В ближайшие 10–20 лет нам предстоит жить в лихорадочном мире. Эти годы не станут временем процветания. Они будут временем перемен и выживания. Так утверждают авторы доклада «Карты Будущего: основные угрозы, вызовы и тренды до 2035 года». В докладе представлен прогноз технологического, политического и социокультурного развития стран мира до 2035 года.
Замечу, что все ранее составленные авторами «Карт» прогнозы сбывались. Поэтому к их аргументации стоит прислушаться.
По оценкам доцента кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО, президента Ассоциации экспорта технологического суверенитета Андрея Безрукова, мир переживает период, соответствующий началу XX века, когда происходила «перезагрузка» мирового порядка, продолжавшаяся с 1924 по 1945 годы. Именно к 1945 году был выстроен новый миропорядок с новыми игроками и по новым правилам. Сейчас мы подходим к концу периода, выстроенного после 1945 года, поэтому по всему миру наблюдается полная перезагрузка – экономическая, политическая, социальная.
Международная обстановка накалена до предела. Авторы доклада отмечают, что во многом благодаря пандемии COVID-19 нам удалось избежать первой мировой войны в XXI веке. Теперь важно избежать второй.
Как и 100 лет назад, в том, что происходит в мире и в России, четко выявляются три основных элемента: геополитический передел, технологический прорыв (в прошлом веке это было наступление нефтяной эры, в этом – цифровизация) и полный социальный взрыв. Правда, сейчас к этим трем основным элементам добавляется четвертый – экологический: обостряются ресурсные конфликты, появляются экологические беженцы. Одновременно идет политизация экологии – в частности, под знаменем экологической политики Евросоюз навязывает свои стандарты в области водородной и возобновляемой энергетики.
В мире назревает глубокий экономический кризис. Он начнется уже в ближайшее время, и так же, как в 1930-е годы, государство вынуждено будет перейти к ручному управлению экономикой. Будет проведена национализация критически важных отраслей. На Западе реализуются новое «рузвельтианство» и новый «план Маршалла», из чего выйдет новая экономическая, а за ней – и социальная модель.
Уже в наши дни начинается яростная технологическая конкуренция. Технологическое превосходство станет тем важным элементом, который даст победителю важное политическое и экономическое превосходство. На горизонте маячит новый колониализм, основанный на технологическом превосходстве, считает генеральный директор АНО «Платформа «Национальной технологической инициативы», спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.
Складывается устойчивый тренд на агрессивную экологизацию промышленности и энергетики. Все больше регуляторов будет интересовать экологический знак качества. В первую очередь, мировые регуляторы будут ставить условия России. Например: «Я куплю вашу энергию, но выставлю вам штраф за то, что она недостаточно зеленая». Понимая это, экспертное российское сообщество разворачивает широкую дискуссию на предмет: сможет ли Россия стать лидером новой «зеленой» энергетики в мире?
Еще один мировой тренд – уход от глобализации к созданию неких суверенных технологических «островов». Чтобы стать таким «островом», государство должно иметь условия и возможности, обладать достаточным набором технологий, обеспечивающим независимость критической инфраструктуры.
К слову, подобный проект успешно был реализован в Советском Союзе: после 1945 года наша страна стала самым передовым «островом» на планете.
Хотелось бы обратить внимание на следующее: технологическая изоляция, в которой вынужденно оказался и за что впоследствии критиковался Советский Союз, сейчас преподносится как концепция «островного» развития.
«Общаясь с коллегами из других стран, мы часто шутим: то, что вы еще не придумали, мы уже забыли», – сказал профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша.
Правда, как шутку это мало кто воспринимает. Особенно, когда российские эксперты делают прогнозы о жизни мира после CОVID-19. А они таковы: после эпидемии начнет развиваться «экономика чистых зон». Появятся регионы, страны, территории, куда не вакцинированных граждан не будут пускать. Начнется дискриминация гражданских прав.
Затянувшийся CОVID привел к важному выводу: нынешние города не способны пережить новую эпидемию. Их придется расселять, в результате чего стоимость жилья в крупных городах будет обваливаться. Будут меняться зоны проживания: люди начнут стремиться к обособленности. Уже сегодня формируется технологический заказ на создание автономных жилых зон. «Если бы не пандемия коронавируса, этот заказ мы получили бы на 15 лет позже», – подчеркнул П. Лукша.
Технологический прогресс, цифровизация, роботизация приводят к тому, что людские массы начинают мешать технологическому развитию. Места для человека в рабочих процессах не остается. Перестает быть востребован мигрантский труд. Набирают темпы сокращение рабочих мест и рост безработицы. Люди начинают чувствовать себя крайне уязвимыми.
Всеобщая цифровизация, которой огромное внимание уделяется во всех странах, в том числе и в России, приносит с собой не только благо, но и колоссальные риски. Так, цифровая интервенция приведет к тотальной слежке за каждым человеком, что будет вызывать яростное сопротивление со стороны граждан. В дальнейшем следует ожидать антиправительственных бунтов, поджогов офисов цифровых компаний и т.д.
Правительства будут стараться перевести бунты в интернет-пространство. Если это получится, то появится армия «диванных» бунтовщиков, не способных на иные виды выражения протеста.
Прогноз на самом деле тревожный. И только мы сами можем сделать реальность такой, как мы хотим.
Людмила ЮДИНА