«Авиационная медицинская помощь для нас очень важна, территория нашей республики одна из крупнейших на Юге России, удаленность населенных пунктов от центра предоставления высокотехнологичной медпомощи очень высокая. Для наших граждан это наиболее удобный вариант спасти свою жизнь», – подчеркивал Глава Калмыкии Алексей Орлов на состоявшемся полгода назад рабочем совещании с участием министерских работников.
«Данный вид медпомощи в республике очень востребован, происходит порядка 50-60 процентов эвакуации пострадавших в ДТП наземным транспортом, поэтому наличие авиационного станет большим подспорьем», – подчеркнул тогда первый вице-премьер, курирующий медицину, Мерген Бадма-Гаряев.
Далее он сообщил, что из участвующих в программе 34 субъектов двум – Карелии и Калмыкии – предоставят авиатранспорт по линии МЧС, то есть средства на закупку вертолетов республика тратить не будет. Также Калмыкии выделяется субвенция на реализацию оплаты летных часов персонала.
И вот прогнозы воплотились в реальность. Сегодня, 22 августа, в Элистинском аэропорту приземлился вертолет Ми-8 – скорая воздушная помощь, которая, уверен, сыграет существенную роль в оказании экстренной медицинской помощи.
– Это большое подспорье для нашего здравоохранения, – говорит заместитель министра Галина Динкиева, – так мы сможем более оперативно спасать тяжелых больных; доставка их до республиканских медцентров станет гораздо быстрее.
Да, это так, но даже в воздухе пациент не останется без помощи. Дело в том, что его будет сопровождать бригада высококвалифицированных специалистов, под рукой у которых – медицинский модуль, включающий в себя все реанимационное оборудование: аппараты искусственной вентиляции легких, противошоковой терапии, электрокардиостимулятор и так далее; в планах – для мамочек с патологией беременности, вернее, для недоношенных младенцев с низкой массой тела, – транспортный кювез.
Это будет нечто вроде воздушного мобильного блока интенсивной терапии, позволяющего максимально в сжатые сроки приступить к оказанию срочной медпомощи. Привлекаться будут врачи из республиканской больницы им. Жемчуева, республиканского детского медицинского центра и перинатального центра им. Шунгаевой.
Для наглядности. От Элисты до Цаган Амана 306 километров, по времени туда и обратно на скоропомощной ГАЗели часов двенадцать, а то и дольше. По прямой – 232 километра. На вертолете в два конца три часа. А за девять часов разницы можно запросто больного потерять, а можно, наоборот, вытащить с того света.
Начальник авиационно-спасательного центра Андрей Базалий поделился кое-какими подробностями.
Вертолет Ми-8, крейсерская скорость 220 километров в час, берет на борт 3600 килограммов топлива, расход – 800 литров в час. То есть в воздухе может находиться четыре с лишним часа на одной заправке с учетом аварийного запаса. Экипаж – три человека: командир судна, второй пилот и бортовой техник-механик. К ним в придачу – два спасателя.
На вопрос: почему борт имеет такой затрапезный вид? – командир Станислав Толчин пояснил, что это машина – боевая. Вчера целый день тушил пожары в Ростове-на-Дону, так что просто не успели его привести в божеский вид. Сколько вылетов было, он не знает – другой экипаж летал. Три тонны воды – и в небо. И так раз, другой, десятый… «Вы же по телевизору видели, что там творится, практически в центре?» – спрашивает он. Я подтвердил, что внимательно слежу за развитием событий в городе моей юности. Ну, что еще можно добавить? Экипаж будет работать посменно, через две недели – на базу, в Ростов, потом заступят другие летчики и спасатели. То есть команда состоит из пяти человек.
Сейчас перед руководством районов, которые санавиация свяжет с Элистой, стоит первостепенная задача: оборудовать вертолетные площадки. Одна из них с ночным стартом будет находиться в непосредственной близости от федеральной автодороги М-6 «Каспий» в селе Малые Дербеты и в 350 метрах от районной больницы. Для этих целей глава района уже подписал распоряжение о выделении земельного участка. Надо поспешать всем. Ведь не дай бог, случится ЧП, а борту некуда будет приземлиться.
…Помню, еще в советские времена в сопровождении врачей неоднократно доводилось летать на самолетах Ан-2 в удаленные районы Калмыкии. Побывал в Цаган Амане, Малых Дербетах, Городовиковске – тогда санавиация была востребована, но, несмотря на это, со временем ее успешно похоронили. А вот сейчас, похоже, потихоньку реанимируют. Летчики сказали, что готовы вылететь по вызову хоть завтра. Хотя это вряд ли. Сначала нужно будет смонтировать оборудование, апробировать его, провести, наверное, краткосрочные курсы с медперсоналом. А уж потом – в небо!
Фото Николая Бошева