Рис является ведущей культурой орошаемого земледелия и принадлежит к числу основных. Его культивируют в 108 странах мира на площади более 145 миллионов гектаров. Он занимает второе место после пшеницы, а по урожаю значительно превосходит ее и другие зерновые, несколько уступая только кукурузе. Стоит отметить, что в России производство риса не удовлетворяет потребности населения, поэтому его приходится закупать в других странах.

Основной житницей белого зерна в РФ является Краснодарский край; его доля составляет около 80 процентов. Далее следуют Ростовская область и, как ни странно, Приморский край. На долю Калмыкии приходится лишь 1,5 процента.

В разговоре с генеральным директором ОАО «50 лет Октября» Октябрьского района, %d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d1%86%d1%8b%d0%b1%d1%83%d0%bb%d0%b8%d0%bdзанимающимся выращиванием этой культуры, Владимиром Цыбулиным выяснилось, что самая северная зона выращивания риса в Европе – именно его хозяйство, располагающееся в поселке Большой Царын. И поля – вот они, за околицей.

Заинтересовавшись столь любопытной информацией, решил проверить ее на достоверность. Оказалось, Владимир Васильевич прав; Пролетарский район Ростовской области находится несколько южнее.

Ведомый журналистским любопытством, стал копать дальше.

Выяснилось, что наикрупнейший (и северный) производитель риса в мире – США. Возделывают его в трех штатах: Миссисипи, Луизиана и Арканзас – самый северный. Так вот, он находится гораздо ближе к экватору, чем Октябрьский район. Вывод однозначен: самый северный рис в мире выращивают в Большом Царыне. Мне могут возразить: он и в Канаде есть. Да, это так, но только дикорастущий. В промышленных масштабах его не культивируют.

В советские времена в республике выращиванием этой ценной культуры занимались пять совхозов: «Калмыцкий», «Джангар», «Восход», «Большой Царын» и «50 лет Октября». В настоящее время успешно работает только последний, а «Восход» и «Калмыцкий» у него значатся в подрядчиках на арендованных землях. Другие %d1%80%d0%b8%d1%81-2хозяйства по разным причинам перепрофилировали производство. То есть, по большому счету, «октябрьцы» являются монополистом-рисоводом в нашем регионе. Правда, есть небольшое опытное хозяйство Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации «Харада», но это не в счет. Оно в основном обслуживает науку.

В свою очередь, «50 лет Октября», являясь открытым акционерным обществом, является государственным предприятием, так как 100 процентов его акций принадлежат республике. Согласитесь, в настоящее время это большая редкость, так как госсобственность в лихие девяностые и начале двухтысячных раздербанили до основания.

Сейчас здесь собственных свыше 14 тысяч гектаров орошаемых земель, а если учесть, что каждый чек (затапливаемая делянка) размером 8-10 га, то выходит, что рисовое хозяйство располагает более чем полутора тысячами участков. Понятно, что для такой рисовой системы необходима уйма воды. Она есть, поступает из Волги по каналу. Головная насосная станция подает ее к основному руслу, часть чеков затапливается, так сказать, самотеком, а потом станция второго подъема гонит воду дальше. За счет этого питьевая вода есть и в районе: заполняют водохранилище, обеззараживают, и таким образом острейшая проблема для республики здесь частично решается.

Для работников ОАО «50 лет Октября» рис – всему голова, поэтому интересуюсь у руководителя предприятия видами на урожай.

«Уже убрана основная часть, отдача с каждого гектара пока составляет 40,7 центнера, что, в общем-то, неплохо. Валовой сбор составил 11 тысяч 869 тонн. После того как рис %d1%80%d0%b8%d1%81-4скосят в валки, через некоторое время его молотят и отправляют на ток, где он хранится в буртах. Правда, долго не залеживается – покупатели тут как тут. Реализуем до 90 процентов. Основные покупатели – ростовчане, волгоградцы и астраханцы, у которых хорошо налажена переработка. Для себя же оставляем посевной материал, а также часть зерна идет на склады».

Далее из беседы выяснилось, что сейчас хозяйство продает новый урожай по 12 рублей 50 копеек. (Не путать: это рис-сырец, то есть не очищенный от шелухи). Ожидаемый доход – около ста миллионов рублей: я даже ахнул. Увы, завидовать было нечему.

Оказалось, что 2014 год был провальным, урожай жиденький, всего 25 ц/га – погода подкачала. А бешеные деньги за ГСМ, а запчасти, а плата за воду, а покупка удобрений и гербицидов, а текущие расходы?.. На этот год картина с затратами повторилась точь в точь. Одним словом, влезли в солидные долги, которые, как известно, платежом красны.

«Я буду говорить прямо, – продолжает Владимир Васильевич. – В этом году ожидаемая прибыль от реализации нашей продукции (не только риса) даст 111 миллионов рублей. После всех платежей нам останется примерно 11 миллионов».

Как пояснил председатель, рис не такая уж рентабельная культура, как это принято думать: слишком много затрат. На это у меня возник вполне резонный вопрос: на фига попу гармонь? Зачем тогда вообще заниматься рисоведением?

«Как я иногда шучу, – парировал собеседник, – иногда в фильмах про войну показывают сюжет, в котором смертника приковывают к пулемету, а сами уходят. Мол, захочешь жить – будешь отстреливаться. Вам смешно, но если мы прекратим выращивать рис, сразу пойдет засоление почвы. Пресная волжская вода стоит около
%d1%80%d0%b8%d1%81-1трех месяцев, происходит мощная влагозарядка, промывка земли. Убрать это – поднимутся грунтовые соленые воды – и всё, капут. А так у нас налажен севооборот. Рис ведь отличный предшественник яровой пшенице, ячменю. Любая засуха – а у нас хороший урожай. Вот в этом году мы получили с каждого гектара по 24 центнера пшеницы и по 25 – ячменя. Тут же под покровом ячменя сеем люцерну. Зерновые скосили – пошли кормовые культуры. По три укоса делаем. На этой, уже существующей влаге, она будет расти пару-тройку лет».

Кто-то может спросить: зачем рисоводам люцерна? Во-первых, сено из нее ценится, так что дополнительная прибыль хозяйству не помешает. Во-вторых, и это главное – животноводы соседних районов в случае бескормицы всегда знают, к кому обратиться, где всегда есть загашник грубых кормов. Пять районов покупают здесь и сено люцерны, и солому ячменя.

Стоит добавить, что в ОАО заняты 150-160 человек (в зависимости от сезона). Для своих рис продают по цене гораздо ниже магазинной, а пенсионерам в качестве бонуса ежегодно дарят по 25 килограммов. Затраты на полив садов и огородов хозяйство тоже берет на себя.

Под занавес речь зашла о сортах риса. Сейчас вроде бы набирает популярность рис длиннозерный, а его почему-то здесь игнорируют. Выяснилось, что он не приспособлен к нашим климатическим условиям. От круглозерного давно отказались, и ныне культивируют только, скажем так, несколько продолговатый – это сорта «контакт», «боярин», «южанин», которые прекрасно зарекомендовали себя в наших «северных» условиях.

«А по вкусовым качествам, – не удержался Владимир Васильевич, – наш рис бесподобен, и это не бахвальство – продегустировано знающими людьми, в частности, %d1%80%d0%b8%d1%81корейцами. У нас работает кореянка-предприниматель. Так вот, она покупает наш рис и везет в Ха-ба-ровск! Для продажи тем же корейцам и китайцам. Уж кто-кто, а в рисе они разбираются!»

А далее Владимир Цыбулин попросил упомянуть в статье их передовиков, настоящих работяг; болеющих за общее дело, преданных профессии. А почему бы и нет?

«Бригадир Эрдня Борлыков заслуживает самых добрых слов, человек, болеющий за дело, – начал председатель. – Под стать ему механизаторы Павел Акимов, Вячеслав Логиновский, Александр Ченкураев… Да много таких, всех не перечислить».

На этом, пожав друг другу руки, мы и расстались, а я подумал: молодец мужик. Начинал с низов, был механизатором. Получил высшее образование, работал инженером. В непростое время, в двухтысячном году, возглавил открытое  акционерное общество. Помог хозяйству не кануть в Лету, тянул лямку изо всех сил. Выжили, выстояли, несмотря на немалые трудности. На таких людях и земля держится.

 

Фото автора и из Интернета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *