Не секрет, что сегодня большинство старшеклассников просто не понимает, на кого им пойти учиться после школы. Даже имея приличные результаты ЕГЭ, выпускники не знают, куда приложить полученные знания и по настоянию родителей или по совету друзей поступают в вузы, где получают специальности, которые, к сожалению, остаются для них чужими. А что дальше? Карьера не складывается, и вполне способный человек начинается чувствовать себя лишним.

Выпускникам сельских школ в этом плане легче – в стенах небольшого учебного заведения в родном поселке молодежь получает не только основные знания по предметам, но и представления о своей будущей профессии, которая, как правило, связана с жизнью не селе. Деревенская школа играет большую роль в процессе социализации молодежи, а это, в свою очередь, способствует формированию всего сельского сообщества, которое составляют жители, участвующие в производственной, бытовой и информационной культуре.

В Калмыкии, как и в ряде других регионов, где сельское хозяйство является основой местной экономики, во многих сельских школах созданы классы аграрного профиля, где ребята знакомятся с основополагающими началами некоторых профессий по данной отрасли. Одним из таких учебных заведений в республике, где в свое время была введена предпрофильная подготовка как компонент новой образовательной среды, подготавливающая учащихся к самостоятельному, сознательному выбору профиля профессионального обучения, является Ачинеровская общеобразовательная школа Черноземельского района.

По мнению ее директора Галины Шанкиевой, аграрное направление для учебных классов в школах Калмыкии актуально, потому что в нашей республике всегда были, есть и будут нужны представители сельскохозяйственных специальностей. В частности, в их случае востребованность агрокласса диктуется динамичным развитием племенного овцеводства как основного профиля деятельности АО «Племзавод «Черноземельский», являющегося селообразующим предприятием, возрождением традиционного пастбищного овцеводства в индивидуальных и крестьянско-фермерских хозяйствах поселка Ачинеры как формы самозанятости сельского населения.

Основой нормативно-правовой базы проекта по созданию агрокласса являлись концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в РФ и пакет локальных актов общеобразовательного учреждения, разработанных в соответствии с приказом Министерства образования, культуры и науки от 17 октября 2011 года «О реализации республиканского проекта «Создание агроклассов как инновационный проект профильного обучения».

Цель проекта – создание нового, инновационного образовательно-воспитательного пространства в условиях сельской школы, преодоление миграционных процессов, закрепление молодого поколения в сельской местности, эффективное использование трудового потенциала села в формировании личности школьника. Основной задачей в соответствии с ФГОС является формирование учебных универсальных действий через опытно-экспериментальную деятельность учащихся.

«Наша сельская школа маленькая, малокомплектная — на сегодняшний день в ней учатся 66 детей. В последние годы большая часть их формируется в пятых-девятых классах, в старших классах учатся четыре человека. Несмотря на негативную тенденцию, обусловленную демографическим фактором, школа сохраняет профилизацию, и о правильности выбранного курса свидетельствует то, что за последние два года выпускники Ачинеровской школы уверенно выбирали для поступления аграрный факультет КалмГУ, окончив который, они пополнили сельскохозяйственные предприятия района и республики», — говорит директор школы.

Воспитывать сельского труженика в Ачинерах начинают с ранних лет. Вначале с детьми соответствующим образом занимаются в детском саду «Харада», далее дети приходят в школу и попадают в руки опытных педагогов. На первой ступени обучения в 1-4-х классах компоненты агрокласса представлены на всех уроках. Лекционные занятия ведутся по предметам «Технология», «Наука и окружающий мир», где ребята изучают основы экологии, растениеводства, животноводства, ведения приусадебного хозяйства. В 5-8 классах — те же самые предметы, но уже на более высоком уровне, а также добавляются три новых спецкурса – «Хозяин усадьбы», «Хозяйка усадьбы» и «Экология и производство». На третьей ступени, в старших классах, к сожалению, из-за нехватки учеников с прошлого года профильный класс уже не набирается, действует только общеобразовательная программа. Но администрация нашла выход, перейдя на внеурочную деятельность, в ходе которой педагоги вкладывают учебное содержание, необходимое для предпрофильной подготовки, в часы факультативных занятий.

Учебно-материальная база школы очень хорошая, это отмечают, в том числе, педагоги из других регионов, приезжающие в Ачинеры за опытом. В  это заслуга районного муниципального образования, которое всемерно помогает агроклассу и занимается материально-техническим обеспечением учебного процесса. Так, в школе имеется не только, как полагается, класс информатики, но и мобильный агрокласс – 13 ноутбуков. Во всех начальных и средних классах имеются интерактивные доски,  мобильное рабочее место учителя, ребята могут во время урока выходить в интернет и пользоваться всеми учебными материалами по их профилю, которые там размещены.

