Недавно смотрел с друзьями телепередачу, и в ней речь зашла о СПИДе. Акцент делался на то, что эту гадость цепляют в основном люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией; мол, беспорядочные половые связи несут в себе огромный риск, особенно без резинового изделия № 2 (по советским образцам) или без современных средств контрацепции типа Durex, вновь разрешенного к употреблению на кроватях и диванах на бескрайних территориях Российской Федерации.

Вспомнилось и ЧП союзного масштаба, когда в 1988 году в наш регион занесли ВИЧ-инфекцию десяткам детишек и их ничего не подозревающим мамам. Наверное, поэтому мы решили обратиться к этой теме, не дожидаясь официальной даты – 1 декабря, когда в соответствии с решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Генеральной ассамблеи ООН, принятыми в 1988 году, отмечается Всемирный день борьбы с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Идею его проведения поддержали представители 140 стран мира. Впервые этот день отмечался 28 лет назад после того, как на встрече министров здравоохранения всех стран прозвучал призыв к социальной терпимости и расширению обмена информацией по ВИЧ/СПИДу. Эта дата была установлена для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности к распространению ВИЧ-инфекции, которая приняла масштабы глобальной пандемии, распространяющейся по всем регионам мира.

Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка – кусочек %d0%be%d0%be%d0%be%d0%beшелковой полоски, сложенный особым образом. Эту эмблему создал в апреле 1991 года американский художник Франк Мур, который умер от болезни в 2002 году в возрасте 48 лет. Ни одно мероприятие в области СПИДа сейчас не обходится без «красной ленточки», которую используют как логотип и ВОЗ, и агентства ООН, и различные благотворительные фонды.

Много воды утекло с тех пор, но ВИЧ по-прежнему успешно живет и процветает во всем мире, в том числе, увы, и в Калмыкии. Темпы заражения и масштабы в степной республике, конечно, не те, но все же настораживают и не вселяют уверенности в завтрашнем дне.

Какова в настоящее время обстановка с «чумой XX века» в Калмыкии, что нового в лечении столь страшного заболевания, пробивается ли свет в конце тоннеля? Об этом и многом другом рассказывает заведующая Центром по профилактике и борьбе со СПИДом Ольга Нармаева.

– Ольга Николаевна, как идут дела на вашем фронте?

– Обстановка с ВИЧ-инфекцией в республике по-прежнему остается напряженной; каждый год выявляются всё новые и новые случаи. В 2015 году заболеваемость возросла почти в 2,5 раза по сравнению с годом предыдущим. За девять месяцев текущего наблюдается некоторое снижение, однако эпидемиологическая ситуация не позволяет расслабляться.

– Можно в конкретных цифрах?

– На 1 октября 2016 года в Калмыкии с вирусом иммунодефицита выявлено 348 человек – это с момента регистрации ВИЧ-инфекции у нас в республике, то есть с ноября 1987 года. В 2015-м «новеньких» у нас появилось 26, из них 20 – местные жители, в этом году – 16, из которых 11 земляков.

– Возраст ВИЧ-инфицированных?

– Процентов шестьдесят – лица старше тридцати лет. В последнее время, можно сказать, болезнь подбирается к более возрастным группам, а также к слабому полу. И сейчас соотношение заболевших мужчин и женщин примерно одинаковое – пятьдесят на пятьдесят. А вот в Российской Федерации цифры несколько другие – 63 на 37 процентов.

…Сами понимаете, тема разговора с Ольгой Николаевной у нас была весьма скользкая и щепетильная, конкретных примеров у нее выведать не удалось. Оно и понятно – врачебная тайна. Тут уж я не удержался и рассказал ей об уникальном в своем роде случае и попросил подтвердить или опровергнуть его.

А дело было так. Жил-был дедушка. И была у него бабушка. А потом случилось горе – бабушка умерла, и дедушка остался один. Через какое-то время он познакомился с разбитной женщиной, как оказалось, нетяжелого поведения. И стал с ней, ну, очень тесно общаться. А спустя некоторое время, когда дедушка лечился в больнице по поводу, не имеющему к нашему случаю никакого отношения, у него взяли кровь и совершенно случайно обнаружили, что он где-то подцепил ВИЧ. В дальнейшем выяснилось, что этой гадостью наградила его пожилая любовница.

Нынче дедушка получает лечение, живет и здравствует в меру своих сил. Я к чему всё это? Мужики, внимание: дед заразился ВИЧ без малого в 80 лет! А та женщина уже отошла в мир иной. Пожелаем же дедушке дальнейшей сексуальной активности, однако быть более разборчивым в выборе партнерш.

– Так это правда, Ольга Николаевна? Действительно существует такой легендарный дед? – спрашиваю доктора.

