В Калмыкии на территории государственного заповедника «Черные земли» первого июля будет завершен половозрастной учет сайгаков. Его цель – определить качественный состав популяции по трем половозрастным группам: взрослые самцы, взрослые самки и молодняк текущего года. Учет стартовал в начале лета, и об этом россиянам сообщал журнал «Наука и жизнь».
«Учет проводят инспекторы. Каждый из них регистрирует в блокноте всех встреченных на маршруте сайгаков, дифференцируя по полу и возрасту. Одно и то же стадо могут учесть не только два, но и три раза; это положительно повлияет на достоверность данных», – рассказал «Степным вестям» директор заповедника «Черные земли» Батаар Убушаев.
Учет построен на принципах закона больших чисел в теории вероятностей. Чем больше животных будет учтено, тем достовернее будут полученные цифры.
Проводимое сейчас мероприятие важно для того, чтобы понять, на каком этапе находится популяция сайгаков на территории заповедника.
Интересуюсь, сколько процентов взрослых сайгаков из всего количества степных антилоп на территории заповедника считается оптимальным.
«В советские времена этот показатель равнялся 25-ти %. В 2014 году взрослых самцов из всех обитающих на территории нашего заповедника было всего 0,7 %. Думаю, что в настоящее время будет оптимально, если взрослых самцов окажется порядка 15-16 % от всего количества сайгаков», – считает Б. Убушаев. Пусть взрослых самок будет больше, это лучше для стада, отметил руководитель учреждения. Для популяции молодняка достаточен показатель 45%.
«По итогам учета прошлого года сайгаков у нас около восьми тысяч. Их количество увеличивается медленно, но верно. Популяция растет благодаря охране этих животных, борьбе с браконьерством», – подчеркнул собеседник. Как проводились и проводятся в настоящее время охрана степных антилоп и борьба с браконьерством, наглядно свидетельствует такой факт: в прошлом году на территории заповедника «Черные земли» не зарегистрировали ни одного случая браконьерства. В этом году (постучим по дереву, чтобы не сглазить) здесь также не было отмечено ни одного факта незаконной охоты.