Вчера в Москве состоялось открытие монумента, посвященного жертвам политических репрессий «Стена скорби», автором проекта которого стал скульптор Георгий Франгулян. Указ об этом 30 сентября 2015 года подписал Президент РФ Владимир Путин.
Общая стоимость памятника составила 460 миллионов рублей, из которых 300 миллионов было выделено из московского городского бюджета, а сбор остальных 160 миллионов возлагался на Фонд увековечивания памяти жертв политических репрессий. Вместе с тем был организован и сбор народных пожертвований, который начался 8 октября 2015 года по инициативе музея истории ГУЛАГа. Такая большая сумма обусловлена «гигантскими размерами монумента и дорогими материалами», сообщается на Википедии.
Мемориал находится в сквере площадью 5,4 тысячи квадратных метров на внутренней стороне Садового кольца, на пересечении Садово-Спасской улицы и проспекта Академика Сахарова. Памятник высотой в 6 и длиной в 35 метров представляет собой пространственный двухсторонний барельеф из 80 тонн бронзы, представляющий собой бесконечное сочетание взлетающих вверх и устремленных ввысь схематически выполненных одновременно плоских и объемных человеческих фигур числом около шести сотен. Они словно застыли в движении как яркая вспышка, мгновенный стоп-кадр разразившейся в прошлом трагедии. Головы этих людей скорбно опущены вниз, а тела вплетены в многотонный монолит, символ трагедии искореженных судеб и словно вычеркнутых из жизни лиц.
Впервые тему увековечивания памяти безвинно погибших в сталинских застенках на очередном съезде партии, в 1961 году, поднял Никита Хрущев, развенчавший культа личности «отца народов». Когда же завершилась эпоха так называемой оттепели, идея о создании памятника и вовсе была забыта. Вспомнили о ней в конце восьмидесятых.
В перестроечные годы тема о жертвах репрессий стала довольна обсуждаемой. Монумент, открытый на Лубянке, называется «Соловецкий камень». Он изготовлен из гранита, привезенного с территории бывшего лагеря. Торжественное открытие состоялось 30 октября в 1990 году. Там, где в 30-е годы проходили массовые расстрелы, впоследствии были установлены скульптурные композиции, стены памяти, часовни, мемориальные доски. Один из них – «Маска скорби» – находится в Магадане. Мемориальная табличка с надписью «Последний адрес» установлена во многих городах России.
Как бы там ни было, однако поневоле напрашивается сравнение «Стены скорби» и калмыцкого мемориала «Исход и возвращение». Да простит меня уважаемый Георгий Вартанович, но я бы памятнику Эрнста Неизвестного отдал предпочтение. Не из-за квасного патриотизма, нет. Просто работа Эрнста настольно необычна, настолько экспрессивна, настолько поражает воображение своей неоднозначностью и даже некоторой эпатажностью, что, прикасаясь к ней, чувствуешь пробегающие по телу мурашки.
Да, он меньше по размерам (высота – 2,74 метра, длина – 5, 33, ширина – 2,21 метра), может, не столь монументален, нежели столичный, однако тем самым становится ближе и проникновеннее.
Напомним, в Элисте его открытие состоялось 29-го декабря 1996 года. Как и в тот страшный день 1943-го стояли сильные морозы, но, несмотря на это, сотни и сотни людей пришли сюда, к искусственному кургану и бронзовой скульптуре на нем, чтобы помянуть родных и близких, не вернувшихся из сибирской депортации.
«Страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти. Тем более невозможно ничем оправдать: никакими высшими так называемыми благами народа, – заявил президент Владимир Путин на церемонии открытия памятника “Стена скорби”. – Когда речь идет о репрессиях, о гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять: никаких оправданий этим преступлениям быть не может».
Глава государства отметил, что последствия репрессий ощущаются до сих пор, им подверглись целые сословия и народы, рабочие, крестьяне, инженеры, военачальники, священники, государственные служащие, ученые и деятели культуры. «Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей. Каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения», — заявил он и добавил, что сама память, четкость и однозначность позиции в отношении этих мрачных событий «служит мощным предостережением к их повторению».
В конце выступления Путин процитировал слова также пришедшей на открытие Натальи Солженицыной: «Знать, помнить, осудить и только потом простить». После чего президент заявил, что нельзя призывать к сведению счетов и «снова подталкивать общество к опасной черте противостояния».
А вот здесь я бы позволил себе не согласиться с Натальей Дмитриевной: такое прощать нельзя. Ни при каких условиях. Такие преступления не имеют сроков давности.
Фото из интернета