29 сентября в хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоялась презентация фотоальбома «Далай-лама в Калмыкии» и открытие фотовыставки работ заслуженного работника культуры Калмыкии, члена творческого союза художников России Николая Бошева. Альбом и выставка «рассказывают» о трех визитах Его Святейшества в республику – с 25 по 30 июля 1991 года, с 14 по 15 сентября 1992 года, с 29 ноября по 1 декабря 2004 года. Также в этот день присутствующие ознакомились с книгой «Репрессированное духовенство Калмыкии» (подготовлена Национальным архивом РК) и сборником ежедневных молитв, переведенных с тибетского на калмыцкий язык Геннадием Корнеевым и Йонтен-гелюнгом.
Мероприятие проходит в рамках юбилея Далай-ламы XIV, сообщил собравшимся шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, подчеркнув при этом, что международным сообществом буддистов этот год объявлен Годом благодарности духовному учителю за учение об общечеловеческих ценностях – доброте и сострадании, межрелигиозной гармонии в обществе, экологии. Что изданные книги и выставка – это наша благодарность духовному учителю за пастырские визиты в Калмыкию, за освящение места строительства центрального хурула, который был открыт 15 лет назад.
«Лично я благодарю Его Святейшество за поддержку, за разрешение служить, – сказал ринпоче. – В последний день своего третьего визита, в 2004 году, 1 декабря, в 06.30. утра, он освятил место строительства хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», и затем своим вниманием к ходу строительства вдохновлял, и все препятствия преодолевались. И это событие, и все встречи, лица людей, приметы того времени, и сам жизненный уровень, все зафиксировано в этом альбоме, и даже я – молодой (ринпоче рассмеялся). Мы все это видим в работах Николая Борисовича Бошева». Шаджин–лама вручил художнику благодарность за вклад в сохранение и развитие буддийской культуры, поблагодарил творческую группу – автора вступительной статьи, сопроводительного текста, доктора исторических наук Э.П. Бакаеву, дизайнера Д.В. Татнинова, редактора-составителя Е.Н. Бошеву, переводчика текста на английский язык З.В. Помпаеву.
А в ходе презентации уже самому ринпоче как почетному представителю Его Святейшества Далай-ламы XIV в России и странах СНГ спонсор издания Владимир Помпаев передал книги для официального офиса Далай-ламы. Книги будут также переданы в буддийские центры Москвы и Санкт–Петербурга. Выставку, которая запланирована как передвижная, жители республики смогут посетить в хурулах районов Калмыкии.
Много воспоминаний и радостных чувств вызовет этот фотоальбом у многих людей, которые вспомнят личное благодаря фотографиям и воскликнут: «Неужели мы были участниками событий, знаковых для народа, таких высоких по эмоциональному подъему?». Да, так сумело запечатлеть дыхание времени, само дыхание людей, лица и чувства искусство фотохудожника Николая Бошева.
Автору работ альбома «Далай–лама в Калмыкии» и одноименной выставки мы задали вопросы об истории издания, особенностях работы с таким материалом. «Хочу отметить, альбом – это работа нашей группы. У меня большой фотоархив работ о визитах Далай-ламы, и я уже подготовил для передачи в Национальный архив Калмыкии все фотоматериалы о визитах, – сообщил собственному изданию, то есть «Степным вестям», фотокорреспондент сайта «СВ» Н. Бошев. – Но ведь надо, чтобы люди видели эти фотографии, а значит, помнили эти дни. И вот родилась идея об издании фотоальбома к 85-летию Его Святейшества, и мы пошли с этой идей к шаджин-ламе, он поддержал нас. Так мы стали готовить альбом. Нет, фотоаппарат не мешает слушать, а иногда даже лучше воспринимать учение, потому что ты сконцентрирован, не можешь отвлечься. Иногда были моменты, когда ты должен выбирать между личным и профессиональным. Так, во время третьего визита Далай-ламы, когда он, проходя с благословлением людей, подал борцок, и я был ближе всех, я мог его взять, но сыграл профессиональный инстинкт – снять этот момент. Борцок (улыбается) достался другому. Но было главное, мы все получили благословение, слушая его живое слово. Поэтому мы благодарны за визиты, и мы изданием альбома участвуем в Годе благодарности Его Святейшеству. Ведь еще основной хронологический ряд фотографий прописан перебивками цитат из выступлений, лекций, высказываний учителя во время визита, все сохранилось в газетах. Да, не вошла в выставку фотография (мы спросили об отсутствии на выставке часто публикуемой фотографии Далай-ламы, погруженного в свои мысли), хотя была напечатана. Не вошла, потому что не входила. Так бывает, когда выстраивается общая экспозиция».
Автор прав, эта фотография не могла войти в общее повествование выставки, которая рассказывает об общении Учителя с людьми, эта фотография не участвует в диалоге. Благодаря искусству фотохудожника, вдохновляющий диалог звучит, он продолжен для будущих поколений. В этом диалоге звучит, «записана» бесценными кадрами жизненная позиция самого художника – фотолетописца времени.
Зоя НАРАНОВА