День советской милиции, День российской милиции, День российской полиции и с 2011 года – День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Будем надеяться, что переименований больше не будет. Этот праздник, тех, кто отвечает за покой и безопасность граждан страны, именно сегодня, 10 ноября. А накануне журналист Владимир Бессарабов «совершенно случайно» заглянул в участковый пункт полиции № 1 управления МВД России по городу Элисте, что расположился по улице им. Клыкова, 4, в бывшем помещении «паспортного стола», где опять-таки «совершенно случайно» встретился с участковым уполномоченным полиции административного участка № 2 столицы Калмыкии, старшим лейтенантом полиции Арманом Сабировым, который, по мнению начальства, зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны.
С первых минут разговора стало ясно, что в полиции он – человек не случайный, хотя работает на этой должности всего один год. У него глаза горели, когда он рассказывал о своей службе. Постоянно делал упор на то, что подолгу общается с сотнями людей, а это очень интересно, иной раз приходится даже творчески подходить к общению. Я возразил: мол, мне, как журналисту, тоже приходится иметь дело с сотнями людей, так у меня же и контингент совсем другой. Тут Арман вступился за своих «подопечных».
– Почему вы считаете, что участковые контактируют только с криминальным элементом, алкашами, дебоширами и так далее? Ничего подобного. На моем участке проживают 3360 человек и подавляющее большинство из них добропорядочные граждане. А я и поставлен сюда как раз для того, чтобы обеспечить им спокойную жизнь. У меня всего шестеро условно осужденных, с которыми стараюсь видеться чаще. Для чего? Для профилактики, чтобы опять не «загремели». Вроде бы все понимают, никому же ведь неохота идти в места не столь отдаленные.
Участок у Армана Сабирова большой – по существу жилмассив центральной части
города, включающий в себя улицы Сельгикова, Братьев Алехиных, Горького, часть Пушкина, центральный рынок и, собственно, прилегающую к нему территорию. Место специфическое, считает мой собеседник, потому что сюда стекаются почти все горожане, здесь большая проходимость. Тут сосредоточено множество магазинов, торговых палаток, киосков; в центре располагаются службы быта и так далее. И все это – его вотчина.
Год работы участковым – срок мизерный. За это время физически невозможно обойти все дома и квартиры, но Арман нацелен на это; он считает, что каждый должен знать своего участкового в лицо. Во время профилактических обходов он (как и все его коллеги) вручает свою визитку с указанием ФИО, адреса и телефона, чтобы человек мог обратиться за помощью в любое время.
Вообще-то до вчерашнего дня я и не подозревал, сколько груза ответственности возложено на плечах этих людей, я бы даже сказал, самоотверженных людей. Широта и разносторонность обязанностей и полномочий статуса участкового уполномоченного, его близость к населению дают основание утверждать, что он, являясь представителем полиции, олицетворяет ее на данном административном участке. Вот смотрите, это лишь краткий перечень их сферы деятельности.
Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; производство по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, в пределах своей компетенции участковый уполномоченный при несении службы участвует в обеспечении правопорядка в общественных местах; розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также пропавших без вести; идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту не могут сообщить сведения о себе, и даже в идентификации неопознанных трупов.
Участковые обязаны участвовать в розыске несовершеннолетних, контролировать соблюдение законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; обеспечении безопасности дорожного движения на своем участке.
– Во, даже функции ГИБДД переложили на вас! – не удержался я.
– Ну, зачем вы так? – прервал меня Арман Маратович.
Вообще он парень молодой, всего 28 лет, и как-то было не по себе величать его по имени-отчеству. Однако пришлось из-за статуса. Даже алкаши, которых мы потом встретили на Арбате, разговаривали с ним плохо скрываемым и пиететом.
Ладно, вернемся к ГИБДД.
– Представьте себе, на большой скорости, намного превышающей разрешенную, по городским улицам мчится автомобиль. Мне что, по-вашему, промолчать? Или сообщить, куда следует. Естественно, я тут же позвоню, попрошу пресечь нарушение, чтобы лихач не наделал бед.
– А выявление и раскрытие преступлений? Это же работа оперов, – подначиваю его.
– Ну, не только оперативных работников и следователей. Они же, как и участковые, – работники полиции, делаем мы общее дело. Чтобы в городе все было спокойно, чтобы происшествий было поменьше…
– Так что, и воришек приходилось ловить?
– А то! Был случай, когда два парня ограбили магазин. Средь бела дня. Кое-что из одежды похитили на глазах у людей и скрылись с места преступления. Я, как водится, опросил свидетелей, составили словесный портрет, передал ориентировку. А потом пошел по их следу. Ну, не по тому, который отпечатывается на земле, просто совершил своеобразный рейд по магазинам с аналогичными товарами. Выяснилось, что они идут определенным маршрутом, так как их видели в четырех-пяти торговых точках. Так и вышел на них. Представился, попросил задержаться, вызвал подмогу.
– Табельное оружие применяли?
– Зачем, они, видимо, и так сильно перепугались.
– А вообще, люди боятся участкового?
– Нет, конечно. Разве что когда приходишь по вызову, где пьяный дебоширит по полной программе. Куда и пыл его девается! Понимает, что в случае чего, запросто может отхватить суток пятнадцать. Или просто привезем к себе в участок, пусть посидит, подумает.
– На вашей территории много подобных, асоциальных семей?
– Во-первых, семьи все нормальные, ничего противоправного в них не происходит. И даже посылов к этому нет. Иногда, конечно, бывают незначительные конфликты, но их быстро гасим.
