Главный государственный санитарный врач Калмыкии Джангар Санджиев «продиагностировал» природу коронавируса в республике и предложил наиболее эффективный способ борьбы с ним. Свои выводы руководитель регионального управления Роспотребнадзора озвучил на недавнем правительственном совещании, посвященном мерам противодействия распространению COVID-19.

Санджиев – опытный санитарный врач и может «поставить диагноз» любому эпидемическому явлению, даже такому малоизученному, как новая коронавирусная инфекция. У каждой территории, где ходит эта зараза, свои особенности ее распространения. Задача эпидемиологов – изучив негативное явление, минимизировать угрозу заражения большого числа людей, дабы это не привело к коллапсу системы здравоохранения.

У войны с коронавирусом в Калмыкии – явно женское лицо. Судите сами: на передовой с ковидом у нас задействованы в основном женщины – врачи, медсестры, санитарки, все они, родимые. Но, оказалось, что и по ту сторону окопов немало женщин. Если рассматривать структуру заболеваемости по половозрастному признаку, то среди тех, кому установлен диагноз, женщин на 10% больше, чем мужчин. «Мы это связываем с оживлением социально-экономической жизни республики, поскольку слабая половина у нас больше представлена в сфере торговли, сервиса и так далее», – сказал Джангар Николаевич.

Основная категория заразившихся – люди трудоспособного возраста, от 35 до 50 лет. При этом отмечен такой парадокс: заработали многие предприятия, индивидуальные предприниматели также вышли из карантина, а среди заболевших растет доля безработных.

«Часто среди больных людей встречаются такие граждане, которые предпочитают не указывать место работы. Не секрет, что у нас большинство трудовых договорных обязательств – в теневой стороне, особенно в малом и среднем бизнесе. Поэтому больные просто боятся признаваться, где они трудоустроены, говорят, что они безработные. Здесь я вижу большой потенциал для работы административных комиссий по объектам торговли», – заметил Санджиев.

Есть еще одна примечательная статистика: в то время как с апреля в два раза снизилась заболеваемость среди молодежи в возрасте от 18 до 20 лет, наблюдается стабильная заболеваемость среди людей старше 65 лет – рост в пределах от 12% до 14%. Это говорит о том, что режим самоизоляции пожилыми людьми не соблюдается.

От 40% до 45% источник заражения расположен в семье. При этом в последнее время при эпидемических расследованиях все чаще фигурируют дальние контакты. Раньше их доля не превышала 20%, сейчас же растет с каждым днем, что означает – заболевшие и контактные с ними выходят за пределы очага, то есть на улицу, и несут вирус дальше.

«Нас еще спасает, что снижается такой показатель, как уровень пневмонии среди больных коронавирусом, – говорит Д. Санджиев. – Если в конце апреля-начале мая мы регистрировали от 23 до 25 процентов пневмоний, то сегодня мы видим снижение до 18 процентов. Вирус изменяет свои свойства, растет прослойка бессимптомных носителей и переболевших в легкой форме – таковых на сегодня практически 60% от общего числа людей с подтвержденным диагнозом. Это также свидетельствует об изменении инфекционного процесса».

Главный государственный санитарный врач РК констатировал, что сейчас ситуация даже хуже, чем в мае, когда мы думали, что республика достигла пика заболеваемости. Когда ежедневно регистрируется по четыре десятка новых случаев, можно ли говорить о переходе на третий уровень ослабленияограничений? К сожалению, нет.

По его мнению, когда увещевания граждан и недобросовестных предпринимателей соблюдать санитарно-эпидемический режим не помогают, ничего не остается, как дисциплинировать людей с помощью протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Кстати, Джангар Санджиев признал и свою вину в том, что не смог реализовать часть компетенций возглавляемого им ведомства. По его словам, Роспотребнадзор и Министерство экономики и торговли РК так и не смогли организовать муниципальный фильтр для открывающихся предприятий.

«У нас была хорошая мысль – пропускать через муниципальный фильтр объекты экономики перед открытием. Мы бы на этом этапе смотрели, как они обеспечены рециркуляторами, масками и так далее. У нас этот механизм толком не заработал. Необходимо учесть этот момент, когда будем переходить на следующий этап снятия ограничений, чтобы ужесточить процедуры соответствия организаций и предприятий работе в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки», – предложил он участникам совещания.

Не за горами 1 сентября, и уже сейчас нужно сделать задел по подготовке образовательных организаций к началу учебного года в соответствии с теми рекомендациями, которые разработаны Роспотребнадзором.

«На сегодняшний день я вижу, что школы не готовы, – заявил Санджиев. – На весь класс – одна форточка, о режиме нормального проветривания речь не идет. Нужно посмотреть вопрос о расписании занятий, как дети будут ходить в столовую, проводить время на переменах, есть ли рециркуляторы в каждый класс, имеется ли резерв учителей. Какие критерии определения критичного уровня заболеваемости нужно разработать – может быть, как по гриппу: если больше 20% детей в классе болеют, то переводить уроки на дистанционный формат. Одним словом, вопросов пока больше, чем ответов».

Фото Николая БОШЕВА