27 октября шаджин-ламе Калмыкии, Почетному представителю Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ досточтимому Тэло Тулку Ринпоче исполняется 46 лет. Для буддистов Калмыкии и представителей других монголоязычных народов России и мира личность их коренного учителя – священна, а дата его рождения на протяжении вот уже 25 лет, периода, на протяжении которого он возглавляет буддийскую сангху Калмыкии, является значимым событием и «красным днем» буддийского лунного календаря.

Накануне этого события в Национальной библиотеке им. Амур-Санан состоялась презентация книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы», изданной в переводе с английского фондом «Сохраним Тибет» в 2018 году. Это мероприятие стало символичным подарком ко дню рождения шаджин-ламы Калмыкии, который является реинкарнацией автора мемуаров Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884–1965), а также великого Тилопы (988–1009), одного из 84-х индийских махасиддх, первых учеников Будды Шакьямуни, который дважды воплощался во Внутренней Монголии и трижды – в Монголии.

«Насколько удивительной бывает порой цепь причинно-следственной связи, как интересно проявляет себя карма, – отметил в своем выступлении в ходе презентации книги администратор Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» гелюнг Йонтен Лодой. – Предыдущее воплощение нашего шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче – великий Дилова-хутухта – последние годы жизни провел в США, где тесно общался с немногочисленной калмыцкой диаспорой. Это заложило кармическую связь Дилова-хутухты и калмыцкого народа. И следующее перерождение Дилова-хутухты было в калмыцкой семье в США – в лице нашего уважаемого Тэло Тулку Ринпоче, который с детских лет стал обучаться в тибетском монастыре в Индии. В свою очередь он впоследствии связал свою жизнь с исторической родиной – Калмыкией, впервые приехав сюда в 1991 году, сопровождая Его Святейшество Далай-ламу в его первой поездке в нашу республику. В следующем году Тэло Тулку Ринпоче был избран Верховным ламой Калмыкии. Благодаря этой кармической цепочке перерождений и событий, все так хорошо сложилось с развитием буддизма в Калмыкии. Если какое-то звено в этой цепи вырвать, то сложно представить, что было бы сейчас с возрождением буддизма в нашей республике».

В самом деле, в истории калмыцкого народа было немало трагических страниц, череды роковых событий, в результате которых практически до основания была разрушена жизнь его самого, материальная и духовная культура этноса, что привело почти к полной потере калмыками своего языка и религиозных традиций. Однако судьбе было так угодно, что в трудный для народа час, буквально на краю духовной пропасти к нему пришло спасение в лице посланца Далай-ламы – молодого буддийского монаха Тэло Тулку Ринпоче, сына калмыцких эмигрантов в Соединенных Штатах Америки Эрдни Омбадыкова.

Побывав в 1991 году впервые на своей исторической родине, досточтимый Тэло Тулку Ринпоче уже в следующий приезд через год в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы XIV получил от представителей малочисленной на тот момент буддийской общины Калмыкии приглашение возглавить процесс духовного возрождения степной республики, которая остро нуждалась в его знаниях и духовном опыте. В 1992 году Тэло Тулку Ринпоче был избран шаджин-ламой (верховным ламой) калмыцкого народа, а в 1995 году последовало решение Объединения буддистов Калмыкии об избрании его шаджин-ламой пожизненно.

В написанном «Вступлении» в книге «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы» досточтимый Тэло Тулку Ринпоче так описывает тот период своей жизни, свое душевное состояние после признания Его Святейшеством реинкарнацией Тилопы и назначения верховным ламой калмыцкого народа:

«Взрослея, я часто спрашивал себя: «Почему я? Почему признали меня? Почему я – избранный?» В юношеские годы я многого не понимал в силу собственного высокомерия и неведения, не позволявших мне разглядеть причины или постичь истинный смысл кармы и ее действия.

Еще рано подводить итоги нынешнего рождения. Но скажу наверняка: карма – это не шутка. Когда меня признали перерождением Дилова-хутухта, мог ли кто-то предсказать распад СССР или подумать, что буддизм в России возродится и начнет вновь процветать? Кто мог представить, что Калмыкии понадобится человек или в данном случае перевоплощенный лама, чтобы содействовать возрождению буддизма в республике? Было ли мое признание всего лишь совпадением или это было предопределено? В молодости я задавал себе много вопросов и не находил ответов.

