Президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин 2 марта примет участие в работе медиафорума ОНФ «Правда и справедливость», который с 28 февраля проходит в Калининграде. Информацию об этом подтвердила пресс-служба Кремля, и ее с радостью восприняли участники самого масштабного мероприятия в сфере медиа 2018 года.
По мнению представителей Народного фронта и журналистов, участие Владимира Путина в пленарном заседании медиафорума на следующий день после его послания Федеральному Собранию является очень значимым событием. На площадке ОНФ региональные журналисты со всей страны неоднократно встречались с главой государства, в том числе, на медиафоруме «Правда и справедливость», проводимом нынче уже в пятый раз, имели возможность пообщаться с главой государства. Однако впервые представители СМИ смогут, что называется, по свежим следам задать свои вопросы Президенту России об основных направлениях развития страны, обозначенных им в послании.
На медиафоруме собрались пять сотен представителей средств массовой информации из всех регионов, самые активные и неравнодушные, победители профессионального конкурса ОНФ «Правда и справедливость» и конкурса Союза журналистов России «Почему я иду на выборы». Кроме того, в нем участвуют блогеры, медиаменеджеры, главные редакторы и руководители федеральных СМИ, а также главы профильных министерств и ведомств.
«Для журналистов форум – это уникальная возможность, когда можно поговорить с главой государства не только на глобальные темы, но и задать вопрос, который волнует конкретно твою территорию, и получить ответ лично от президента. Такое общение всегда заряжает желанием работать, активнее отстаивать интересы своей территории и страны в целом», – заявила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева.
Не менее важным моментом для представителей прессы, печатной и электронной, является общение в тесном кругу по поводу своих профессиональных вопросов и проблем. О современном состоянии СМИ, как противостоять вызовам, с которыми они столкнулись в 21 веке, рассуждали участники медиафорума на форсайт-сессии «Журналистика будущего. Стратегия развития отрасли».
Еще каких-то пять лет назад дискуссии о будущем журналистики шли в контексте выживания печатных газет и журналов, возможности их существования рядом с бурно развивающимся интернет-пространством. Увы, сегодня под угрозой оказались уже не только традиционные СМИ, но и даже новые СМИ в виде интернет-изданий, да вся журналистика в целом как профессия. Сегодня термин «пишущая братия», под которым раньше понимались представители печатной прессы, распространился на блогеров, которые с каждым днем все больше теснят корреспондентов изданий.
«В ходе технологической революции наше профессиональное поле значительно меняется. Появляется все больше новых инструментов, и возможность их применения приведет к переосмыслению форм и методов нашей журналистской профессии. И мне кажется, что это приведет к совершенствованию журналистики, появлению все большего числа независимых СМИ», – высказал свое мнение председатель Союза журналистов Владимир Соловьев.
По мнению директора телекомпании «Вся Уфа», руководителя Ассоциации городских радиовещателей Алины Сулеймановой, несмотря на то, что интернет сейчас правит бал, разговоры о вытеснении блогерами и тем более какими-то там роботами, которыми, дескать, в будущем могут заменить профессиональных журналистов, некорректны. Во-первых, условия работы у них разные, во-вторых, у газет и ТВ все еще высок доверия к ним аудитории, и к тому же у них больше возможностей маневрировать.
«Мы можем дать аналитическую информацию и в эфир, и на страницы своих изданий в сети, что не делает блогер, мы можем провести журналистское расследование, к которому мы еще и привлечем экспертов. А что такое аналитика в журналистике, мы знаем: люди принимают то или иное решение на основе аналитической статьи. Это и есть наша дорога, по которой мы пойдем», – сказала Сулейманова.
О плюсах блогерства доходчиво рассказал директор по медийной экосистеме ВКонтакте Сергей Паранько. В частности, он возразил предыдущему спикеру относительно того, что блогер не может быть лидером мнения такого же уровня, как иной известный журналист, ведущий аналитическую передачу на ТВ или колонку в центральной газете, относящейся к «качественной прессе». Сегодня большинство популярных блогеров являются людьми из других, нежели журналистика, профессий, и в случае, если на эту стезю стает экономист или политолог, и даже ученый в какой-то узкой области, их выступления в интернете уже являются аналитическими статьями.
Более того, в последнее время наметилась тенденция: все чаще в блогосферу уходят профессиональные журналисты. Их в ней привлекает свобода (зачастую граничащая с безнаказанностью, что пока, увы, еще позволят закон, вернее, его фактическое отсутствие в отношении деятельности блогеров), а также при достижении определенного мастерства в этом ремесле значительный, гораздо выше, чем у работников официальных СМИ, уровень доходов. Но есть примеры и обратного: популярные блогеры, наигравшись в эту игрушку, раскаиваются и возвращаются в лоно прежних редакций.
Поэтому Сергей Паранько считает, что ставить крест на журналистике, конечно рано. «Я не говорю, что профессия журналиста умирает или ее не будет, но будущее ее – это цифровая журналистика», – подчеркнул он.
В защиту профессии журналиста, официальных СМИ выступает и государство. «550 миллионов рублей будет выделено на поддержку СМИ в этом году», – такую цифру во время форсайт-сессии озвучила заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светлана Дзюбинская.
Современное медиапространство огромно – места в нем хватит всем. Все средства массовой информации хороши, и всем следует пожелать процветания, пришли к единодушному мнению по итогам состоявшейся тематической дискуссии участники форсайт-сессии. СМИ – это фабрика контентов, где действует правило: кто успел, тот и съел. Уметь делать привлекательный контент, оборачивать «вкусное» содержание в яркую обертку, заниматься социальным программированием, грамотно использовать различные уловки (email-рассылки, конкурсы репостов и т.п.) – вот задача, стоящая в настоящий момент перед средствами массовой информации, стремящимися удержать свои бренды и читательскую аудиторию.
Фото автора