Без малого двенадцать лет назад, 23 ноября 2004 года, на рассмотрение Госдумы был предложен законопроект, предполагающий внесение поправок в Трудовой кодекс РФ, в частности, отмену празднования 7 ноября – годовщины октябрьского переворота, и введение нового праздника 4 ноября – Дня народного единства. Авторы его – единороссы Валерий Богомолов, Олег Еремеев и примкнувший к ним либеральный демократ Владимир Жириновский. Через месяц проект на ура был принят в третьем чтении и стал законом.
В Советском Союзе, а в России – тем более, праздники, насаждаемые сверху, всегда воспринимались с протестным настроением, и люди привыкали к ним довольно апатично. Однако потом, почти по поговорке «стерпится – слюбится», адаптировались к ним и радостно (1 мая и 7 ноября) маршировали в тесных колоннах, демонстрируя единство и сплоченность с «родной» Коммунистической партией.
Лично для меня День народного единства не несет в себе идеологической составляющей, так как по большому счету он приурочен к празднику Пресвятой Богородицы, чьим воплощением и стала икона Казанская. Это раз.
А два – это то, что иконе поклоняются ТОЛЬКО христиане, причем православные. Отсюда следует, что для подавляющего большинства буддистов, иудеев, мусульман, католиков и тем более атеистов она чуждый предмет культа.
И три – в этот день отсутствует праздничное настроение; душа не поет, и выпить не хочется.
На эту тему рассуждать можно долго и даже до хрипоты, иметь иную точку зрения, однако послушаем мнение компетентного человека – Уташа Очирова, ведущего научного сотрудника Калмыцкого научного центра РАН, доктора исторических наук.
– Уташ Борисович, так где же кроется истина?
– Скажу откровенно: эта дата не совсем соответствует своему названию. Изначально ведь все опиралось исключительно на религиозную основу – празднование в честь Казанской иконы Божьей матери, установленного, кстати, 22 октября 1649 года по старому стилю. Икона эта почиталась особо, поскольку в 1612 году она, переданная во Второе ополчение Пожарского и Минина, воодушевляла русские рати в Москве, отражавшие атаки польских войск и блокировавшие их гарнизон в Кремле и Китай-городе, в том числе и 22 октября при взятии последнего. В таком варианте праздник просуществовал в Российской империи до октябрьского переворота 1917 года.
С тех пор икона Казанской Божьей матери стала, пожалуй, самой почитаемой в России. Ей приписывают различные чудотворные свойства, вплоть до того, что она спасла Москву от фашистских захватчиков: общеизвестен факт, что по приказу то ли Сталина, то ли Берии, то ли Жукова был трижды совершен облет города на самолете с иконой на борту. И в итоге немцев в битве под Москвой разгромили.
Да, вы правы, говоря о том, что это, скорее всего, православный праздник. А, скажем, атеисты, сектанты, иеговисты, адвентисты, я уж не говорю о десятках миллионов людей иных вероисповеданий, – они ведь тоже граждане нашей страны и должны в этот день прочувствовать единство между собой. Вот вы лично замечаете за собой каждое четвертое ноября возникновение подобных настроений?
– Так что, этот праздник, грубо говоря, за уши притянут?
– Может, это и резко сказано, но, по сути, верно. Во-первых, дата 4 ноября григорианского календаря соответствует 22 октября юлианского календаря только в ХХ и XXI веках. По правилам хронологии для XVII века, когда произошло это памятное событие, и был учрежден праздник повелением царя Алексея Михайловича Тишайшего, правильной датой григорианского календаря является 1 ноября.
Во-вторых, со взятием Китай-города польский гарнизон не был полностью изгнан из Москвы, враги удерживали в своих руках Кремль. Для его штурма пришлось вести интенсивную и весьма серьезную подготовку, так как с фортификационной точки зрения каменный Кремль был «крепким орешком»: с одной стороны – Москва-река, которую форсировать в ноябре практически невозможно, так как ледостав еще не наступил, с другой – глубокий ров и Неглинка. Но у поляков к тому времени положение было практически безнадежное: закончилось продовольствие, доходило даже до каннибализма. И они 26 октября (5 ноября по новому стилю) были вынуждены подписать капитуляцию; в обмен на сохранение жизни обещали сдать Кремль в целости и сохранности, причем с вооружением, в частности, с пушками. На следующий день (6 ноября по новому стилю) польский гарнизон сдался, а русские рати через Лобное место (Красную площадь) торжественной процессией вошли в Кремль.
– Значит, «единение» действительно связано с реальной победой, а разница в несколько дней несущественна?
– Смотря с какой точки зрения рассматривать. В целом-то русско-польская война 1609-1618 годов оказалась неудачной. Можем ли мы ей гордиться? Нам пришлось уступить иноземцам очень большие территории, в том числе ключевой город Смоленск, являвшийся географическим замком в проходе между Днепром и Западной Двиной, ведущим напрямую на Москву. Эта была стратегическая утрата. Вернуть город удалось лишь после Переяславской рады, на которой принародно было принято решение об объединении части Украины с Русским царством, закрепленное присягой на верность царю.
С другой стороны, торжественную процессию 6 ноября 1612 года, символизирующую окончательное освобождение Москвы от оккупантов, можно назвать завершением лишь одной наиболее удачной операции наших войск в той войне.
– И что же?
– Не отрицая того, что с польскими интервентами сражались многие народы Российского государства – и русские, и татары, и чуваши, и мордва, я уж не говорю о казаках, хочу обратить внимание на то, что есть целый ряд других более успешных войн, в которых россияне проявили единство и сплоченность. Например, Северная война (1700-1721 гг.) со шведскими завоевателями, в которой наряду с другими народами принимали участие и калмыки. В результате славной победы Россия смогла, по словам Петра Великого, «прорубить окно в Европу». Закончилась она лишь после того, как наши войска начали десантироваться на шведские берега и угрожать Стокгольму. Скандинавы были вынуждены пойти на мир и отдать победителям значительные территории: нынешнюю Эстонию, большую часть Латвии, Карелии, Ингерманландию, на которой сейчас располагаются Санкт-Петербург, Выборг, Кронштадт и ряд других городов. Россия получила прямой выход в Балтийское море и возможность напрямую торговать с северными соседями, минуя посредников, что позволило значительно пополнить казну страны.
– Вы хотите подвести меня к тому, что день подписания Ништадтского мирного договора, 30 августа (10 сентября по новому стилю), более достоин именоваться Днем народного единства?
– Можно и 9 сентября (20 сентября), когда он был ратифицирован. 10 сентября (21 сентября) 1721 года по этому поводу в Москве были устроены пышные торжества. Победа в Северной войне выдвинула Россию в число крупнейших европейских государств.
– Тогда, мне кажется, война с Наполеоном вообще сплотила людей как никогда.
– Да, это так. В Отечественной войне 1812 года нам противостояла практически вся Европа. В составе великой армии Наполеона, не считая гвардии, было двенадцать армейских корпусов, среди которых пять немецких: прусский, австрийский, баварский, саксонский, вестфальский, плюс отдельные дивизии (бергская и баденская, вюртембергская и др.). Кроме того, польский корпус, итальянские дивизии, голландские, швейцарские, португальские полки, испанцы, хорваты, словенцы…
– Нашествие двунадесяти языков?
– И даже больше. Тогда для отпора захватчикам Россия сумела объединить практически все народы, проживавшие в ту пору на ее территории. Башкиры, крымские татары, калмыки, тептяри, мещеряки, украинские казаки… Это только те, которые послали свои полки. А по большому счету, на защиту Отечества поднялась вся страна. И выстояли, и победили, и дошли до столицы Франции, и вошли в нее. И день капитуляции Парижа (приведшей к отречению Наполеона) и триумфального марша российских войск – 19 марта (31 марта по новому стилю) 1814 года – это тоже великий праздник, великая дата, объединившая все наши народы. Он тоже мог бы стать символом Дня народного единства для всех конфессий, для всех категорий населения.
– Что уж тогда говорить про Великую Отечественную войну? Ведь это страница скорби и гордости в летописи жизни всего советского народа, всех без исключения наций, всех без исключения конфессий, атеистов, старообрядцев, баптистов, а также свидетелей Иеговы и даже сомнительных адвентистов седьмого дня.
– День Победы, на мой взгляд, ближе всего отвечает понятию «День народного единства». Это реальный праздник для всех народов России (а также ряда стран СНГ) без различия по возрасту, полу, по политическим, религиозным и прочим убеждениям. Ведь в той войне наши предки плечом к плечу, в тяжелейшей борьбе, ценой десятков миллионов человеческих жизней не просто одержали победу над силами почти всей Европы, а отстояли само право на существование нашей страны и населяющих ее народов, которым фашисты уготовили страшную и позорную участь. Они отстояли наше будущее. Этот день действительно является праздником для всех жителей нашей страны.
Так что ответ на вопрос, какой именно день может сплотить, сцементировать всю страну и лучше всего отвечает требованиям Дня народного единства, думаю, лежит на поверхности, – подытожил разговор Уташ Очиров.
…Я же, в свою очередь, думаю, что буду недалек от истины, если предположу: 4 ноября искусственно «сделали» праздником взамен 7 ноября – Дня Великой Октябрьской социалистической революции. Ведь не отдавать же было на откуп Геннадию Зюганову и всем коммунистам «святую святых» для советского человека дату, тем более что партий расплодилось как бездомных кошек. А ведь сколько беспартийных проживает на одной девятой части суши и даже не сочувствующих! Для властей срочно потребовался объединяющий все слои населения праздник, желательно максимально приближенный к привычной, установившейся дате. Сдается, что в спорах победила не истина, а агрессивное мнение Владимира Жириновского, окропленное думским большинством. Так православный праздник единым росчерком пера велено было считать общенародным, что, в общем-то, нонсенс.
В заключение разговора я спросил: «Уташ Борисович, будь ваша воля, вы бы какую дату определили Днем народного единства?»
«Естественно, девятое мая», – последовал ответ.
«А как же День Победы?»
«Девятое мая – это День Великой Победы и День настоящего народного единства!»
Тут, конечно, не поспоришь, но пока государственный праздник утвержден на высшем уровне именно на 4 ноября, то так тому и бывать…
Фото Евгения Хорошева