В Доме Правительства РК в присутствии журналистов местных СМИ состоялась запись интервью Главы Калмыкии Алексея Орлова для программы «Первые лица» ГТРК «Калмыкия».
В беседе с ведущим программы, директором ГТРК «Калмыкия» Михаилом Ткачевым, глава республики рассказал об итогах своей рабочей недели, в ходе которой он принял участие в состоявшемся в г. Ульяновске заседании президиума Госсовета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в субъектах России под председательством Президента РФ Владимира Путина, в заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака, побывал на защите проектов по программе «Управленческое мастерство: развитие региональных команд» в РАНХиГС, где принял участие в качестве члена экзаменационной комиссии.
М. Ткачев: Алексей Маратович, здравствуйте. Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы.
Вы приняли участие в заседании президиума Госсовета, и ваше предложение о системе лицензирования для пассажирских перевозчиков получило поддержку президента страны, и уже началась его реализация. Как вы оцениваете значение реализации этих предложений для регионов и в целом для Калмыкии?
А. Орлов: Скажем так: это не новое предложение, ведь когда-то система лицензирования работала в Российской Федерации. Если я не ошибаюсь, это было лет 6-7 назад, когда лицензирование было введено. И, в принципе, с благими намерениями тогда было предпринята система уведомительного характера. Но, как мы сегодня видим, она не оправдала себя. То есть это не сказать неразбериха, но, по крайней мере, бесконтрольность на пассажирских перевозках как регулярных, так и на нерегулярных, мы видим и ощущаем у себя в регионе. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день автотранспорт, который выходит на обслуживание пассажирских перевозок, он, как правило, я боюсь ошибиться в процентном соотношении, но он во многом не соответствует техническим параметрам, а значит безопасности пассажиров, то есть нас с вами.
Во-вторых, перевозки на дальние расстояния, участившиеся случаи ДТП. Конечно, работает и человеческий фактор, но и техническое состояние автомобиля либо автобуса оставляет желать лучшего.
Неоднократно предпринимались попытки вернуться к этой системе, более того, такие законопроектные инициативы были, оказывается, внесены, скажем так, до моего озвучивания в Государственном совете, на президиуме, но движения не было. Поэтому, когда я с этой инициативой выступил, инициативой в кавычках, а просто-напросто попросил вернуться к этой теме – лицензирование для водителей автотранспорта, занимающихся пассажирскими перевозками на транспортных средствах, вместимостью от восьми человек и выше, я был не то что удивлен, а положительно воспринял то, что Президент России сказал, что данная инициатива внесена в Государственную Думу, и в ближайшее время лицензирование в стране заработает.
Я абсолютно убежден, что это даст возможность и государственным структурам, и соответствующим органам муниципальных уровней, региональных и федеральных уровней контролировать пассажирские перевозки, что приведет к одному – безопасности движения.
М. Ткачев: Алексей Маратович! На заседании Госсовета президент страны озвучил параметры новой системы финансовой поддержки регионов из федерального бюджета. В чем ее суть, насколько это актуально для Калмыкии, и сможет ли наш регион получить дополнительную поддержку с перспективой ее увеличения на несколько лет вперед? Вы знаете информацию из первых уст, поскольку принимали участие в совещании на эту тему под председательством вице-премьера Дмитрия Козака.
А. Орлов: Вот как раз Дмитрий Николаевич Козак назвал эту инициативу исторической инновацией в финансовой системе Российской Федерации. Почему? Потому, что, не секрет, на сегодняшний день долговое бремя регионов, в том числе и Калмыкии, оно очевидно, правда, у каждого региона свое. Так что всех стричь под одну гребенку нельзя, что и отметил неделю назад президент на заседании президиума Госсовета в Ульяновске. Эта инновация состоит в том, что субъекты Российской Федерации, у которых налоговые и не налоговые поступления в свой собственный бюджет выше инфляционных показателей, то есть на сегодняшний день около четырех процентов и выше, те будут подвергаться, если так можно выразиться, льготным каникулам – во всяком случае, я их так для себя обозначил. То есть это 5-процентное погашение в течение семи лет; если в течение двух лет и более субъект Российской Федерации так же показывает такую собираемость налогов, то эта система может быть продлена до двенадцати лет. Это, конечно же, будет огромная помощь и поддержка бюджетам субъектов Российской Федерации; это во многом очистит наши межбюджетные взаимоотношения и – самое главное – даст возможность регионам выполнять свои социальные обязательства и, конечно же, параллельно даст возможность наращивать свой экономический потенциал, вкладывать средства в реальный сектор экономики.
На примере Калмыкии скажу, что мы уже в течение последних нескольких лет показываем такой результат. Реалистично, по прогнозам, это темп сохранится и в восемнадцатом, и в девятнадцатом годах. Мы уже сегодня имеем на первое полугодие 5,6 по республиканскому и 5,8 по консолидированному бюджетам, то есть намного выше темпов инфляции. Мы планируем сохранить подобную финансовую историю и на будущий год и будем претендовать на ту новую модельную схему, которую предлагает президент, и которую уже подтверждает Правительство РФ, что уже капитально, в цифрах обсуждалось на совещании в Москве, которое проводил вице-премьер Дмитрий Николаевич Козак.
М. Ткачев: Мы так долго ждали этих налоговых каникул, а ведь получается, что мы к ним готовились. То есть эти меры, которые правительство настойчиво предпринимало по финансовому оздоровлению бюджета, получается, они сейчас должны дать свои всходы.
А. Орлов: Я неоднократно повторял и повторю сегодня: это стало возможным в последние несколько лет, тогда, когда мы перестали отвлекать свои собственные доходы на латание дыр, и тогда, когда мы подошли к тому, что смогли наращивать свою налоговую базу за счет собственных ресурсов и перераспределять, повторюсь, на выполнение социальных обязательств и на реальный сектор экономики. Для нас на сегодняшний день реальный сектор экономики – это участие в софинансировании государственных программ в области сельского хозяйства, это и развитие дорожной инфраструктуры, что люди видят собственными глазами, и по республике в целом, и в Элисте в том числе. Мы планируем, хочу еще раз подчеркнуть, сохранить подобную ситуацию, таким образом в будущем получим еще больший резерв.
Для нас на сегодняшний день (я уже об этом говорил примерно год назад) важно сокращение доли коммерческих кредитов, причем радикальное, и тогда, сохранив лишь бремя долгов бюджетных кредитов, которые идут по низкой ставке, мы будем иметь возможность погашать в течение семи лет всего лишь в 5-процентном объеме, а значит вся остальная налоговая база, которую мы будем сами собирать у себя, она останется у нас для наших собственных расходов.
М. Ткачев: Алексей Маратович! В своем послании Народному Хуралу вы уделили особое внимание кадровым вопросам, необходимости кадрового обновления, административной поддержки кадрового обновления. И вот буквально на днях вы лично принимали экзамены у выпускников Президентской программы в Академии госслужбы, причем свои проекты защищали и представители Калмыкии. Как смотрелись наши молодые управленцы, насколько их проекты были хороши, сумели ли они их защитить, и когда их проекты станут для них же вашими поручениями как главы региона?
А. Орлов: Начнем с того, что кадровая политика для нас, она сформировалась не сегодня. Как известно, в начале своего трудового пути в должности главы региона мы занялись формированием кадрового резерва. Это происходило на конкурсной основе. Конечно, стратегия формирования кадрового резерва как любой живой документ, она в течение годов менялась; мы обращали внимание на тех специалистов, которые появлялись на разных площадках: экономических, политических; мы смотрели на людей, которые проявили себя и в бизнес-сообществе. Поэтому критерии, безусловно, менялись, и это вполне естественно. Так что для нас это не стало, скажем так, инновацией, но то, что происходит сегодня, укрепило меня во мнении, что к этому нужно подходить более детально и профессионально.
Мы уже сегодня, по-моему, на мой, конечно же, субъективный взгляд, показали населению республики, что социальные лифты в Калмыкии работают, это очевидный факт; что политика, выбранная нами, направленная на омоложение, она сегодня практически себя оправдала. Вы видели команду, которая представляла республику – это люди, пусть даже относительно молодые, но тем не менее уже имеющие опыт работы как на муниципальном уровне, так и на региональном. Кто знает, какое их будущее ожидает впереди, но самое главное – сегодня в течение работы и обучения в академии – они проявили себя как достойные профессионалы. Здесь я вам, конечно, скажу, что я, в принципе, удовлетворен теми результатами, которые показали наши коллеги на площадках Академии народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации.
В дальнейшем какую оценку они получат, мне трудно судить, потому что я был всего лишь одним из членов комиссии. Однако в кулуарных обсуждениях среди коллег понял, что у нас есть неплохие шансы. Тем более, что мы затронули очень интересную тему, она может быть напрямую не касается темы инвестиций, темы экономических, хозяйственных проектов, темы строительства инфраструктуры и так далее. Но она напрямую касается тех потенциальных возможностей, которые в республике есть. В том числе, касающихся кадровых возможностей.
Вы помните, некоторое время тому назад мы провели первый деловой форум «Калмыкия зовет» – именно этот проект и представлялся на площадке академии. Он заинтересовал и встретил поддержку не только со стороны коллег из других регионов, но и самой академии. Хочу надеяться, что то направление, которое мы выбрали, оно будет успешным и эффективным.
Фото: glava.region08.ru