Социальные работники Калмыкии повышают профессиональную квалификацию и осваивают новую философию
В рамках реализации регионального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» с марта текущего года в Калмыкии проводятся мероприятия, направленные на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста, работающих в различных отраслях бюджетной сферы и народного хозяйства.
По словам заместителя министра социального развития, труда и занятости РК Ольги Маминовой, цель подобных курсов переподготовки кадров – повышение конкурентоспособности работников, чтобы человек чувствовал себя на рабочем месте уверенно до момента выхода на пенсию, и впоследствии, получив востребованную на рынке труда специальность, с соответствующим багажом полезных навыков, мог успешно реализовать себя и обеспечить занятость.
«В 2019 году по программе переподготовки у нас законтрактовано обучение 136 человек. На сегодняшний день трехмесячное переообучение прошли 60 человек. Основные отрасли, которые представляют слушатели курсов – здравоохранение, образование, социальная сфера, кроме того, от работодателей заявку подало ООО «Газпром Газораспределение Элиста». На будущий год своих специалистов хочет направить ОАО «Калмэнерго», – сообщила Маминова.
В настоящее время, в период с 24 по 28 сентября, в Элисте, на базе БУ РК «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» проходят курсы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов предпенсионного возраста центров социальной защиты населения по программе «Оказание социальных и медицинских услуг в системе долговременного ухода». Обучение проводят специалисты государственного автономного учреждения г. Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защита населения Москвы.
По данной программе обучаются две группы слушателей, первая – это директора социальных учреждений, изучающие аспекты управленческого характера, вторая – социальные работники, которые непосредственно осуществляют этот самый долговременный уход за подопечными, и им требуется набраться больше опыта и навыков в этом деле.
Как рассказала доцент московского института, кандидат психологических наук Марина Солдатенкова, курс обучения рассчитан на 72 часа, в него входят как теоретические знания, так и практические занятия – симуляционные задачи, демонстрационные ролики и наглядные упражнения друг на друге по отработке техники и технологии, применяемых в системе долговременного ухода.
«В мировой практике система долговременного ухода выстраивалась 65 лет, и все, что у них получилось хорошо, с прекрасным результатом, мы все это сегодня берем на вооружение у себя в стране. Наша задача – донести новую философию СДУ, а именно совершенно иное содержание, технологии, чем те знания и умения, которые находятся сейчас в арсенале социальных работников. В центре этой философии должен стоять получатель услуг, а не документы, бумаги, выполнение простых функций. То есть на первый план выступает человек, человечность, милосердие», – подчеркнула социальный психолог.
Система долговременного ухода предполагает различные формы обслуживания – и стационарное, и обслуживание на дому, и так называемое сопровождаемое проживание, или дом под защитой, для инвалидов, стремящихся к самостоятельной жизни. Последнее направление – это западные технологии, которые только сейчас пытаются начать применять в России. В частности, власти Москвы сейчас активно работают над тем, чтобы построить такие учреждения, особенно психоневрологического профиля, которые бы носили семейный характер и куда бы в целях эффективной социализации поступали повзрослевшие дети-инвалиды на постоянное проживание.
СДУ это не только новые технологии и методики, но и новые средства по уходу за обслуживаемыми, без которых невозможно построить систему эффективно. Поэтому специалисты московского института привезли с собой целый чемоданчик наглядного материала – это и скользящие простыни для легкого перестила постели лежачего больного, а также другие приспособления, которые можно применять для усовершенствования процесса кормления больного или чтобы правильно посадить человека, при этом не навредить себе самому – не сорвать спину.
По словам Солдатенковой, все эти приемы и инструментарий стоят на вооружении у социальных служб стран Запада уже десятки лет, потому прежде чем обучать других преподаватели курсов сами прошли серию европейских стажировок, со сдачей экзаменов, получением сертификатов. Так, когда они были на стажировке в Израиле, во время обучения они ходили в памперсах, наполненных водой, учились обходиться условно без одной руки или ноги, находиться часами прикованными к постели и т.д., чтобы лучше понять, каково это – быть в беспомощном состоянии, и что человеку необходимо, чтобы облегчить ему жизнь.
Светлана Анисимова, доцент ИДПО г. Москвы, кандидат политических наук, в беседе с журналистами отметила еще один важный момент в организации эффективной системы долговременного ухода как эмоциональный интеллект.
«Понятие «эмоциональный интеллект» возникло в 20-е годы 20 века в Соединенных Штатах, в переводе на русский язык этот термин означает управление эмоциями, своими и чужими с целью предотвращения конфликтных ситуаций. Без этих навыков работа в мультидисциплинарной команде, какая создается при организации долговременного ухода, обойтись невозможно. Как правило, команда выглядит так – врач, медсестра, социальный работник, психолог, по желанию в нее могут быть включены и члены семьи, которые, если захотят и обучатся, смогут осуществлять долговременный уход за своим немощным родственником. Очень важно, чтобы эта команда работала согласованно, во взаимопонимании, тогда результат не замедлит быть», – отметила Анисимова.
По мнению специалистов института, приехавших обучать калмыцких специалистов, Министерство социального развития, труда и занятости республики много делает для того, чтобы система долговременного ухода была внедрена в нашем регионе. Хотя на сегодняшний день Калмыкия не вошла в число пилотных регионов, где она апробируется с 2018 года. За два года в нею включилось уже 19 субъектов Федерации.
«Отрадно, что руководство вашего региона делает все, чтобы заблаговременно, до 2022 года, когда по нацпроекту «Демография» СДУ должна будет поэтапно внедрена в систему органов социальной защиты населения по всей стране, подготовить у себя квалифицированные кадры для этого. Потому что ведь главное – не деньги (деньги государство найдет), а вот перестроить сознание человека, занимающегося этим делом, это самое сложное. Человек должен нестандартно мыслить, инновационно, быть креативным и позитивно, прогрессивно мыслящим. И директора социальных учреждений и прошедшие отбор соцработники такие приемы, технологии на наших курсах получили и далее принесут эту новую философию в свои коллективы. То есть они получили базис, на котором будут выстраивать эту систему на практике.
Фото Николая Бошева