Бывают, конечно, и кражи, но их совершают посторонние лица, и они происходят не часто. Вот однажды неизвестный проник в домовладение, нежилой домик, можно сказать, сарайчик, стоящий во дворе, и выкрал продукты питания, в частности, макароны в большом количестве.
– Это как «в большом количестве». Несколько мешков, что ли?
– Можно сказать и так. В ходе оперативных мероприятий было установлено, что кражу совершил ранее судимый мужчина. Он был задержан, похищенное изъято.
– Небось, сидел и макароны лопал…
– Нет, все было гораздо прозаичнее.
Кто-то подумает, что участковый только и знает, что колесить по городу на своих двоих (да-да, не на автомобиле), тот сильно заблуждается. Утром, причем, каждый день, – служебное совещание. Если за ночь что-то случилось, где необходимо вмешательство участковых (а их здесь, в административной зоне № 1, семеро, включая и старшего), тут же берется на заметку. Через некоторое время начинается рутина, писанина, изучение ориентировок (как же без этого?) прерываемая посещениями, скажем так, жалобщиков. Регистрация, прием заявлений, рассмотрение их, профилактические беседы и так далее. «Размеренный» ритм работы может прервать срочный выезд на место ЧП – случается и такое.
Я изо-всех сил старался понять Армана, его логику. Тут своих проблем по горло, а здесь, пожалуйста, вникай в чужие. Ладно бы раз, два, а то постоянно, каждый день. Но нет, ему это нравится, он ощущает себя в своей тарелке. И даже писать характеристики по месту требования ему не в тягость.
– А вот здесь поподробней, – попросил я. – Вроде бы советские времена прошли, и при приеме на работу эта бумага не требуется.
Оказалось, еще как требуется! Абитуриенту при подаче документов в «силовое» учебное заведение, при поступлении на воинскую службу по контракту, при покупке оружия и так далее. Чтобы не брать факты с потолка, приходится расспрашивать семью, соседей, друзей, узнавать, как человек зарекомендовал себя на работе, как ведет в быту. То есть представить объективную картину и изложить ее в письменной форме.
– В наши обязанности входит также проверка патрульно-постовой службы, которая несет ответственность за соблюдение порядка в административной зоне. А если совершается преступление на моем участке, я прилагаю все силы, чтобы поскорее раскрыть его. Найти подозреваемого, задержать и передать его по инстанции.
– Интересно, как вы умудряетесь это делать? – во мне проснулся детектив.
– Ничего не могу сказать, это служебная тайна, – пресек в зародыше мои порывы Арман. – Есть у нас свой комплекс мероприятий, которые мы проводим. Иногда помогают дружинники.
– Это те, как в СССР, с красной повязкой на рукаве?
– Нет, просто добровольные наши помощники; задействуем их в основном во время массовых мероприятий, праздников.
– А вы не в курсе, какие льготы имеет дружинник? Отпуск дополнительный, премиальные или что-то там еще?
– Да нет…
– Тогда можете порадовать их, сообщив, что им, как и внештатным сотрудникам полиции, по месту работы в обязательном порядке должен предоставляться ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. Может выплачиваться денежное вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
Мы уже, было, собрались с Арманом совершить небольшой променад по его участку, как к нам тоже как бы «совершенно случайно» подошел майор. Представился: «Старший участковый полиции Ходжгоров Савр Николаевич». То есть непосредственный начальник моего визави. Сразу беру быка за рога:
– Что вы можете сказать в отношении вашего подчиненного?
– Арман – один из качественных, добросовестных сотрудников. У него все нормально с исполнительской, служебной дисциплиной. Отлично зарекомендовал себя в оперативно-служебной деятельности. Вежлив, тактичен, корректен.
– Вопрос не в тему: участковым транспорт не полагается, – меняю направление разговора, – все пешочком?
– Почему все? У нас есть служебный автомобиль, и при необходимости любой участковый нашей административной зоны может воспользоваться им. Например, поступил вызов, или нужно задержать человека, находящегося в розыске, помочь дежурному наряду, которому оказывают неповиновение. Да мало ли что может случиться на работе!? Следует учесть, что в нашей зоне проживают граждане под административным надзором, их четверо. Кроме того, более полусотни условно осужденных. Есть, конечно (а куда от этого деться?) злоупотребляющие алкоголем, есть наркоманы, семейные дебоширы, с кем участковые контактируют постоянно. Хотя профилактика в нашем деле – основа основ.
Ведь индивидуальная работа с гражданами, состоящими на учете, включает в себя проведение с ними профилактических бесед; наблюдение за их поведением, образом жизни, кругом общения; опросы родственников, соседей, их друзей и так далее…
На этом мы и закончили. Я поздравил Савра Николаевича с наступающим профессиональным праздником, и мы не спеша пошли с Арманом по ночной Элисте. Естественно, продолжали разговор. Оказалось, что сам он яшкульский. Мама – калмычка, отец – казах (вот отсюда несколько необычные для калмыков имя, отчество, фамилия). Закончил экономический факультет Калмгосуниверситета, а потом – гумакадемию, юрфак. Пятый год как женат на прекрасной девушке Айсе, которая на четыре года младше его. Дочке Аселе в этом
месяце исполнится три годика. То есть крепкая нормальная семья. Тем более, по словам Армана, к его работе Айса относится с полным пониманием и старается обеспечить надежный тыл.
– Она знает, что я выбрал такую профессию – работать на благо людей, как бы это ни высокопарно звучало, поэтому и поддерживает меня. Всегда и во всем.
Фото автора
Коллектив редакции газеты «Степные вести» поздравляет всех работников МВД России по Калмыкии, благодарит их за нелегкий труд, желает крепкого здоровья, семейного благополучия и новых успехов в служении Отечеству!