– Давайте продолжим по существу. Слава богу, ВИЧ в нашей республике не является уделом подростков, как, скажем, наркомания. Самым «ранним» оказался 18-летний. Что отрадно, и в этом, по-видимому, сказывается менталитет – нет ни одного случая заражения при нетрадиционной сексуальной ориентации. То есть не в моде она у молодых, и не только, людей.

А самый-самый молодой в этом году зарегистрирован новорожденный, заразившийся от матери. Это так называемый перинатальный контакт. Подобное было в 1991 и 1993 годах и вот сейчас. Те случаи произошли с одной и той же матерью, которая вела асоциальный образ жизни, это ее двое детей. Нынче же женщина от нас, можно так сказать, скрывалась, не посещала женскую консультацию, не принимала профилактическое лечение, что и сказалось на здоровье ребенка.

– Почему не запретят рожать зараженным ВИЧ, почему на ранней стадии беременности не делать в таком случае аборты? Разве лучше плодить заведомо больных?

– Во-первых, не нам решать, рожать женщине в таком случае или нет. Во-вторых, мы работаем с таким контингентом в планировании беременности, так как подавляющее большинство из них находится в репродуктивном возрасте, и они вполне социально адаптированы. Почти все наши пациенты – нормальные, как и мы с вами, люди. Ведь даже при однократном незащищенном половом контакте можно заразиться. Однако почему-то у населения сформировалось мнение, что носителем ВИЧ-инфекции могут быть только потребители наркотиков, мужчины, практикующие однополые связи, работницы коммерческого секса и так далее. Это глубокое заблуждение, знаю как специалист.

И в-третьих, наша задача помочь будущей матери родить здорового ребенка, и это, кстати, отражено в специальной федеральной программе.

– И хоть что-то получается в этом направлении?

– Я же вам говорю, у нас от ВИЧ-инфицированных матерей родилось 62 ребенка, и только трое оказались заражены. Я как раз про эти случаи упомянула.

Проводим трехэтапную химиопрофилактику: во время беременности, при родах и после рождения самому ребенку. Это оказывает колоссальное влияние на дальнейшее развитие событий, причем исключительно в положительную сторону. Так что в этом направлении в республике очень даже хорошие показатели.

– Ольга Николаевна, как человек воспринимает только что поставленный ему диагноз ВИЧ и как это вообще происходит?

– Все по-разному. На российском и на республиканском уровне законодательно закреплено, что каждый человек имеет право на бесплатную диагностику этого заболевания. Есть еще ряд нормативных документов, регламентирующих определенные категории людей, которые в обязательном порядке должны регулярно обследоваться на ВИЧ-инфекцию; те же врачи, например, другие медработники, доноры и многие другие. Кроме того, проводится массовое обследование населения. Перед любой госпитализацией у человека тоже берут кровь на анализ. В обязательном порядке – у беременных и их партнеров. Подозрительные «хроники» по каким-то другим заболеваниям также не проходят мимо нашего внимания. Можете не верить, но очень часто к нам анонимно обращаются люди, особенно молодые, которые после полового контакта хотят удостовериться в его безопасности.

– Ха, поздно пить боржом, когда печень уже отвалилась…

– Не скажите, раннее выявление заражения лишь будет способствовать успешному лечению.

– Как же все-таки реагируют ваши клиенты на уже поставленный диагноз? Волком воют или на стенку лезут?

– По-разному. Некоторые никак не хотят смириться с такой мыслью, другие впадают в ступор. Но на то у нас есть психолог. Мы, в свою очередь, объясняем больному, что его болезнь не приводит к смерти как раньше. Уже лет пятнадцать доступно специфическое лечение от этой медленно прогрессирующей инфекции. Причем каждый год современная медицина делает огромные шаги в данном направлении, в разработке и производстве новых современных лекарственных препаратов, которые значительно облегчают и продлевают жизнь человека. Одним словом, стараемся не действовать прямолинейно, а постепенно подводить пациента к тому, что жизнь на этом не заканчивается.

Хочу подчеркнуть, что проводимая нами антивирусная терапия для пациента абсолютно бесплатна, всё оплачивает государство.

– Может, от себя хотите что-либо добавить?

– Мы приглашаем всех, кому небезразлично свое здоровье, пройти тестирование на ВИЧ в Центре профилактики и борьбы со СПИДом. Для этого нужно сдать кровь из вены на лабораторное исследование и пройти консультирование, в ходе которого специалист ответит на все интересующие вопросы. Мы работаем с понедельника по пятницу. Забор крови осуществляется с 8 до 11 часов. Также все желающие могут посетить нашу страничку «ВКонтакте» или позвонить по телефону 3-55-68.

Приходите. Давайте думать о будущем вместе!

 

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *