Как уже сообщалось, в конце сентября в Ялте прошло очередное, 27-е по счету, заседание Южно-Российской Парламентской Ассоциации. В работе конференции парламентариев Юга России принимала участие делегация Народного Хурала Калмыкии. В интервью «Степным вестям» первый заместитель Председателя Народного Хурала РК Саглар Бакинова рассказала об итогах состоявшегося на площадке ЮРПА обсуждения актуальных вопросов, в том числе законодательных инициатив по совершенствованию федерального законодательства, предложенных Народным Хуралом.
– Нынешнее заседание Южно-Российской Парламентской Ассоциации было весьма примечательным. Во-первых, впервые с момента подписания указов Президента РФ об образовании двух новых субъектов Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о преобразовании Южного федерального округа и Крымского федерального округа в Южный федеральный округ заседание ЮРПА проходило с участием делегаций этих регионов. Именно крымчане нынче председательствовали в ассоциации – в соответствии с уставом организации Государственному совету Республики Крым переданы соответствующие полномочия и знамя ЮРПА. Особую торжественность заседанию придавала атмосфера, в которой оно проходило. Местом проведения конференции стал знаменитый Ливадийский дворец-музей, в котором в 1945 году состоялась историческая встреча трех мировых лидеров, глав СССР, Великобритании и США – Сталина, Черчилля и Рузвельта.
Во-вторых, с учетом вхождения в парламентскую ассоциацию Юга России двух новых членов были внесены изменения в его регламенте – пересмотрен формат и количество комитетов ЮРПА. Ранее в ней функционировало шесть комитетов, а сегодня их создано восемь. Соответственно произошла ротация и внутри обновленной структуры ассоциации. В частности, во вновь созданный комитет по бюджету, налогам и собственности от Народного Хурала Республики Калмыкия вошел Эрдни Гагуев, являющийся председателем бюджетного комитета калмыцкого парламента, Геннадий Даванов делегирован в комитет по экономической политике, промышленности и внешнеэкономической деятельности. Николай Нуров вошел в комитет по межнациональным отношениям, председатель комитета по образованию Народного Хурала Бадма Салаев вошел в аналогичный комитет ЮРПА, а Данара Шалханова включена в состав комитета по социальной политике, труду и здравоохранению.
Хочу особо отметить, что на предыдущей конференции, проходившей в Ростове-на-Дону, председатель законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко, возглавляющий в Южно-Российской Парламентской Ассоциации комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению, отметил, что за все годы работы ЮРПА самое активное участие в ней принимает Народный Хурал Калмыкии. Именно на счету калмыцких депутатов наибольшее количество внесенных законодательных инициатив. Это прозвучало во всеуслышание, в присутствии прессы и не осталось не замеченным заместителем председателя Совета Федерации Евгением Бушминым.
Действительно, в период работы предыдущих созывов депутатов Народного Хурала, количество инициированных им проектов федеральных законов было в разы меньше. Но начиная с 2013 года, в пятом созыве, мы эту статистику существенно повысили. С чем это связано? Я считаю, во много благодаря тому, что в парламент пришли молодые депутаты – Очир Халгаев, Дмитрий Сангаджиев, Эрдни Гагуев, которым присуща такая важная для депутата черта, как напористость. Про профессионализм же наших депутатов можно сказать так – это в принципе визитная карточка Народного Хурала вообще. Это проявляется, в том числе, и в вопросах законодательной инициативы, как совершенно верно подметил наш ростовский коллега.
Нынче мы на ЮРПА привезли шесть законопроектов. В этот раз не стали выдвигать предложения, связанные с вопросами бюджетного регулирования, поскольку недавно глава нашей республики Алексей Маратович Орлов эту тему обозначил на заседании рабочей группы по совершенствованию федерального законодательства в Государственной думе России.
В числе наших законодательных инициатив были три проекта федеральных законов, касающихся внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые связаны с правоприменительной практикой. И три вопроса-обращения касались социальной политики, также обращения с твердыми бытовыми отходами.
