого года, в этом же помещении неотапливаемого Дома предпринимателя им пришлось решать с властями Элисты вопрос о спорном коэффициенте, применяемом для налогообложения отдельных видов деятельности. И тогда им удалось защитить свои интересы.
Не менее болезненная проблема для калмыцких предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, – засилье федеральных и межрегиональных торговых сетей, которые за последние годы практически полностью вытеснили магазины шаговой доступности в Элисте и районах. Вообще, какова их доля на нашем рынке сегодня? Как в условиях демпинговых цен крупных сетевиков продукции местных производителей попасть на полки гипермаркетов? Неужели миссия невыполнима? Почему бы на уровне правительства региона не найти какое-то приемлемое решение с иногородними ритейлерами по данному вопросу? – спрашивали владельцы элистинских продуктовых магазинов.
По словам предпринимателя Олега Пюрбеева, являющегося председателем общественного наблюдательного совета Калмыцкого УФАС, «по имеющимся сведениям, компания «Магнит» сегодня имеет 24,8% калмыцкого розничного рынка, приближаясь к предельно допустимой отметки в 25% (порог доминирования определяют, исходя из объема проданного продовольствия в пределах одного муниципального образования). Остальные вместе не набирают 50% (пока нет данных по «Красному и белому», представительству которого в Калмыкии нет и года)».
Также традиционно бурно дискутируемой на всех площадках проекта «Бизнес и власть: разговор начистоту» темой был вопрос о том, планируется ли в ближайшей перспективе и вообще когда-либо снижение тарифа на электроэнергию для бизнеса. Увы, как следовало из подробного, со сравнительными данными по другим регионам, ответа заместителя руководителя Региональной службы по тарифам Николая Басацкого, шансы на то, что Калмыкии каким-то чудом удастся попасть в так называемый льготный список субъектов РФ, в отношении которых федеральный центр в свое время издал решение о низком тарифе для «прочих потребителей», к коим относятся юрлица и индивидуальные предприниматели, равны практически нулю. На то есть объективные причины, и одна из них – то, что на уровне правительства России планируется к 2022 году отменить действие этих правил. Вероятность «запрыгнуть в последний вагон» очень мала, но, несмотря на это, руководство Калмыкии не оставляет попыток сделать все возможное для решения данного вопроса, заявил предпринимателям представитель РСТ.
Подытожим прошедшую встречу представителей властей и малого бизнеса мыслью, высказанной Татьяной Унковой, которая сводилась к необходимости двум сторонам проявлять взаимное уважение и стремление решать волнующие их проблемы в режиме конструктивного диалога. Для этого, несомненно, нужно чаще встречаться, благо теперь есть Дом предпринимателя.
Фото Николая Бошева