Не могу сказать, что выполнил свое жизненное предназначение, но продолжаю работать в этом направлении. Сегодня, с высоты прожитых лет и накопленного опыта, оглядываясь на историю предыдущего Дилова-хутухты, я могу уверенно сказать, что цель была и что закон кармы действует».

Таким образом, нам, современным калмыкам, повезло дважды. Во-первых, благодаря цепочке закономерностей и заслуг кармы народа очередным воплощением Дилова-хутухты (это титул, составленный из слов: имя Дилова (Тилопа, Тэло) и звания «хутухту» (перерожденец, тулку, хубилган) и великого махасиддхи Тилопы стал именно наш сородич. А во-вторых,  непосредственное участие в судьбе калмыцкого народа сыграл Его Святейшество Далай-лама XIV тем, что сподвиг своего лучшего ученика, своим происхождением и кармически связанным с калмыками служить своего народу и делу укрепления буддизма в России.

По мнению ведущего научного сотрудника Калмыцкого научного центра РАН, доктора философских наук Баазра Бичеева, рассуждая о  предназначении нынешней реинкарнации Дилова-хутухты – досточтимого Тэло Тулку Ринпоче, можно предположить, что в обозримом будущем с развитием буддизма в мире могут возникнуть большие проблемы, и их придется решать таким авторитетным деятелям буддизма как наш шаджин-лама. К примеру, по его словам, в Монголии, где  хутухту всегда было много и даже сейчас их можно встретить практически в каждом монастыре, но там  трудно выделить хутухту такого уровня – они всё же религиозные деятели местного значения.

Действительно, все мы свидетели того, что, пребывая на посту шаджин-ламы, Тэло Тулку Ринпоче прилагает большие усилия для укрепления религиозных и культурных связей, веками существовавших между традиционными буддийскими регионами России и тибетским сообществом во главе с Его Святейшеством Далай-ламой XIV. При его активном участии был осуществлен долгожданный визит духовного лидера буддистов в Россию в ноябре 2004 года, который дал новый импульс процессу возрождения традиционных буддийских ценностей в нашей стране и во всем мире.

С 2009 года по совместной инициативе их преосвященств досточтимых Еше Лодой Ринпоче и Тэло Тулку Ринпоче в Индии проводятся учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России, а 2014 года организуются паломничества на учения лидера мирового буддизма, проводимые им в столице Латвии, городе Риге, для верующих стран Балтии и России.

По личному приглашению шаджин-ламы в последние годы Россию посетили известные буддийские иерархи, выдающиеся учителя буддизма и мастера тантры – глава школы Сакья Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче, настоятель монастыря Дрепунг Гоманг Йонтен Дамчо, экс-настоятель монастыря Намгьял Чадо Тулку Ринпоче, Госулдарственный Оракул Тибета Тензин Нгодруп, Намкай Норбу Ринпоче, геше Лхакдор, Барри Керзин, Тензин Приядарши, Роберт Турман, Алан Уоллес и многие другие.

Опираясь на наставления Далай-ламы, призывающего к укреплению межрелигиозного диалога, как президент централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Калмыкии» Тэло Тулку Ринпоче проводит политику всесторонней поддержки мирного сосуществования и сотрудничества представителей традиционных для  нашей страны конфессий: буддизма, христианства и ислама.

Большую работу Его Преосвященство проводит и в части буддийского просвещения, книгоиздательской деятельности и развития международных связей – свидетельством тому его плодотворная работа в качестве духовного руководителя Фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва),Центра Тилопы (Улан-Батор, Монголия). Отдельных слов признаний заслуживает его сподвижничество на ниве организации встреч российских ученых с буддийскими коллегами и Его Святейшеством Далай-ламой.

Несомненно, благодарный калмыцкий народ и многочисленная армия российских буддистов, учеников и друзей досточтимого Тэло Тулку Ринпоче хотели бы и далее видеть его на посту шаджин-ламы Калмыкии и в качестве Почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. Осознавая ценность личности и масштаб его заслуг, безусловно, необходимо, чтобы он и далее продолжал  свою важную миссию.

27 октября, в день 46-й годовщины со дня рождения Его Преосвященства Тэло Тулку Рипноче, по традиции во время общего утреннего молебна монахи Центрального хурула Калмыкии и верующие вознесут бурханам молитвы с пожеланиями долгой жизни шаджин-ламе, чтобы он успешно продолжал свою активную деятельность по распространению буддизма в России и по всему миру. А мы, жители республики, конечно же, будем ему во всем помогать.

Фото из архива редакции