%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9Предлагаемый очерк хранится в личном фонде К. Ф. Голстунского (1831-1899) в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН. К публикации в «Степных вестях» подготовила научный сотрудник ИВР РАН, к. ф. н. Светлана Сабрукова.

Очерк публикуется с сохранением авторского стиля.

 (Продолжение. Начало – «Степные вести» от 8, 12, 20 сентября 2016 г.)

Жизнь монахов идет следующим порядком: встают монахи с восходом солнца, зимою даже до него, и тотчас же собираются на общую молитву, будит их звук священной раковины. Звук этот настолько пронзителен, что иногда он даже будил и нас, несмотря на то, что мы жили, по крайней мере, в двух верстах от хурула. Общие молитвословия совершаются три раза в день. Ко времени богослужения приурочивается и общая трапеза монахов, им раздаются чай и тогуши. Все свободное от общественных богослужений время монахи проводят в чтении священных книг или молитвах. По закону монах буддийский должен всегда иметь на устах святые слова; если же их не произносить громко, то должен бормотать про себя молитву ом-ма-ни пад мэ хом. Если в разговоре случится пауза, то монах тотчас же начинает перебирать четки и читать эту свою постоянную молитву. Монахи занимаются также обучением мальчиков, которых в каждом монастыре большое количество; ученики эти распределяются между монахами данного монастыря; на вопрос «чей ты?» ученик отвечает – я такого-то гэлона, т. е. ученик этого гэлона. Под руководством старших монахов, наиболее начитанных и ученых, младшие занимаются переписыванием и печатанием книг священных.

Монахи пользуются от монастыря только общим чаем и кумысом, жилище, одежда, остальные кушанья должны быть свои у каждого; монахи, таким образом, живут не в монастырских юртах, а в своих собственных, эти юрты, а также одежду и все необходимое доставляют им их ближайшие родственники. Смотря по состоянию, богатые живут в отдельных юртах, менее состоятельные собираются по два и по три в складчину. Монахи разного сана могут жить вместе, но при этом соблюдают правило, чтобы посуда у них была разная: гэлон, например, не может пить из одной посуды с гэцулом и т. д. Каждый монах должен иметь свою собственную ага, которую употребляет только он один; употребление этой аги завещано еще самим Буддою. По его учению, каждый из его последователей должен был собирать в свои ага доброхотные подаяния, которыми он и питался. Спать же дозволяется вместе на одной кровати, правило это, однако, очень часто нарушается. Обыкновенные молитвословия совершаются, как я уже сказал, троекратно каждый день.

В первое же наше посещение монастыря г. Кутузов заказал молебен по случаю своего благополучного возвращения в степь. Молебен совершался по этому случаю в честь Докшитов. Молельня  довольно обширная юрта с высоким, выкрашенным в ярко-красный цвет тэрмэ и унинами и покрытая белыми новыми кошмами. Юрта обращена входом на юг, в северной, т. е. противоположной от входа, части юрты стоит так называемый бурхан öргö, т. е. подставка, на которую ставят бурханы. Перед этой подставкой стоит такимихн ширэ – жертвенный стол с разными резными токарными украшениями. На такимихн ширэ маленькая чашечка с жертвами, тут же теплится лампадка, которая заменяется иногда простым фонарем или курящейся күжи – благовонной курительной свечой. По обеим сторонам от жертвенника стоят полки с книгами, причем у каждой книги вывешен особый билетик, на котором крупными тибетскими буквами выставлены номера томов, некоторые из книг завернуты в шелковые платки. От жертвенника до входа в два ряда поставлены низенькие скамеечки, не более как в четверть высоты. На скамеечках этих лежат аккуратно сложенные и завернутые в шелковые платки священные книги, чашки ага, стоят также священные колокольчики и вачир. Перед этими скамейками сидят в два ряда духовные, причем старшие сидят ближе к жертвеннику, а младшие ближе к входу, сидят духовные на узких и длинных коврах. Буддийское богослужение совершается в честь Докшитов с музыкой, каждый из духовных снабжен каким-либо инструментом. Главным инструментом, на котором играется вся мелодия, следует считать бишкур, нечто среднее между рожком и флейтой, на которой можно играть всего три тона, которые чередуются во всех сочетаниях в буддийских духовных мелодиях. Остальные инструменты можно назвать пригодными только для аккомпанирования, так как с помощью их можно издавать только один звук. 1) Дунь Бюрэ – священная раковина большой величины; привозятся эти раковины из Китая и Индии и платят за них большие деньги. 2) Бюрэ называются и большие металлические трубы, которые бывают обыкновенно складными, длина их достигает 3 сажен, эти громадные трубы прикрепляются на ремнях к деревянным подставкам на такой высоте, чтобы в них мог дуть человек в сидячем положении. Исполнители на бюрэ сидят по бокам юрты, между рядами духовных и тэрмэ. Для игры на этом гигантском инструменте обыкновенно избираются монахи, отличающиеся особенно крепостью своих легких. Барабан (кенгерге) с ручкой аршина 1,5 в диаметре, бьют в этот барабан особой палкой – докур: в деревянную ручку вдета изогнутая серпом проволока, на которую надевается кожаный шарик, этим шариком и бьют по барабану. Хонхо – колокольчик; колокольчик этот употребляется не только тогда, когда играет весь оркестр, но также во время молитвы, слова молитвы, читаемые обыкновенно старшим духовным, перебиваются звоном в этот колокольчик и хоровым пением младших. Начинается музыка также звоном в этот колокольчик, затем выводит мелодии бишкюр и вступают остальные инструменты, причем низкие тоны трубы обыкновенно заканчивают собою музыкальную фразу. Богослужение состоит из чтения молитв старшим из священнодействующих, слова молитвы повторяются всеми присутствующими духовными хором; хором поются, таким образом, обыкновенные коротенькие молитвы, состоящие из 3-4 слов, причем слова сперва произносятся медленно и раздельно, а потом постепенно ускоряются, с ускорением темпа мотив поется crescendo; таким образом, духовные хоры начинаются pianissimo, переходят постепенно в forte и оканчивается morendo; хор сменяется оркестром, причем инструменты вступают в вышеописанном порядке. Вначале можно еще уследить играемую на бишкюр мелодию, но по мере вступления прочих инструментов она совершенно заглушается, слышны только гулкий бас бюрэ да барабаны. Уследить такты в этой музыке трудно, можно только сказать, что все исполнители хорошо узнают, когда им нужно вступать, и вступают через определенный промежуток времени, во всяком случае, мне кажется, что если хорошенько вникнуть в эту музыку, то можно бы даже отыскать и размеры, такт, во всяком случае, очень несложный 2/1 или 2/2 мотивы на бишкюре выводят обыкновенно триолями.