К сожалению, Бадма Салаев не смог принять участие в заседании своего комитета, вместо него с законопроектом по вопросу совершенствования федерального законодательства в сфере проверки условий жизни подопечных выступила Данара Шалханова. Раньше она принимала участие в заседаниях ЮРПА в качестве приглашенного представителя, поэтому ее доклад на комитете по образованию, можно сказать, стал ее боевым крещением. И она, молодец, выступила довольно напористо, уверенно держала удар – ответила на многочисленные вопросы со стороны коллег.
– Чем примечательны наши законопроекты? Они, надо полагать, имеют ярко выраженную актуальность и злободневность, коль вы решили для их дальнейшего продвижения попросить поддержки у коллег-парламентариев?
– Совершенно верно. Наши законопроекты действительно выстраданы регионом. Например, наш проект федерального закона о внесении изменений в статью 9.5 Градостроительного кодекса касается совершенствования процедур выдачи разрешения на строительство объектов. Он связан с решением проблем обманутых дольщиков, с которой столкнулись абсолютно все субъекты Федерации. Президент страны неоднократно заявлял о необходимости принятия государством мер и механизмов эффективной защиты участников долевого строительства.
Если рассматривать эту проблему в деталях, то помощь со стороны государства в ее решении видится в следующих аспектах: первый – это меры по компенсационному возмещению расходов дольщиков и второй – борьба с недобросовестными застройщиками. Мы в своем законопроекте коснулись только вопроса страхования пострадавших от действий недобросовестных строительных фирм граждан. В какой части? Глава государства обозначил общую проблему – это то, что органы местного самоуправления дают разрешения на строительство зачастую, не проверив благонадежность застройщиков, их, так сказать, послужной список. Кроме того, очень часто стройку затевают на земельных участках, которые официально не зарегистрированы.
Для Калмыкии данная проблема тоже актуальна. У нас на территории республики работают 11 застройщиков, из них добросовестными можно назвать 8, остальные фирмы вызывают сомнения. Но при этом органы местного самоуправления дают им разрешение на строительство. Между тем было бы логично, если бы администрации муниципалитетов вначале оценивали активы строительной компании, сможет ли она на сегодняшний день в условиях высокой инфляции и жесткой конкуренции построить тот объект, за который берется.
Со своей стороны мы предлагаем следующее. Поскольку есть перечень из 11 документов, который утвержден постановлением правительства РФ и который должен быть предоставлен потенциальным застройщиком для выдачи ему разрешения на строительство (а это схема терпланирования, генплан населенного пункта, свидетельство о госрегистрации земельного участка в регистрационной палате и прочая документация), необходимо, чтобы будущий застройщик четко выполнял все эти условия. Если у него нет хотя бы одного документа из этого перечня, отсутствует также общественная экспертиза проекта, то и нет необходимости давать органу местного самоуправления разрешения на строительство запрашиваемого объекта. Таким образом, мы видим данную проблему в корне, считаем, что ее решать нужно именно так.
Напомню в связи с этим, что в период работы Народного Хурала нынешнего, пятого созыва, наша законодательная инициатива относительно внесения изменений в ст. 55 Градостроительного кодекса в части выдачи разрешения на строительство объектов уже приобрела форму федерального закона. Такой факт произошел впервые в истории калмыцкого парламентаризма.
Надеемся, что после того, как наши очередные поправки в Градостроительный кодекс поддержала ЮРПА, они будут одобрены также и депутатами обеих палат российского парламента. К слову, официальным представителем в Госдуме при рассмотрении законодательной инициативы от Народного Хурала будет депутат от Калмыкии Батор Адучиев. Это будет уже второй законопроект, который мы доверяем представлять и отстаивать в Госдуме Батору Кануровичу. Всего же он выйдет с тремя нашими инициативами в нижнюю палату.
Отмечу, что до этого Адучиев представлял наш проект федерального закона о внесении изменений в ст. 95 Земельного кодекса о землях особо охраняемых природных территорий. К сожалению, по нему мы получили отрицательное заключение от правительства России. Но даже отрицательный опыт полезен.
– А Марине Мукабеновой какие законопроекты доверите лоббировать?
– Марине Алексеевне мы оставляем бюджетные вопросы, но это будет уже повестка следующего заседания ЮРПА, которое состоится в мае 2018 года. К нему будем готовить другие предложения по совершенствованию действующего федерального законодательства.
Фото Николая Бошева