На днях увидел свет очередной информационный бюллетень Клуба экспертов Нижнего Поволжья на тему «Губернаторы Нижнего Поволжья в первом квартале 2017 года: предварительные итоги».

Александр Стризое. заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), доктор философских наук.

Стратегии развития регионов Нижнего Поволжья зависят от особенностей стиля управления губернаторов и связей с федеральным центром

Регионы Нижней Волги – Астраханская и Волгоградская области и Республика Калмыкия – не принадлежат к числу лидеров в разнообразных политических и экономических рейтингах. Они не являются центрами высокотехнологичного промышленного развития, всероссийскими житницами, регионами с высокой плотностью населения. Несмотря на заметные этнокультурные различия, объективное пространство маневра в условиях кризисного развития в этих регионах примерно одно и то же. Оно ограничено участием в федеральных программах, обеспеченных гарантированным финансированием, сотрудничеством с крупными российскими и международными финансово-промышленными группами (ФПГ) и кампаниями, действующими в регионах, развитием инфраструктуры, повышающим инвестиционную привлекательность территорий, а также использованием своего геополитического положения.

Тем интереснее для экспертов и журналистов те стратегии регионального развития, которые разрабатывают и реализуют региональные элиты и их лидеры – главы регионов. Их эффективность может быть оценена способностью глав регионов и региональных элит использовать весьма скромные возможности, умножая собственный потенциал средствами федерального бюджета, капиталом российских ФПГ, ресурсами гражданской активности и межрегиональной интеграции.

Глава Астраханской области Александр Жилкин предпринял попытку выстроить стратегию регионального развития, используя, прежде всего, федеральные политические и пропагандистские тренды.

В духе доминирующей в официальных СМИ державно-патриотической риторики находится одно из главных событий в жизни региона в 2017 году – празднование 300-летия Астраханской губернии.

Действительно, прошлое Астрахани как губернского центра Российской империи XVIII – XX веков гораздо богаче прошлого уездного Царицына или Калмыкии, лишенной вековых традиций городской жизни.

Кроме того, статусные заслуги и преимущества всегда ценились и в российском общественном мнении, и в сознании российской политической элиты. Уже поэтому ожидания астраханских властей повышенного внимания федерального центра к местным запросам и нуждам, а значит и их финансирование вполне обоснованы.

С попыткой использовать свой статус крупнейшего в России города – порта на Каспийском море связаны и усилия региональной элиты по проведению в Астрахани выездного совещания МИД России по каспийской проблематике, третьего по счету Каспийского медиафорума, а также Международного технологического форума. Позиционирование Астрахани как «каспийской столицы» России в немалой мере является заслугой действующего губернатора. Равно как и его последовательная линия на укрепление двадцатилетнего сотрудничества с Каспийским трубопроводным консорциумом («КТК-Р»). Проекты «КТК-Р», реализуемые на месторождениях Северного Каспия, важны для России и Казахстана: они дают новые рабочие места, обеспечивают налоговые поступления в бюджет. Александр Жилкин всегда подчеркивал социальную ориентированность компании: «За годы нашего совместного сотрудничества «КТК-Р» направила на благотворительность более 600 млн рублей. Это позволило нам реализовать многие проекты в социальной сфере». Сумма средств, выделяемых Астраханской области «КТК-Р» в 2017 году – свыше 250 млн рублей.

Показательны усилия губернатора в поддержке региональной науки, инноваций и высшей школы. Весьма скромный по российским меркам Астраханский госуниверситет с пуском нового корпуса в этом году заметно преобразился. Астраханская область стала одним из первых регионов РФ, в котором появился центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства. Созданы четыре кластера российского значения, – аквакультуры и рыбного хозяйства, судостроения, туризма, IT – технологий, которые в перспективе могут стать точками опережающего развития, опирающегося на имеющийся в области научно-технологический потенциал. Такая стратегия астраханского губернатора на интенсивное продвижение позитивного имиджа региона, подкрепленная реальными достижениями в различных сферах жизни, может превратить столицу области в центр развития всего юга России, стимулируя в перспективе процессы обновления и в регионе в целом.

В более сложной ситуации находится сегодня глава Калмыкии Алексей Орлов: потенциал республики заметно ниже ее соседей, а в ряде случаев она зависима от них в вопросах обеспечения повседневной жизни. Сделав ставку на развитие традиционной отрасли сельского хозяйства (животноводства) и использование основного потенциала республики – земли и этнически консолидированного населения, Алексей Орлов смог разработать и последовательно реализовать комплекс мер социально-экономической политики и управления.

Объявив о новом формате работы республиканского правительства и регионального отделения «Единой России» глава Калмыкии открыто заявил, что лишь при подключении федерального финансирования можно достигнуть видимых для граждан перемен в решении социально-экономических проблем региона. Как и астраханские соседи, власти Степной республики ведут активный диалог с Каспийским трубопроводным консорциумом, привлекая его к решению социальных проблем. Следует подчеркнуть, что по сравнению с регионами-соседями у Алексея Орлова гораздо больше шансов рационально, с большей эффективностью использовать выделенные из центра и мобилизованные на местах средства. За прошедший год в Калмыкии в ходе местных выборов не только кардинально обновился состав муниципальных депутатов и глав поселений, но и изменился формат их работы.

Местные власти получили большую самостоятельность в решении проблем землепользования, а также ряде связанных с этим вопросов. Обновление состава и практики деятельности муниципальных властей сделало их работу более прозрачной, а значит и эффективной. Тот факт, что Алексей Орлов представлял Россию в дискуссии по проблемам местных сообществ в Совете Европы, означает признание Москвой успехов главы Калмыкии в наведении порядка в аппарате управления, что напрямую связано с качеством использования явно недостаточных бюджетных средств. Важным достижением Алексея Орлова является его политика открытости контактов в международном и межрегиональном сотрудничестве.

Недавно состоявшиеся переговоры с итальянскими бизнесменами показали возможность обойти санкции, наладив сотрудничество в переработке сельхозпродукции и продукции животноводства, создании совместного строительного консорциума, общих туристических проектах и т.д. Активную позицию занимает глава Калмыкии и в сотрудничестве с Волгоградом и Астраханью в сфере туризма, что также способствует интеграции имеющихся потенциалов и выходу на качественно новый уровень оказания услуг. Деятельность Алексея Орлова показывает, что при минимуме статусных ресурсов, природного и экономического потенциала, позитивная динамика изменений может быть обеспечена за счет оптимизации управления и внешней интеграции.

Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров возглавляет регион, обладающий разносторонним, причем самым значительным, потенциалом на Нижней Волге. Сложность формирования стратегии развития связана в Волгограде, во-первых, с накопившимися за многие годы проблемами мегаполиса, во-вторых, с многолетней практикой безразличного отношения региональной элиты к выработке такой стратегии и определению перспектив области и его центра, а, в-третьих, с отсутствием сильных и общепризнанных лидеров, тесно связанных с регионом.

Оказавшись в подобной ситуации, Андрей Бочаров смог в начале своей деятельности опереться на доверие граждан, активно использовать свои лоббистские возможности в федеральном центре, включить регион в ряд масштабных федеральных программ, главная из которых – подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Ее реализация предполагает и модернизацию десятилетиями запущенной транспортной инфраструктуры Волгограда, и развитие инфраструктуры туризма, городского хозяйства и благоустройства. Включившись в объявленный президентом РФ Год экологии в России волгоградцы, с одной стороны могут рассчитывать на федеральное финансирование проблем, связанных с очисткой Волги и Волго-Ахтубинской поймы, с другой, – улучшить ситуацию с обеспеченностью водой и ее качеством, стоками, загрязнением воздуха, очисткой территории мегаполиса от мусора.

При всех трудностях выстраивания диалога с бизнес-сообществом и аграриями, волгоградский губернатор смог достичь определенного взаимопонимания в определении приоритетов развития, а в сфере промышленности даже добиться позитивных перемен на отдельных предприятиях (Волгоградский алюминиевый завод) и производственных площадках.

Тем не менее, энергичные усилия губернатора не отменяют необходимости оптимизации региональной системы управления, особенно в городе Волгограде и муниципальных образованиях, не снижают остроты проблемы борьбы с коррупцией, не могут заменить открытый диалог чиновников всех уровней с гражданами. При отсутствии конструктивных сдвигов в этих направлениях одного желания и воли губернатора может оказаться недостаточно для закрепления наметившихся к 2017 году позитивных перемен.

Как видим, при значительном сходстве пространства маневра для губернаторов трех регионов Нижней Волги каждый из них декларирует и осуществляет свою специфическую стратегию привлечения ресурсов в регион и использования имеющегося в нем потенциала. Хотя эта специфика связана с личными особенностями и стилем руководства, а также с отношениями губернатора, региональной элиты и рядовых граждан, одним из решающих факторов получения ресурсов и доступа к ним во всех случаях является устойчивый контакт главы региона с федеральным центром. Использование полученных ресурсов, как показывает опыт не только Нижней Волги, но и всех российских регионов, напрямую зависит от качества и прозрачности функционирования аппарата власти в региональном центре и в муниципальных сообществах.

Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области.

Калмыкия наращивает потенциалы: мясная индустрия, местное самоуправление, международная активность

Для Калмыкии и ее главы Алексея Орлова зимние месяцы и начало календарной весны – «горячая» пора, поскольку взят курс на интенсивное развитие ключевой отрасли республиканской экономики – мясного животноводства, и в разной степени реализации находятся десятки масштабных проектов.

О части из них Алексей Орлов рассказал в ходе ставшей уже традиционной большой пресс-конференции, состоявшейся 20 февраля 2017 года в Доме правительства, продолжавшейся в этот раз более трех с половиной часов. Отличительной чертой подобных мероприятий в Калмыкии является большое присутствие на них представителей оппозиционных СМИ и оживленная дискуссия по наиболее остро стоящим перед регионом вопросам.

Так вот, в аграрной сфере ожидается скорый запуск в эксплуатацию крупнейшего в регионе Кетченеровского мясокомбината полного цикла, что, вкупе с реализацией программы по созданию сети малых откормочных площадок, как особо отметил Орлов, позволит республике выйти в лидеры отечественного мясного животноводства.

В минувшем году товарный знак «Калмыцкое мясо» официально был зарегистрирован Роспатентом, что дает республике исключительное право на использование этого бренда. Продвижение калмыцкого мраморного мяса было и раньше, но теперь стало одной из важнейших задач региональной экономической политики.

Как отмечают в руководстве республики, несмотря на рекордный для Калмыкии урожай зерновых (более полумиллиона тонн), который был собран в 2016 году, нехватка собственной кормовой базы остается главным препятствием для дальнейшего наращивания объемов производства мяса.

С этой целью начата реализация масштабной программы по возрождению орошаемого земледелия. Сегодня из средств регионального бюджета датируется уже до 70% расходов на соответствующие работы аграриев. Отмечаемый рост доходной части республиканской казны позволит увеличить эту цифру до 90%, а площадь орошаемых сельхозземель – до 75-90 тыс. гектаров.Параллельно уже начата проработка программ по развитию аква-культуры (прудовое рыбоводство), к чему проявляют интерес отечественные и зарубежные инвесторы.

В целях поддержки и развития местного животноводства и более оперативного решения целого ряда возникающих проблем Алексей Орлов выступил с инициативой создания управлений Россельхознадзора непосредственно в аграрных субъектах Федерации. При этом бюджет Калмыкии готов разделить с Центром расходы на содержание управления. Прорыв в аграрном секторе Калмыкии стал возможен во многом благодаря земельной и административной реформам, проводимым по инициативе Алексея Орлова.

На муниципальный уровень, в частности, были делегированы полномочия кадастровой оценки земельных участков, что позволило внедрить дифференцированный подход. Местные предприниматели, а это в основном именно животноводы, отмечают снижение налоговой нагрузки, при этом бюджетные доходы растут.

Говоря об административной реформе в республике, наряду с введением понятной и результативной системы оценки эффективности деятельности чиновников, применение которой уже привело к масштабной кадровой ротации на уровне муниципальных образований и сельских поселений, нельзя не отметить, как революционное поручение главы Калмыкии скорректировать требования для молодых специалистов государственной и муниципальной службы. Речь идет о том, чтобы убрать из основных критериев отбора сотрудников стаж, тем самым предоставив право выпускникам вузов набираться опыта и участвовать в формировании кадрового резерва республики. Как отметил сам Орлов в одном из своих выступлений, это диктует сама жизнь: поскольку на муниципальный (и ниже) уровень передаются многие полномочия и соответствующее финансирование, то крайне важен кадровый вопрос, так как цена ошибки – судьбы людей.

Успешный опыт Степной республики заметили не только на федеральном уровне – глава Калмыкии в статусе заместителя представителя Российской Федерации принял участие в работе 32-й пленарной сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, которая проходила в последние дни марта во французском Страсбурге.