Богослужение в хурулах происходит в особых юртах, называемых сюмэ и принадлежащих монастырской общине; в описываемом Абаганарском хуруле таких сюмэ 4:

1) Икэ хурул – в нем совершаются утренние и вечерние молитвы и по временам большие общие молебствия.

2) Дангжийин сүмэ – назначенное для утренних и вечерних молитв и для совершения богослужения дангжик.

3) Докшидыйин сүмэ – для утренних и вечерних молитв и богослужений Докшит.

4) Бага-хурул – в нем совершаются утренние и вечерние молитвы и по временам богослужение Манлай Докшит.

В Икэ-хуруле и Бага-хуруле совершаются также и трапезы. Кроме этих четырех общественных юрт (сюмэ) в Абаганарском хуруле есть еще три другие сюмэ меньшего размера. Одна из них ставится в честь Далай-ламы; в ней хранятся три одежды этого буддийского первосвященника, другая в честь Зункавы, основателя Ламаизма, и, наконец, 3-я в честь одного местного высокочтимого бакши, в ней хранится в особом ковчеге и прах этого учителя.

Богослужения отличаются друг от друга, смотря по тому, в честь каких божеств они совершаются, причем в каждом монастыре совершается преимущественно богослужение в честь какого-нибудь одного рода божества. Мне случилось видеть богослужение Данчжик, Докшит и Манлай Докшит.

Кроме того, бывают еще и праздники, справляемые во всех хурулах без исключения; в эти дни богослужения отличаются особою торжественностью. Для всякого рода богослужения у монахов имеются особые одеяния. Во время торжественных служб оно бывает такого рода:

1) эрэнгэ – жилет из красного грубого тибетского сукна с шитыми золотом поперечными золотыми наплечниками;

2) гарак – кушак из желтого шелка шириною вершков 6;

3) оркимги – известное обыкновенное одеяние всякого гэлона, без которого он не может совершить ни одной службы;

4) тангжи – юбка из тибетской шерстяной материи.

Сапоги духовные особы носят всегда красные. Поверх всего одеяния накидывают еще номту дэбэл, которая состоит из двух квадратных кусков материи, приблизительно аршина в три каждый, один из них, шерстяной, надевается под низ, а другой, шелковый, накидывается сверху; сшиваются эти куски так, как будто были скроены из лоскутков, по завету Будды, предписывавшего своим последователям одеваться в лохмотья. Носятся эти одежды приблизительно на тот же манер, как носились римские тоги. При богослужении Дангжик (тарнистические молитвословия; в виданных мною калмыцких монастырях бывают только в честь двух докшитов – Ямандага и Багжигэ Ямандага). Одеяние священнослужителя состоит из таких предметов, как: 1) головной убор, на самом верху его Торгжик с вачиром, прикреплен он к Чжотбану – шапке с вырезанными краями, образующими пять фестонов, на каждом из них изображено по бурхану, в середине Мичжотба, слева Бирюзана и Абитаба, справа Эринжено и Донробо. С Чжотбана спускаются вниз два пучка из лент (Даргжин) по пяти цветов в каждом (красный, желтый, синий, зеленый и белый). Помимо того по бокам спускаются еще три пучка волосообразных ниток (уснир); два из них падают на грудь, а один на спину; 2) наплечник из синей парчи с позументом и кисточками (доик); 3) юбка из синего шелка, украшенная пятицветным поясом. При богослужении Докшит духовные носят головной убор, похожий на остроконечный колпак с несколько загнутой вперед макушкой (обōтай).

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *