Новый 2017 год для общественности Калмыкии начался со знаменательной исторической даты – 60-летия восстановления автономии калмыцкого народа. Как известно из истории, 9 января 1957 года одновременно вышли два указа высших органов власти в СССР – Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии калмыцкого, балкарского, чеченского, ингушского и карачаевского народов и Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края», послужившие началом процесса реабилитации калмыцкого народа и массового возвращения ссыльных калмыков на свою родину.
Этому событию был посвящен «круглый стол», состоявшийся в понедельник в Национальном музее РК им. Н.Н. Пальмова. Он был организован при участии Министерства культуры и туризма РК, Калмыцкого научного центра РАН и Калмыцкого регионального отделения Российского исторического общества. В мероприятии приняли участие ученые – научные сотрудники Калмыцкого научного центра РАН, профессора и преподаватели КалмГУ, а также сотрудники Национального музея РК, Национального архива РК, Национальной библиотеки РК, представители общественных организаций, творческих союзов, СМИ.
Модератором дискуссии выступил замминистра культуры и туризма республики, кандидат культурологии Николай Санджиев. В своем выступлении, задавшем тон обсуждению, он отметил: несмотря на то, что указы от 9 января 1957 года были знаковыми законодательными актами для калмыцкого народа, давшими ему надежду на восстановление исторической справедливости, они были во многом половинчатыми. По сути, данные документы не называли вещи своими именами, в них ни слова не было сказано о сталинских репрессиях, политическом беззаконии и произволе по отношению к калмыцкому и другим пострадавшим в результате ссылки народам.
Данные указы не были продиктованы стремлением их авторов осудить и отвергнуть политику сталинского руководства в отношении репрессированных по надуманным причинам народов и граждан, а лишь констатировали создавшееся положение, из которого члены руководства страны во главе с Никитой Хрущевым пытались найти какой-то приемлемый для всех выход. И он заключался в том, что дальнейшее пребывание калмыков в местах ссылки, куда они были депортированы по необходимости ввиду военных действий, по окончании войны уже было нецелесообразным и потому требовалось вернуть их на родину с минимальными потерями для собственной репутации.
Эту мысль, очевидную и в то время для многих, и ныне понимаемую уже всеми, развил доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела истории КалмНЦ РАН Константин Максимов в своем докладе «Национальная государственность калмыцкого народа в контексте реабилитационных процессов». По мнению ученого-историка, трагедия калмыцкого народа, вопиющая несправедливость – его ссылка в разгар Великой Отечественной войны, где на тот момент уже тысячи его сынов и дочерей сложили головы в борьбе за свободу и независимость общей Отчизны, с ярлыком «враги народа» в районы Сибири и Дальнего Севера являет собой парадоксальную особенность этнической политики советского руководства.
Национальная государственность калмыков, имевшаяся прежде в царской России и затем утраченная не по его воле, была восстановлена в 1920-е годы, когда народ с большими человеческими потерями и великим трудом обрел, наконец, свободу, создал экономические, культурные основы своего существования в семье народов СССР, взрастил национальную интеллигенцию, мирно строил свое будущее. Но все это в один миг в условиях страшной войны и в результате не менее страшного предательства было уничтожено, разрушено, обнулено. На долгих 13 лет и 13 дней калмыки лишились своей родины. Было пролито море слез, пережиты невероятные страдания, но, несмотря на это, потеряв более трети своей численности, калмыки все же выстояли, вернулись на родину и нашли в себе силы начать новую жизнь ради лучшего будущего своих детей.
Сегодня нам всем необходимо извлечь уроки из нашей истории, сказал Константин Николаевич. Он закончил свое выступление словами Президента России Владимира Путина, отметившего в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию, что не нужно тащить обиды прошлого в настоящее, но вместе с тем наш долг состоит в том, чтобы не дать повториться губительным явлениям прошлого. А для этого власти и гражданам следует неукоснительно соблюдать принципы законности и справедливости.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории КалмНЦ РАН, секретарь калмыцкого отделения Российского исторического общества Ирина Лиджиева подготовила доклад на тему «Калмыцкая автономная область в составе Ставропольского края: восстановление народного хозяйства». Речь в нем шла о событиях, предшествовавших январским указам 1957-го, – это памятная для всех осень 1956 года, когда после XX съезда КПСС в стране наступила политическая «оттепель» и 24 ноября того года Президиумом ЦК КПСС было принято постановление об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края.
В отличие от карачаевцев, кабардинцев, чеченцев и ингушей, у которых, как идет речь в вышеназванном указе Президиума Верховного совета СССР, национальные республики были «восстановлены» или «преобразованы», калмыки получили в виде национальной автономии не республику, которая у них была до высылки, а область в составе соседнего Ставропольского края. Почему? И почему КАО была «образована», ведь этот этап становления государственности у нее уже был в 1920-х годах? Эти вопросы стали предметом оживленной дискуссии участников «круглого стола».
По мнению Константина Максимова, очевидно, в тот период времени другого выхода у руководства страны не было. Дело в том, что к моменту возвращения калмыков их бывшая республика была поделена между четырьмя соседними областями и краями и народно-хозяйственный комплекс, разрушенный войной, не был за послевоенные годы восстановлен. У карачаевцев, ингушей и прочих ситуация была иная – их территории и в годы ссылки оставались республиками, а к моменту возвращения хозяев на прежние места им было куда, образно говоря, притулиться. Калмыки же приехали, фактически, в голую степь, на бескормицу.
Образование Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края, таким образом, явилось переходным периодом на пути к восстановлению прежней автономии. В целом же следует с благодарностью отметить то, что неоценимую роль в восстановлении объектов экономики, культуры, образования и здравоохранения, подготовке кадров для отраслей народного хозяйства калмыцкому народу оказало не только союзное руководство, но и администрации соседних краев и областей.
Другой вопрос, который всех мучает: за что именно был подвергнут репрессиям калмыцкий народ? В чем конкретно заключалась его вина? Историки до сих пор не могут найти на него однозначный ответ. Как считает Герман Борликов, президент Калмыцкого госуниверситета им. Б. Б. Городовикова, в истории депортации калмыков злой рок заключался еще и в дисперсном расселении на огромной территории от Западной Сибири до восточных и северных окраин страны, включая остров Сахалин и Заполярье, тогда как другие репрессированные народы селили в местах ссылки компактно. Это обстоятельство фактически не оставляло нашему народу шансов выжить в этих неимоверных условиях. Но ему все же удалось сохранить себя.
В рамках «круглого стола» в контексте обсуждения темы поэтапного восстановления калмыцкой автономии интересные факты, подкрепленные цифрами статистики, привели сотрудники Национального архива РК и Национального музея РК. В частности, как свидетельствуют материалы Нацархива РК, после возвращения основной массы народа на родину в Калмыкии на 1 декабря 1959 года работало 3165 специалистов с высшим и средне-специальным образованием, из них 2093 женщины (66%). Специалистов с высшим образованием было 1561 человек. По профессиям они представлены так: 213 агрономов, 385 техников, 428 зоотехников и ветеринарных работников, 798 медработников. Таким образом, даже с учетом 13 лет трагической депортации калмыков среди них специалистов с высшим образованием в послевоенный период насчитывалось в несколько раз больше, чем было подготовлено за период с 1892-1917 годы.
С недавних пор в арсенале работников архивов появилось новая категория материалов – так называемые «пенсионные дела», подлежащие уничтожению документы предыдущих поколений жителей республики. Это сотни биографических сведений, в том числе «похоронки», свидетельства военных и ратных подвигов наших земляков, другие ценные бумаги, из которых можно образовать отдельные архивы. И такая работа архивариусами уже ведется.
В каждой калмыцкой семье, несомненно, имеются и бережно хранятся свои собственные исторические свидетельства того времени. К примеру, в семье калмыцкого писателя и общественного деятеля Аксена Сусеева, как рассказала его дочь – профессор КалмГУ, доктор филологических наук Данара Сусеева, как память о том периоде – письмо ее отца члену Политбюро ЦК КПСС Георгию Маленкову. В нем писатель-коммунист задает высшему партийному руководителю вопрос о том, за что были высланы калмыки и просит разрешить дочери спецпоселенца выехать за пределы территории комендатуры, чтобы поступить в выбранный вуз. Спустя месяц на это письмо отчаяния пришел высочайший ответ, и с Сусеевых был снят статус невыездных, а дочь-выпускница смогла поступить в Казахстанский госуниверситет.
Представители сегодняшней творческой интеллигенции Калмыкии, как и их предшественники в те непростые годы, терзаемы думами о судьбе нации. Вот и великий артист, директор Государственного ансамбля «Тюльпан», депутат Элистинского горсобрания Валерий Эрдниев с болью в голосе говорил о том, что его беспокоит. По его словам, нынешнее поколение калмыков рискует не оставить потомкам памяти о периоде сибирской ссылки, ведь наши старики и раньше избегали разговоров на тему депортации, и по сей день стараются не вспоминать ушедшее плохое. Да что там говорить: для многих жителей республики официальный День памяти и скорби – всего лишь обычный входной, лишний свободный день в предновогодней суете, в сердцах заметил Эрдниев. И в этом его полностью поддержал коллега по творческому цеху – Борис Манджиев, художественный руководитель Национального драматического театра РК, заслуженный деятель искусств России и Калмыкии.
Почему бы не сделать так, предложили Валерий Борисович и Борис Наминович, чтобы 28 декабря превратился из заорганизованного мероприятия в настоящий день поминовения, стал поводом каждому калмыку обратиться к своему прошлому, почтить память предков. И был бы этот день национального траура с минутой молчания, остановкой работы предприятий, траурными гудками общественного и личного автотранспорта, как принято в других странах, с уроками памяти в школах. И на всех сценических площадках профессиональные и самодеятельные артисты выступили бы с концертными номерами – они это сделают бесплатно и с чувством сопричастности.
Данное предложение нашло единодушную поддержку у всех участников «круглого стола». Так же, как и идея, высказанная Арслангом Санджиевым, председателем общественной организации «Солдаты Широклага». Он напомнил о том, что в 2017 году исполняется 200 лет Хошеутовскому хурулу, построенному в память об участии калмыцких воинов в Отечественной войне 1812 года. По его мнению, властям Калмыкии и Астраханской области необходимо разработать совместную программу по подготовке и празднованию этой знаменательной даты.
Фото Николая Бошева