«Почему я иду на выборы?»

92-летняя бабушка Зулпикап всегда следит за новостями, поэтому в курсе событий, происходящих в стране и мире. Хотя глаза уже не те и уши плохо слышат. Про кандидатов, которые баллотируются на должность Президента России 18 марта, она знает из телевизора. Теперь ждет дня голосования, чтобы поставить «птичку» за своего избранника, которого, как улыбаясь, признается Зулпикап Мисалова, в душе уже давно выбрала.

В Калмыкию она с мужем и детьми приехала в начале 40-х годов прошлого столетия. Обосновались в поселке Молодежный Яшкульского района, где  все эти годы проживает. Зулпикап Умаровна самый старейший житель поселка и соответственно самый пожилой избиратель.

На мой вопрос: «Всегда ли она голосовала, и если, да, то почему она ходит на выборы?» – бабушка посмотрела на меня с недоумением, а потом сказала: «Не ходить на голосование, деточка, это непорядок. Каждый человек должен сделать свой выбор». Если хочешь, чтобы президентом стал тот, которого ты желаешь, продолжала она, значит надо его поддержать.

За свои многие лета женщина участвовала свыше пятидесяти референдумах различного уровня. Помнит время, когда  избирали первого президента РСФСР 12 июня 1991 года. Кстати, судя по данным  протокола №1-5 заседаний окружной избирательной комиссии Калмыцкого избирательного округа №77 по выборам Президента РСФСР, хранящегося в Национальном архиве Республики Калмыкия, явка в их районе была высокой – 85 процентов пришли отдать свой голос за своего кандидата.

В семье бабушки Зулпикап, впрочем, как у многих старшего поколения, традиция ходить на голосование сложилась еще с советских времен. «В селе это как происходит, с утра стараются управиться с домашними хлопотами и быстрей на избирательный участок», – рассказывает Зулпикап Умаровна. – Когда была помоложе, мы всегда ходили с семьей, с детьми. И обязательно надевали красивую одежду. Брали детей, чтобы они с детства понимали о значимости голосования. Ведь это важный день в жизни твоей республики, страны. И именно в этот день ты особенно един со своими земляками, соотечественниками. Потому что сообща выбираешь человека депутатом или президентом, который по духу, взглядам тебе близок».

Тут все друг друга знают, сосед у соседа обязательно поинтересуется, ходил ли тот на избирательный участок, – продолжала рассказывать бабушка. – Как  говорится, от общественного взора и любопытства никуда не деться. И в этом ничего предосудительного нет. Просто так принято.

Дети Зулпикап Умаровны давно уже выросли, сами стали бабушками, а традицию передают уже своим внукам.

Первые выборы калмыков

Кстати, впервые калмыки, в числе 63 представителей национальных меньшинств – казахов, туркменов, ногайцев и других народов, приняли участие в выборах I Государственную думу в 1906 году, вошедшие в историю как Дума народного гнева. Согласно документам Национального архива Республики Калмыкия «О производстве выборов в Государственную думу в местностях, занимаемых кочевыми инородцами Астраханской и Ставропольской губернии и Терской области» первым представителем в Госдуме был князь Церен-Давид Тундутов.

Как рассказывает специалист Нацархива РК Светлана Четырева, разработать правила о производстве выборов в Государственную думу в местностях, занимаемых кочевыми инородцами Астраханской и Ставропольской губернии и Терской области, было поручено Министерству иностранных дел в начале 1906 года. Согласно закону о выборах в Думу, вышедшего ранее в декабре 1905 года, были созданы четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Император Николай II  и председатель правительства С. Ю. Витте опасались того, что в крестьянской стране, где большинство населения не искушено было в политическом искусстве, свободные и прямые голосования могли привести к победе преимущественно адвокатов. В истории России 20-го столетия они считаются первой общенациональной политической кампанией и важной вехой в развитии российского избирательного законодательства.

Судя по историческим документам, желающих представить Калмыцкую степь в первой Госдуме нашлось немало. Среди выборщиков были нойоны, зайсанги – представители «голубой крови», крупные скотопромышленники, кулак и даже представитель мусульманского духовенства. Избирательная кампания в парламент проводилась в феврале-марте 1906 года, а так как в национальных районах и окраинах этот процесс был чересчур затянут, калмыцкий депутат Тундутов в числе пятидесяти народных избранников приступил к началу сессионной работы немного позже. Всего в Думу было избрано 524 депутатов, из-них 279 – русские и 245 – других национальностей.

Большинство мандатов, а это 176, принадлежало конституционным демократам (кадетам). В эту крупную фракцию вошел и наш знаменитый земляк. По словам Светланы Васильевны, он входил в думскую аграрную комиссию, на которой лоббировал интересы Калмыцкой степи.

В статье калмыцких ученых Цекеевой Т. Э. и Булуктаевой  К. Ю. «Общественно-политическая деятельность князя Ц.-Д.Тундутова «Современные проблемы науки и образования» написано: «…В ней (аграрной комиссии – прим. ред.) он поставил ряд вопросов, выработанных в ходе подготовки к съезду скотоводов 1905-1906 гг. Наиболее важными из них и объективно отражавшими стремление калмыцкого народа к национальному равноправию были требования ликвидации оброчных статей, доступа приволжских и приморских калмыков к рыболовным водам, замены казенного сбора со скота подоходным налогом, сложения недоимок с малоимущих, отмены системы попечительства.

Церен-Давид Тундутов был выдающимся деятелем и реформатором Калмыцкой степи».

Из истории также известен тот факт, что первый парламент просуществовал недолго, всего лишь 72 дня.

Во второй Думе представителя от калмыцкого народа не было.

Фото  автора и из интернета