В своем докладе «Положения, закрепляющие институты прямой (непосредственной) демократии на примере Республики Калмыкия» Алексей Орлов рассказал своим европейским коллегам о шагах и мерах, предпринимаемых для обеспечения грамотной, профессиональной работы всех принципов прямой демократии в регионе.

Расширение международного сотрудничества с целью развития сферы въездного туризма и привлечения дополнительных иностранных инвестиций в экономику республики также является приоритетным и достаточно результативным направлением деятельности администрации Орлова.

Серьезную помощь в этом оказывают калмыцкие диаспоры по всему миру. С целью налаживания еще более тесного и продуктивного партнерства, развития формата «народной дипломатии», прежде всего, в США и странах Европейского союза Алексей Орлов сообщил о готовности силами республиканского правительства оказывать им в этом административную и правовую поддержку. Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия уже готовит к запуску соответствующую Интернет-площадку.

При содействии Алексея Орлова реализуются и масштабные партнерские проекты внутри самой России. В частности, он поддержал инициативу депутата Государственной Думы РФ от республики Марины Мукабеновой о развитии побратимских связей с Крымом. В середине февраля с.г. мэры Элисты и Ялты в Ливадийском дворце подписали договор о дружбе и сотрудничестве двух городов, а спустя всего пару недель уже начались интенсивные обсуждения деталей сотрудничества, как на уровне муниципалитетов, так и между представителями деловых кругов. Высокая самоотдача Алексея Орлова в деятельности на благо родной Калмыкии и всей России была замечена и оценена его соратниками по партии.

На недавнем съезде «Единой России» глава Степной республики был включен в Высший совет ведущей политической силы страны. К слову, единственный из глав регионов Нижнего Поволжья.

Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК в Волгограде».

Волгоградская область не сбавляет темп экономических перемен

В условиях жесткой финансовой политики Минфина РФ региональным администрациям не остается ничего другого, как заняться поиском внутренних ресурсов для стимулирования экономики и привлечения средств из федерального бюджета. Волгоградская область и администрация Андрея Бочарова успешно справились со стартом в новом году, не допустив серьезных сбоев по ключевым направлениям.

Календарь встреч губернатора области Андрея Бочарова в три первых месяца года был, вероятно, неслучайно подверстан под план-график руководителей ряда ресурсных министерств и крупных производственных госкорпораций.

За первый квартал он встретился с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, министром природных ресурсов и экологии Сергеем Донским, начальником ФКУ Упрдор Москва – Волгоград Юрием Сорокиным и заместителем генерального директора госкорпорации «Ростех» Александром Назаровым.

Все эти люди принимают решения по ресурсному обеспечению ряда федеральных программ, которые реализуются сегодня в регионе. Особняком стоит рабочая встреча с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым. Согласно протоколу, на встрече разговор шел о подготовке к юбилею Сталинградской победы, реализации инфраструктурных проектов и решении экологических задач. Результатом переговоров с российским премьер-министром и членами его кабинета стало включение Волгоградской области в ряд федеральных проектов и получение крупного пакета госсубсидий.

В течение трех месяцев Бочаров вел активный диалог и с представителями крупного бизнеса, имеющего в регионе корпоративные интересы. И везде речь шла о планируемых и уже действующих инвестиционных проектах. Так, за три года на территории Волгоградской области было введено в строй 25 новых предприятий и модернизированных площадок. Общий объем инвестирования составил порядка 130 млрд рублей. В 2017 году планируется открыть еще более 10 новых линий, объем инвестиций составит 140 млрд рублей. А в долгосрочной перспективе – до 2021 года – вложения в местную экономику прогнозируются на уровне 250 млрд рублей.

Одновременно волгоградская экономика с подачи Бочарова движется по пути оптимизации бюджетных расходов. Сокращается численность чиновников – в администрациях и госучреждениях ликвидируются всякого рода премии и доплаты госслужащим, вводятся строгие нормативы по всем остальным статьям расходов.

Еще одним действенным механизмом экономии бюджетных средств стало совершенствование госзакупок. Благодаря внедрению системы «электронного магазина» и практики объединения конкурсных процедур в 2016 году региональная казна сэкономила 477 млн рублей. А всего за три года оптимизация госзакупок позволила сократить расходы бюджета на 4,3 млрд рублей.

