Таким, можно сказать, гамлетовским вопросом сейчас задаются директора районных детско-юношеских спортивных школ, относящихся к Министерству образованию и науки региона.

wm-img_7327А дилемма, собственно говоря, вот в чем. В связи с модернизацией системы подготовки спортивного резерва, разработанной в рамках «Дорожной карты» Министерства спорта России, регионам поручено провести мероприятия по преобразованию государственных (муниципальных) детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) в организации спортивной подготовки, реализующие программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами.

Целями новых спортивных школ (СШ) и спортивных школ олимпийского резерва (СШОР) будут являться сохранение и развитие спортивного резерва, создание условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня.

wm-img_7349В октябре этого года Минспортом Калмыкии утвержден и начинает реализовываться план по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа – организации спортивной подготовки: спортивная школа, спортивная школа олимпийского резерва. В настоящее время уже все спортшколы подведомственные региональному  министерству полностью перешли на программу спортивной подготовки и сменили названия. Сейчас разрабатывается их устав и нормативно-правовая база. Казалось бы все идет по плану, но это лишь на первый взгляд. Вся загвоздка в том, что многие ДЮСШ не желают переходить на программу спортивной подготовки по ряду причин.  Кстати, по этому поводу между федеральными Министерствами спорта и образования разгорелся спор.

Как отметил министр спорта и молодежной политики РК Лев Балдашинов на недавнем семинаре-совещании, в Калмыкии сейчас наблюдается разрыв между спортом в муниципалитетах и общей системой спорта, то бишь между массовым спортом и спортом высших достижений. Во многом, по его мнению, такая проблема связана с тем, что в системе образования, к которой относятся ДЮСШ, свои подходы, а в системе спорта – свои. Из-за этого и потеря потенциального спортивного резерва.

wm-img_7354Новая система спортивной подготовки подразумевает поэтапный процесс становления спортсмена с юного возраста, а также некую вертикаль отбора сначала на уровне сборной района, затем Калмыкии и далее – России.

Несмотря на развитие массового спорта в районной спортшколе, кто-то должен иметь возможность заниматься более профессионально, считает федеральный инструктор-методист Константин Манджиев.

Кроме того, профильный министр подчеркнул, что еще одной проблемой является то, что многие наши спортсмены, достигая высшего спортивного мастерства в местных спортшколах, уезжают в другие регионы для дальнейшего развития. В качестве примера он привел чемпионат России по греко-римской борьбе, проходивший летом в Чеченской Республики, где выступило 17 уроженцев Калмыкии, из них больше половины представляли другие регионы. Еще один яркий пример – Нина Менкенова, которая сейчас тренируется в Бурятии.

wm-img_7338Благодаря выстроенной единой системе подготовки спортивного резерва, считают в Минспорта, удастся удержать талантливых спортсменов и создать меры по поддержке их наставников. Как отметил Константин Манджиев, субсидии будут выделяться тем учреждениям, которые целенаправленно будут осуществлять спортивную подготовку. К примеру, финансовые средства поступят на развитие базовых видов спорта в нашей республике. Тогда директор спортшколы должен будет выделить их на приобретение спортинвентаря и экипировки тому муниципальному учреждению, где развиваются эти виды спорта. То есть в районе должно быть учреждение, где будет реализовываться программа подготовки спортивного резерва. Но тогда возникает вопрос: будут ли ходить туда дети и работать тренерские кадры, если в муниципалитете уже есть ДЮСШ?

Субсидии также предусматриваются и для тех районных спортшкол, где развивают не только базовые виды, но и массовые виды спорта. Все это будет, если регион выполнит ряд условий.

wm-img_7371Также Константин Манджиев затронул тему тренерских кадров в районах, где наблюдается старение кадров, а вот приток молодежи происходит не так хорошо. Сейчас с депутатами Народного Хурала (Парламента) РК обсуждается вопрос стимулирования тренеров СШ и СШОР, работающих в районах.

Свои доводы и предложения привели представители Министерства образования и науки Калмыкии. Начальник отдела воспитания и дополнительного образования министерства Санал Очиров особо подчеркнул, что не во всех муниципалитетах есть ДЮСШ. Из-за произошедшей оптимизации в некоторых районах функции по спортивной подготовке перешли к центрам дополнительного образования.

wm-img_7351Кроме того, в ДЮСШ проводятся занятия не только по основным видам спорта, которые культивируются в регионе, но и по остальным. И тут возникает вопрос: кто будет заниматься отбором, если в спортшколе занимается большое количество детей и что делать детям, которые не прошли отбор?

Также было отмечено, что большое количество тренеров-преподавателей, работающих в ДЮСШ, просто не попадают под те критерии, которые предоставляются для спортивных школ. В случае изменения названия и преобразования в новый тип организации, то тогда ДЮСШ лишатся лицензии на образовательную деятельность. Соответственно не имея этой лицензии, спортшколы не смогут предоставлять эти услуги.

«Если СШ и СШОР будут работать по программе спортивной подготовки, то образовательная лицензия не потребуется. Но если они захотят вести образовательную деятельность, то в этом случае она будет нужна», –  разъяснил федеральный инструктор-методист.

wm-img_7367Также представитель Минобра и науки сказал , что юридический и финансовый вопросы также пока не решены. В связи с этим вся эта работа ляжет на плечи муниципалитетов. В случае если районная ДЮСШ решит все-таки работать по программе спортивной подготовки, тогда главе района, как учредителю, надо будет заложить дополнительные средства. А это наложит определенные трудности на бюджет в свете сложившейся экономической ситуации.

При переходе произойдет упразднение у тренеров почетных званий сферы образования, за которые они, кстати, получают надбавки, выразил свое мнение директор республиканской ДЮСШ Геннадий Левинов. Помимо этого, если у наставников исчезнет приставка «преподаватели», то они лишатся коммунальных льгот, которые предусмотрены им федеральным законом.

wm-img_7358Директор Ики-Бурульской ДЮСШ Олег Коржуев заявил, что согласно их программе работы, у спортшкол имеется определенный возрастной ценз, то есть тренера-преподаватели могут заниматься с детьми только до 17 лет, а далее они заканчивают школы и поступают вузы. Соответственно насильно удержать этих ребят они не могут. В случае преобразования ДЮСШ в СШ у наставников заметно уменьшится и зарплата, подчеркнул Коржуев.

Также он посетовал на то, что возникнут проблемы с выполнением федерального стандарта из-за жестких требований. Для его выполнения нужны большие финансовые вливания.

Олег Дмитриевич выдвинул ряд предложений, в частности,  предложил проработать вопрос стимулирования тренеров, выстроить систему взаимодействия с Калмыцким госуниверситетом для привлечения молодежи в спортивные школы в районах, а также учредить стипендии лучшим спортсменам.

wm-img_7340Подытоживая мнения двух сторон, отметим, с одной стороны, конечно, неплохо, что у нас создается единая система спортивной подготовки. В этом случае, у нас появится полноценный спортивный резерв, который будет прославлять именно нашу республику. Но с другой стороны – для ее развития нужные серьезные финансовые средства и проработка всех тонкостей. Минспорта РК отмечает, что переход ДЮСШ в системе подготовки спортивного резерва носит пока рекомендательный характер. Кстати, по рекомендации Министерства спорта России, минимум 10% ДЮСШ должны перейти на эту программу. Региональным министерством проведен мониторинг на предмет оценки расположенности спортивных школ к переходу на программу спортивной подготовки. По его итогам будут и определены направления дальнейшего развития.

Фото автора