Это может привести к удорожанию строительства объектов

Летом вступил в силу свод правил, скорректировавший уровень сейсмической опасности для ряда городов и регионов. В числе 15 субъектов Федерации, где степень опасности землетрясений была пересмотрена в сторону увеличения, оказалась и Калмыкия.

По мнению экспертов МЧС и застройщиков, в ряде случаев перестраховка представляется излишней и может привести к удорожанию строительства и дополнительными сложностям на и без того отягощенном проблемами регулирования строительном рынке.

«Изменение уровня сейсмической активности регионов приведет к тому, что потребуется проводить значительную корректировку проектной документации по ранее разработанным типовым, наиболее эффективным, проектам строительства социальных, инфраструктурных объектов и объектов жилищного строительства. Это повлечет дополнительные расходы бюджета и увеличит время реализации таких проектов. Для регионов и населенных пунктов, в которых уровень сейсмической опасности повышен, стоимость строительства увеличится», – прокомментировал «Российской газете» президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.

Новый документ по запросу НОСТРОЙ оценил Российский экспертный совет МЧС России. Авторы заключения отмечают, что к ним поступает все возрастающее число замечаний по серьезным методическим просчетам новых карт сейсмического районирования от различных организаций и исследователей, в том числе соавторов этих карт. «Сейсмотектоническая основа просто подменяется картой активных разломов, хотя хорошо известно, что далеко не все активные разломы являются сейсмогенерирующими и способны порождать сильные землетрясения», – отмечается, в частности, в ответе изданию.   

Ассоциация застройщиков уже обратилась в профильное министерство с просьбой об установлении переходного периода или о выпуске рекомендаций и разъяснений для региональных органов власти и застройщиков. Подобные обращения поступают и из регионов.

«Возмущения застройщиков понятны. Изменения в нормах, в основном, ужесточают и удорожают строительство, но они же обеспечивают надежность и безопасность этих зданий при сейсмическом воздействии”, – отмечает руководитель управления архитектуры и конструирования Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект» Евгений Акатов.

Не видят особых проблем с изменениями норм по сейсмике и в Минстрое России. Там поясняют: сводом правил предусмотрено поэтапное уточнение сейсмичности конкретной стройплощадки. Сначала сейсмическая интенсивность назначается по картам общего сейсмического районирования. Она рассчитана с учетом, помимо прочего, вероятности землетрясений в ближайшие 50 лет. Затем, в ходе инженерных изысканий, сейсмическая интенсивность уточняется с учетом особенностей конкретного участка и объекта. Таким образом, новые карты не повышают и не понижают сейсмичность в отношении объектов капстроительства, подчеркивают в Минстрое.

Кроме того, проектная документация объекта, на которую выдан градостроительный план земельного участка в течение полутора лет до начала действия новых карт (то есть до 27 июня 2020 года), должна подготавливаться с учетом нормативной сейсмичности по прежнему варианту карт.

«В настоящее время организована работа по внесению изменений в СП 14.13330.2018 в части уточнения отдельных положений указанного документа», – добавили в профильном министерстве.

«Отечественные методики расчета сейсмической активности не соответствуют мировым стандартам, однако актуализация уровня сейсмической активности – это хорошо. Кстати, как и уточнение снеговых районов в СП 20. Калмыкия подпадает под юрисдикцию СП 14 только в случае повышенного класса ответственности здания и сооружения (АЭС и высотки >100м и т.п.), потому что 7 баллов – только для карт типа С. Говоря языком обывателя, это значит, что раз в 5000 лет будет потряхивать», – покомментировал в телеграм-канале, опубликовавшем вышеупомянутую новость, пользователь под ником HarvyDent.

«Степные вести» поинтересовались мнением по этому поводу у главного архитектора города Элисты Сергея Шалаева.

«Раньше, в советские годы, в республике при проектировании сейсмику особо не учитывали. Но у нас в республике просадочность грунтов – весьма распространенное явление, это даже хуже, чем сейсмика. В связи с этим применяются те же мероприятия, что и при строительстве в сейсмических районах – делают армопояса, и другие изменения в конструкции зданий вносят.

При разработке новых уточнений СП, о которых заявили в Минстрое, скорее всего, отнесут не всю Калмыкию, а, допустим, Лагань и Ики-Бурульский район, где добывают нефть, газ, где местная геология характеризуется некоторой сейсмоактивностью. Если примут такой документ, то при проектировании больших высотных зданий обязаны будут учитывать эти нормы.

Сейсмика, конечно, влияет на общую стоимость строительства, приводит к удорожанию объекта. Например, в Троицком несколько лет назад построили новый детсад, а сейчас он трещит по швам. Из-за чего? Потому что просадка на 30 метров. Сэкономили на фундаменте, а теперь он садится. И подрядчик за свой счет сейчас переделывает. Предстоит еще разобраться, чья в том вина – того, кто проектировал, кто принял объект, или госэкспертизы, которая проверяла их.

А с органов власти какой спрос в данном случае? Если документация пришла, соответствует всем требованиям, они обязаны выдать разрешение на строительство. Но в целом, разумеется, ответственность в таких вопросах должны проявлять все заинтересованные должностные лица и организации», – отметил Сергей Шалаев.