Отметила директор школы и такую деталь. В школе введены спецкурсы «Сельскохозяйственные машины», «Технологическая культура школьника». Учредитель разрешал в течение многих лет вводить должность педагога, обучающего профессии водителя-тракториста, хотя по штатному расписанию малокомплектной школы она не предусмотрена.

Спецкурс «Агрохимия» ведет опытный учитель Галина Алляевна Шавартаева, Занятия проходят на базе кабинета химии. Кабинет, кстати, не простой — он оборудован персональными химическими лабораториями стоимостью почти 600 тысяч рублей. Таким оснащением может похвастаться не каждая школа: ребята имеют возможность проводить опыты, изучать состав почвы и т. д. При школе имеется учебно-опытный земельный участок, где учащиеся изучают влияние различных агротехнических факторов на урожай овощных культур. В теплице, которая пришла вместе с учебно-производственным оборудованием для агроклассов, дети выращивают рассаду для посадки овощных культур на пришкольном участке. То есть ребята могут не только провести опыт в классе, но и увидеть его результаты на практике. Первый успех формирует у детей желание совершенствовать полученные навыки дальше. Таким образом, у подрастающих граждан формируется четкое понимание того, что его возможная успешная социализация связана с землей, с жизнью и деятельностью на селе.

«Нашим детям повезло, — продолжает Галина Хулхачиевна, – они живут в поселке, где работает такое успешное предприятие, как АО ПЗ «Черноземельский», являющееся передовым хозяйством не только в Калмыкии, но и в масштабах России. Мы активно привлекаем специалистов племзавода к чтению лекций, проведению практикумов, семинаров по селекционно-племенной деятельности в области овцеводства с использованием производственной базы – это стригальный пункт, отдел племучета, экспериментальные чабанские стоянки, крупный и мелкий рогатый скот. Для закрепления практических навыков по уходу за ягнятами, овцами, используется площадка КФХ «Шин цаг».

И, конечно, у школы крепкие связи с партнером – Калмыцким государственным университетом им. Б. Б. Городовикова, где ведется углубленная специализация учащихся агрокласса с использованием материально-технической базы вуза. Кроме того, методическую поддержку и сопровождение реализации проекта осуществляет Министерство образования и науки РК.

Таким образом, агропрофильное пространство, созданное в Ачинеровской СОШ, представляет собой симбиоз теории и практики. Учителя и специалисты-аграрии не просто читают ребятам лекции в классе, ведут беседы, но и выезжают с ними на животноводческие стоянки, встречаются с чабанами, которые тоже являются выпускниками местной школы, проводит вместе акции, связанные с той или иной сельскохозяйственной кампанией.

Важной составляющей деятельности агроклассов является исследовательская деятельность учащихся. И идеи для своих проектов ученики берут у своих наставников. Как известно, племзавод «Черноземельский» регулярно проводит аукционы по продаже племенных баранов, сюда за опытом приезжают специалисты из других краев и областей. И, бывая у ачинеровских овцеводов, гости также встречаются с учениками местной школы. Так, дважды ребята встречались с председателем Национального союза овцеводов России, вице-президентом Международного союза овцеводов Михаилом Егоровым и брали у него интервью. Неоднократно проводили они беседы с директором ГНУ КНИИ сельского хозяйства, доктором сельскохозяйственных наук Юрием Ариловым, генеральным директором ОАО ПЗ «Черноземельский» Доля Лукшановым, опросили  ветеранов труда, работавшими на предприятии, также исследовали семейные архивы, кадровые документы.

Усилия юных исследователей увенчались успехом — в 2014 году учащиеся Ачинеровской СОШ принимали участие во всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» в г. Москве, на котором их работа на тему «Бренд ОАО ПЗ «Черноземельский» стала дипломантом.

«Такие поездки и встречи, конечно, обогащают душу ребенка, его мировоззрение и все более и более притягивают его к малой родине. Дети видят процесс сельскохозяйственного производства на практике, и это рождает в них осознанное чувство того, что это — хороший труд, почетный, интересный. Подрастающее поколение постепенно приходит к пониманию, что работа в сфере АПК — актуальный и перспективный вид деятельности для сельской молодежи, позволяющий стать успешным, жить достойно и работать на своей малой родине, что подтверждается немеркнущей  85-летней историей ОАО ПЗ «Черноземельский», — говорит Галина Шанкаева.

Опыт деятельности агрокласса Ачинеровской СОШ показывает, что выбор, в свое время сделанный школой в части профилизации обучения, приносит плоды. Согласно опросу учащихся школы, на вопрос, хотят ли они работать в сельском хозяйстве, положительно ответили 69 процентов.

Фото из архива школы