С начала года набирает обороты и масштабная ревизия договоров коммерческой аренды помещений для структурных подразделений областной и муниципальной власти, которую анонсировал в конце 2016 года губернатор. Отказ госорганами власти от дорогой аренды у сторонних коммерческих организаций – еще один серьезный резерв экономии бюджетных средств, который должен стать еще одним оптимизационным трендом для муниципальных бюджетов в 2017 году.

Вопросы наведения порядка в бюджетной системе стали главными для волгоградской экономики начиная с 2014 года. Принятые решения позволили существенно увеличить доходную часть. За 2014–2016 годы рост составил порядка 13 млрд рублей собственных доходов, плюс еще около 10 млрд рублей удалось привлечь из федерального бюджета.

С другой стороны, было проведено много оптимизационных мероприятий. Общий эффект достиг 4 млрд рублей. Это серьезные средства, которые были направлены и в социальную сферу, и в проекты развития. Таким образом, часть сэкономленных денег снова вернулась в экономику и стала работать на регион.Все эти меры позволили стабилизировать бюджет.

Одна из задач, которую еще предстоит решить, – это снижение госдолга. Меры в этом направлении уже намечены и реализуются. При этом регион на сегодняшний день имеет в своем активе инвестиционных соглашений на общую сумму 417 млрд рублей. Работа по повышению инвестиционной привлекательности Волгоградской области продолжается, и важная роль в этой работе отведена взаимодействию с бизнес-сообществом, в том числе малыми и средним предпринимательством. За создание благоприятного делового климата теперь лично отвечают и главы муниципалитетов региона.

При этом власти помогают только белому бизнесу: в серых схемах регион не заинтересован, поскольку подобные варианты деловой активности негативно отражаются как на правах самих работающих граждан, так и на интересах бюджета, который недополучает налоги.

Впрочем, оптимизация расходов имеет известный предел, поэтому на первый план у команды Бочарова в первом квартале вышла планомерная работа над доходной частью консолидированного бюджета. В 2017 году ставка вновь сделана на локомотивные отрасли – промышленность и АПК и масштабные проекты государственно-частного партнерства, которые были поддержаны планом мероприятий.

Провозглашенный курс на поддержку промышленности через механизмы гос поддержки получил логичное системное форматирование – Фонд развития промышленности (РФРП). Регион одним из первых в стране создал такой механизм, получив попутно софинансирование из федерального бюджета. Вложенные областью 100 млн рублей прирастут еще 233 млн рублей господдержки. Средства преимущественно будут расходоваться на проекты развития малых и средних местных производств.

Крупные предприятия, гиганты местной промышленности по-прежнему могут рассчитывать на помощь региона в продвижении своих проектов на федеральном уровне. Благодаря такой работе уже два местных завода получили федеральное финансирование на модернизацию своих цехов, а еще одна компания – на запуск нового импортозамещающего производства.

Все это дает сотни новых рабочих мест, причем в основном речь идет о высокооплачиваемой работе, а значит, и налоговой прибавке в региональный бюджет. За три года Волгоградская область создала в промышленном секторе 4500 новых рабочих мест.

А по информации Росстата, регион улучшил свои позиции и по показателю «рост реальной заработной платы» – сразу на 9 пунктов, заняв 15-е место среди субъектов РФ. На промпредприятиях, участвующих в рейтинге, этот показатель составил 30,1 тыс. рублей. По прогнозам профильного областного ведомства, потребности региональных производств в квалифицированных кадрах превысят в 2017 году 3,8 тыс. человек.

Развитие АПК через использование механизмов господдержки – еще одно приоритетное направление, которое выбрано региональной администрацией для увеличения налогооблагаемой базы. Главная задача – вернуть Волгоградской области позиции национального лидера в сельском хозяйстве.

За три года в отрасль вложено свыше 12,4 млрд рублей госсредств, только в 2016 году объем господдержки составил 4,2 млрд рублей. С начала 2017 года волгоградские аграрии уже начали получать несвязанную поддержку – около 600 млн рублей – и участвовать в программе прямого льготного кредитования со сниженной ставкой в 5 % годовых.

Профильному комитету поставлена задача проработать вопрос создания Фонда поддержки сельского хозяйства по типу регионального Фонда развития промышленности. Такой фонд будет еще одним хорошим подспорьем в работе волгоградских аграриев. По данным Волгоградстата, в регионе началось укрупнение активов сельхозтоваропроизводителей и увеличение площади орошаемых земель.

Амбициозная задача, которую поставил Бочаров, – за два года увеличить показатели с 38 тыс. до 50 тыс. гектаров – приобретает реальные ориентиры. В нынешнем году госбюджет профинансирует программу мелиорации на 480 млн рублей, это в 12 раз больше, чем в прошлом году. Правительство РФ рассматривает предложение губернатора Волгоградской области о продлении программы развития мелиорации еще на пять лет с сохранением объемов финансирования.

Еще одной точкой роста развития экономики и инфраструктуры региона в течение последних трех лет является реализация программы мероприятий по подготовке к чемпионату мира по футболу. Ввод в строй объектов ЧМ-2018 ведется под личным контролем Бочарова, и отклонений от графика на сегодняшний день нет. Из 65 обязательных мероприятий 11 уже полностью выполнены. Практически каждый новый объект – это не только вложения в обустройство комфортной для жителей инфраструктуры самого современного уровня, но и реальная отдача для местной экономики. Например, модернизированный аэропорт не только повышает инвестиционную привлекательность региона, но и работает на экономическую отдачу в отрасли туризма и транспорта.

Не говоря уже о том, что каждая стройка (или реконструкция) – это десятки новых рабочих мест и налогов. Только на площадке, где возводится новый стадион, занято порядка тысячи человек. А еще есть коммунальные сети, дороги, отели и другие объекты, также включенные в программу ЧМ-2018.

При этом чемпионат приносит региону и господдержку. Так, например, сотни миллионов рублей направлены в Волгоградскую область на реализацию проекта берегоукрепления – работы уже завершаются. И еще 266 млн рублей из федерального бюджета будет выделено на реконструкцию Центральной набережной Волгограда. Кроме того, принято решение укрепить регион 1,2 млрд рублей на реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги».

На совещаниях губернатор не устает повторять: важно не сбавлять набранный темп. Перед каждым из руководителей профильных комитетов стоит четкая задача – обеспечить выполнение плановых показателей, которые станут основой общего результата.

Похоже, с таким подходом все намеченное на 2017 год будет выполнено.

Андрей Серенко, координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья.

В эпоху новых уличных протестов Калмыкия становится стабилизирующим центром Нижнего Поволжья

Первый квартал 2017 года завершился пробуждением уличной политической активности в Москве и регионах России. Судя по некоторым признакам, сегодня Волгоград становится центром протестного движения в Нижнем Поволжье. В соседней Астрахани уличная активность оппозиции остается низкой, а в Калмыкии и вовсе отсутствует.

Неравномерность протестной волны в Нижневолжском регионе, очевидно, связана с качеством местного административного класса и оппозиционных лидвикции уличного протеста 26 марта и 2 апреля по-разному прошли в трех регионах Нижнего Поволжья. В Калмыкии, например, их не было совсем. «Ни одна политическая организация в республике не подавала заявок на проведение уличных акций, – сообщил заместитель руководителя администрации главы Калмыкии Буянча Галзанов. – Не было и попыток провести несанкционированные пикеты, митинги или шествия. В Элисте все тихо и спокойно, люди занимаются повседневными делами и радуются весне».

Одной из причин отсутствия уличной протестной активности в Калмыкии является эффективная политическая система республики, созданная ее главой Алексеем Орловым. Ему удалось в 2012-2016 годах не только запустить реформу местного административного класса, создавая условия для его обновления и поиска новых фигур, способных решать сложные социально-экономические задачи (в том числе на уровне местного самоуправления), но и сделать большую часть оппозиции союзником власти.

Орлов смог интегрировать конструктивных оппозиционеров в республиканскую политическую систему, нейтрализовать острые конфликтные эпизоды внутри местной элиты. При этом Алексей Орлов наладил и успешно поддерживает эффективные коммуникации между властью и населением республики. В результате рейтинг популярности Орлова достигает сегодня, по разным данным, 65-70%, а Калмыкия остается самым стабильным регионом Нижнего Поволжья и всего юга России.

