Оборот розничной торговли в России в апреле сократился в годовом выражении впервые с февраля 2017 года: падение составило рекордные 23,4%. При этом доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли составила 6,6% к прошлогодним 2,4%. Интернет-продажи крупных и средних магазинов РФ в апреле выросли в 2,4 раза, сообщает Росстат.

Объясняется это тем, что в период пандемии покупка продуктов и товаров первой необходимости через сеть Интернет для многих самоизолировавшихся или направленных на принудительный карантин россиян стала насущной необходимостью и зачастую единственным средством связи с внешним миром. Одновременно с этим страх последствий пандемии и снижение курса рубля привели к тому, что покупатели вспомнили о закупках впрок.

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупнейшие ритейлеры страны, к началу апреля произошел резкий наплыв покупателей в онлайн-сервисы доставки продуктов и готовой еды от ресторанов, что даже привело к сбою в оказании их услуг. Для удовлетворения возросшего спроса им пришлось запускать новые склады, пересматривать планы по экспансии в регионы и увеличивать число сборщиков и курьеров. Продажей продуктов также стали заниматься и непрофильные компании. Так, фэшн-ретейлер Lamoda на фоне коронавируса запустил продажу продуктов длительного срока хранения.        

Ввиду массы свободного времени у россиян проснулся интерес к кулинарному творчеству, благодаря чему наиболее популярными товарами, заказываемыми по интернету, стали кухонные принадлежности.

Не хлебом единым

Разобравшись с заказами продуктов и готовой еды, россияне, находясь круглыми сутками в четырех стенах, стали больше внимания уделять домашнему досугу. По данным маркетплейса «Беру», за этот период примерно в 3 раза выросло количество заказов игр и товаров для хобби и творчества. В частности, вырос интерес к пазлам. На интернет-площадке eBay двукратно вырос спрос на сборные модели самолетов, мотоциклов, почти в три раза  – на электронные шахматы и на 40% – на карточные игры. Также увеличиваются продажи товаров в сегменте рукоделия.

По завершению развивающих занятий не мешает и расслабиться. По данным онлайн-ритейлеров, в марте кальяны стали заказывать в девять раз чаще, чем два месяца назад. Также вырос спрос на дачные товары: дачный сезон в этом году начался раньше, чем в прошлом году, и этому способствовали отнюдь не погодные условия.

С перемещением основных сфер жизни в онлайн вырос спрос и на гаджеты, необходимые для удаленной работы и гейминга. В интернет-магазинах спрос на компьютерную технику и сопутствующие устройства вырос в 2,5 раза.

Еще одним плюсом пандемии стало возвращение интереса россиян к чтению литературы. Так, Mastercard в числе наиболее популярных товаров, приобретаемых во время самоизоляции, назвала книги.

Спорт и активный образ жизни

Немало среди наших сограждан и тех, кто, устав от походов из спальни к холодильнику и сидения за компьютерными играми, решил не терять спортивную форму. По данным «Беру» и Ozon, во время пандемии популярность товаров для занятий фитнесом выросла почти в два раза. А поскольку подвижность крайне важна и для детей, сознательные родители приобретают для них нейроскакалки, мячи и наборы для активных игр дома.

Специалисты советуют не заниматься спортом в домашней одежде, а покупать специально предназначенные для этого вещи. В связи с этим нынешней весной продажи спортивной одежды, за исключением кроссовок, выросли более чем в два раза.

Часть россиян пользуется самоизоляцией для укрепления отношений в паре – в марте продажи эротического белья выросли на 120% год к году. Популярность домашней одежды также растет. Как сообщили в онлайн-ретейлере Wildberries, в марте-апреле продажи кигуруми выросли на 235% к аналогичному периоду 2019 года, пеньюаров – на 175%, а пижам – на 100%. Представители площадки также обратили внимание на рост продаж спецодежды, в том числе рабочих брюк, комбинезонов, костюмов для ремонта или работы в саду, а также медицинской одежды.

Красота – страшная сила

Даже находясь в самоизоляции, люди не могут обойтись без стрижки и уходовых процедур. Так, большим спросом у мужчин в онлайн-продажах пользуются машинки для стрижки и универсальные триммеры для стайлинга, воск и гели, а также наборы специальных щеток для ухода за бородой и усами.

Представительницы прекрасного пола с приостановлением работы салонов красоты решили не отказываться от привычного маникюра, поэтому активно приобретают UV/LED лампы для сушки, маникюрные аппараты, гель-лаки, базовые покрытия, пилки и средства для кутикул. Регулярное использование санитайзеров и постоянное мытье рук негативно отражаются на состоянии кожи, поэтому покупательницы стали чаще приобретать питательные кремы для рук и ногтей, а также маски для рук в виде кремов и перчаток. Также россиянки проявляют интерес к товарам для окрашивания бровей и ресниц, средствам для эпиляции и депиляции. При этом стали реже заказывать зеркала, помаду, кисти и спонжи для нанесения макияжа.

Также на фоне пандемии перестали пользоваться популярностью ювелирные украшения. В частности, как сообщили в компании Sokolov, онлайн-продажи, которые компания экстренно запустила на фоне закрытия магазинов, потери прибыли полностью не покроют.