В связи с пандемией новой короновирусной инфекции в числе мер по нераспространению опасного заболевания среди населения становятся актуальными вопросы, связанные с утилизацией медицинских и бытовых отходов, оставшихся после больных COVID-19.
Попадание большого числа медицинских отходов, в том числе масок, на мусорные полигоны вместе с пищевыми отходами чревато непредвиденными биологическими последствиями. Эта проблема требует реагирования, считает председатель правления общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин.
По мнению экологов, если с отходами медицинских учреждений хоть какая-то регламентация есть, то с миллионами одноразовых масок, перчаток в урнах и в мусорных контейнерах ясность не внесена. Объемы этих отходов за апрель – май довольно внушительны, а ведь все прогнозируют продление «масочного режима» во многих регионах еще очень надолго.
«Теперь нужно понимать, куда эти маски девать. Можно сделать так: когда человек дает подписку о карантине, то в нее нужно включить обязательство все свои предметы гигиены выбрасывать в отдельный пакет. Необходимо делать отдельную цепочку вывоза медицинских отходов класса Б», – считает Нагибин.
При этом эколог подчеркнул, что обязательством по вывозу таких отходов не стоит дополнительно нагружать регоператоров. «Считаю, что этим должно заниматься МЧС. Мы дезинфицируем подъезды, а маски зараженных людей сбрасываем в общие баки. В очень большой группе риска сортировщики отходов. Потом эти отходы, если их не сжигать, попадают на свалки, а там чайки, грызуны в поисках пищи, которая рядом с вирусными отходами».
А как эта проблема решается в Калмыкии?
По словам министра здравоохранения республики Юрия Кикенова, контроль за утилизацией отходов и расходных медицинских материалов после использования пациентами с ковидом в медицинских учреждениях поставлен строго. Соответствующий порядок определен СанПиН 2.1.7.2790-10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. № 163).
«Мы приобрели для этих целей автоклавы и утилизаторы, которые путем высокой температуры и пара полностью обеззараживают предметы и медицинские изделия, оставшиеся после зараженных. Вирус не очень стойкий, утилизатор же дает температуру 180 градусов и высокое давление. Этого более чем достаточно для обеззараживания. После чего организации, с которыми наши больницы заключили соответствующие договоры, вывозят эти материалы на утилизацию», – отметил глава калмыцкого Минздрава.
Мы позвонили в несколько лечебных учреждений и выяснили, что к вопросу утилизации специфичных отходов они подходят с надлежащей ответственностью. В частности, Октябрьская и Юстинская районные больницы заключили договор с волгоградской фирмой ООО «Вид-Авто», которая имеет лицензию на утилизацию медицинских отходов классов Б, В, Г. К ним относятся шприцы, системы, иглы, ампулы, анатомические и биологические отходы, просроченные лекарства и пр.
По словам главного врача Октябрьской ЦРБ Виктора Эльдеева, ООО «СпецАТХ» также имеет соответствующий ОКВЭД, однако его расценки очень дороги, поэтому прибегли к услугам волгоградской фирмы.
С коллегой солидарен главврач Приютненской райбольницы Павел Дорджиев. «Мы работаем с ростовчанами, у которых тариф за утилизацию одного килограмма медотходов гораздо ниже, чем у нашего регионального оператора. Специалисты приезжают за отходами по нашему вывозу по мере необходимости. На базе нашей больницы нет инфекционного госпиталя, поэтому ковидных отходов не имеется. Тем не менее, все медицинские отходы и инвентарь от больных проходит соответствующую обработку. Оборудование в нашем ЦСО не новое, еще с советских времен – мы получали его со склада «Мобрезерв», но оно в отличном состоянии и справляется с задачей», – прокомментировал Дорджиев.