В Астрахани несанкционированный митинг 26 марта, организованный местными сторонниками Алексея Навального, прошел практически незаметно для горожан. «В акции приняло участие около 100 человек, – рассказал политический эксперт Александр Алымов. – Митингующие собрались в сквере имени Ульянова, на Октябрьской площади с плакатами против Медведева. Насколько мне известно, полиция их не трогала. Постояв какое-то время, участники акции разошлись сами». Среди митингующих 26 марта был замечен лидер астраханских эсэров, депутат Госдумы Олег Шеин, который наблюдал за молодежными активистами.

2 апреля в сквере имени Кирова состоялся уже разрешенный астраханскими властями митинг, организатором которого выступил сам Шеин. По его призыву на акцию пришли около 200 человек, в основном пенсионеров. Официальной темой митинга была заявлена проблема социальных льгот, волнующая пожилых людей. Тема критики премьер-министра РФ Дмитрия Медведевапрозвучала уже позже, в разгар акции. В митинге Шеина, длившемся около часа, приняли участие около 15 молодых сторонников Навального.

Акция 2 апреля стала в Астрахани информационным событием. В отличие от митинга 26 марта, ее активно обсуждали в социальных сетях. Правда, не столько по существу лозунгов и требований, сколько поведение отдельных участников. В частности, широкий резонанс вызвали публикации фотографий, на которых было видно, как руководитель фракции «Справедливая Россия» в областном Заксобрании Евгений Дунаевходил по газону. В итоге, Дунаева за это критиковали больше, чем Медведева за его виноградники.

По мнению Александра Алымова, серьезных перспектив астраханский уличный протест не имеет: «Сегодня не 2012 год, тогда горожане были очень активны, но тогда же все и перегорело. Люди на митинги и пикеты сейчас идут неохотно: 250-300 человек – это все, что удается собрать. Хотя тот же Шеин десять лет назад выводил на площадь до 2 тыс. пенсионеров».

Астраханские наблюдатели отмечают, что и сейчас на акции протеста горожане идут «не на Навального, а на Шеина»: «О Навальном большинство участников митинга 2 апреля понятия не имели. Пенсионеры расспрашивали сторонников Шеина и СР, и те уже рассказывали им о руководителе Фонда борьбы с коррупцией и его фильме о Медведеве».

По словам Алымова, астраханская полиция вела себя весьма корректно по отношению к участникам акции 2 апреля: «Митингующих не трогали. Когда же в сквере появился человек с плакатом, осуждающим Навального, то полицейские аккуратно отвели его в сторону, чтобы не допустить стычки с оппозиционерами».

На астраханском и, тем более, калмыцком фоне Волгоград является сегодня настоящим эпицентром уличной протестной активности в Нижневолжском регионе. В несанкционированных митинге и шествии 26 марта, организованных местным штабом Навального и лидерами русских националистов, приняли участие от 800 до 1000 человек. Акция  была довольно жестко разогнана сотрудниками полиции и ОМОНа, более 30 человек задержано, трое арестованы.

В воскресенье 2 апреля в Волгограде прошли сразу три акции протеста: разрешенный массовый пикет сторонников Навального, на который пришли около 100 человек, митинг обманутых дольщиков, лишившихся жилья (около 350 человек), а также акция протеста местных жителей в поселке Гумрак, недовольных результатами реконструкции дороги (около 250 человек). Всего в уличном протесте 2 апреля, таким образом, приняли участие около 700 человек.

Эта цифра сопоставима с числом участников митинга 26 марта. Но в отличие от мартовской акции, апрельская сопровождалась уже не критическими лозунгами в адрес Дмитрия Медведева, а требованиями по сугубо местной проблемной повестке.

Ожидается, что в первой половине апреля в Волгограде пройдут еще несколько уличных акций оппозиции. Для сохранения протестной волны в областном центре есть объективные и субъективные предпосылки. И дело не только в последствиях социально-экономического кризиса – в Астрахани и Элисте также хватает связанных с ним проблем, но уличный протест там не имеет того размаха, как в городе-герое на Волге. Волгоградский административный класс, прежде всего, городские чиновники и депутаты, не знают, как реагировать на протесты различных групп населения. Работать на опережение, общаться с людьми они не могут. В результате чтобы власть услышала о проблемах горожан, волгоградцы вынуждены выходить на улицы.

Если ситуация не изменится, высока вероятность того, что Волгоград станет одним из главных центров уличного протеста не только в Нижнем Поволжье, но и на всем юге России.

 

Источник и фото: infokam.su