Меня всегда удивляли и восхищали инвалиды, или, как нынче принято говорить, «люди с ограниченными физическими возможностями». Удивляли стойкостью
характера, силой духа, целеустремленностью; восхищали оптимизмом, граничащим с пофигизмом, умением обходиться малым, способностью радоваться жизненным мелочам. Конечно, такими качествами обладают далеко не все, однако, думаю, большинство. Один из них – элистинец Аранзал Болдырев. Ему через месяц исполнится 37 лет, и все эти годы, то есть с младенчества, он не может ходить, прикован жизненными кандалами к инвалидной коляске.
– Аранзал, так как живется инвалиду на Руси? – спрашиваю его.
– Я бы сказал так: не хорошо, но и не плохо. Средне. Жаловаться грех. На еду, на основное хватает. Хотя, чего скрывать, хотелось бы получше. Пенсия маленькая. Сколько? Если бы получал с добавкой «по уходу», то выходило бы 11,5-12 тысяч рублей. Но поскольку я работаю…
– Ты еще и работаешь?
– Да, в перинатальном центре. Бухгалтером, на полставки. А работающему доплата не полагается.
Увы, наше государство своего не упустит, подумал я. Каких-то жалких полторы тысячи отнять у инвалида… Ведь он же работает! Значит, уход не нужен, пусть сам себя обслуживает: готовит, моет посуду, стирает, гладит, убирается по дому и так далее. А то, что он «колясочник» – ну и что? Обойдется! Наверное, так или примерно так рассуждают в Госдуме, в правительстве РФ. В данном случае, логику здоровых людей понять несложно: с миру по нитке – голому петля. Иными словами, с каждого инвалида по тысяче – солидная прибавка в бюджете.
– Если не шиковать, если не гулять на широкую ногу – жить можно, – продолжает Аранзал.
Закоренелый оптимист, подумал я, что, впрочем, и подтвердилось из дальнейшего разговора.
– Ты говоришь, работаешь бухгалтером. А что заканчивал?
– Сначала элистинскую среднюю школу № 12, потом наш родной Калмыцкий госуниверситет, экономический факультет, специальность «бухучет».
– Как добирался в школу?
– Я на дому обучался. А университет заочно окончил.
– Смотрю, у тебя много каких-то дипломов, медалей. Это за что?
– Вот это – по настольному теннису, это – в беге на колясках. Еще один за настольный теннис, дартс, слалом на колясках.
И у нас, в республике, участвую в разных соревнованиях, и в Москву ездил, в Сочи… Вообще, мы много разъезжаем на различные фестивали и соревнования.
Республиканское правительство и элистинская мэрия нашли спонсоров, и те оплатили поездку в Сочи, на Паралимпийские игры двух групп болельщиков из Калмыкии, в общей сложности, около ста человек. В числе одной из них и я оказался.
– Аранзал, у тебя обычная инвалидная коляска, или какая-то особенная?
– Коляски для инвалидов бывают обычного типа, больничные и активные. У меня – активная, я заказывал себе именно такую, так как веду активный образ жизни, много передвигаюсь, занимаюсь спортом. Она не такая громоздкая, ею легче управлять.
– Такие коляски республика выдает?
– Ну, в общем, да. В рамках федеральной программы. Только надо какое-то время ждать, пока заявка выполнится.
– А как ты на работу добираешься?
– Или друзья помогают, или на такси.
– Работаешь каждый день?
– Да, у меня пятидневка. Занят до обеда. Но скоро я никого не буду напрягать с транспортом: взял кредит, купил машину с ручным управлением – не новую, конечно, б\у, скоро закончу обучение, сдам на права и буду ездить сам.
– Кредит кому выплачивать?
– Конечно, мне самому. Из пенсии, плюс зарплата.
– А что у тебя с жильем, Аранзал?
– Я жил в пятом микрорайоне, наш дом признали аварийным, и мне за квартиру выдали компенсацию. Тут же нашелся частный застройщик, который предложил построить дом. Мы добавили к компенсации в полтора миллиона рублей свои деньги, и дом был возведен. Теперь с мамой-пенсионеркой здесь и живем.
– Можешь назвать свои главные проблемы? Или у тебя их нет?
– Ну, наверное, основная проблема – это отсутствие нормального въезда в Сити-2, где я сейчас живу, и, соответственно, выезда отсюда. Уж не знаю, кто здесь схитрил, сэкономил – может быть, застройщик, но сюда таксисты вообще отказываются ездить, в распутицу машины буксуют постоянно.
Могу подтвердить: таксист отказался подъехать к дому, и нам пришлось месить грязь. Начищать с утра сапоги, оказалось, было лишним делом. Потом на обратном пути в маршрутке на меня даже косились некоторые пассажиры. Было неловко.
– И ты тоже буксуешь?
– Ну, да, куда денешься.
– А кто вытолкать машину помогает?
– Друзья.
– Их много у тебя?
– Я человек коммуникабельный, постоянно в соцсетях общаюсь со многими людьми, обзавожусь новыми знакомствами.
– Ты наверняка общаешься с инвалидами из других регионов. Скажи, как им живется? Лучше, чем в нашей в республике, или хуже?
– Везде по-разному. В богатых регионах – скажем, Москве, Питере – там, понятно, покомфортнее инвалиды себя чувствуют. Есть места, где и похуже наших живут.
– Так, мы немного отвлеклись от насущных проблем. Первую ты назвал – это подъездные пути в твоем микрорайоне. Еще есть?
– Ну, честно говоря, хотелось бы пенсию побольше. Сейчас она у меня около десяти тысяч рублей. Была бы больше тысячи на полторы-две, если бы кто-то ухаживал за мной. Кстати, раньше племянник был устроен по этой форме, но потом я начал работать, и мне сказали, что, значит, «по уходу» деньги больше не положены. Что ж, тут не поспоришь…
– Скажи, а каково это – всю жизнь в инвалидной коляске?
– Да, знаете, привык уже, можно сказать, не замечаю этого. Как и все мои знакомые.
– Еще хотелось бы сказать о транспортном налоге для инвалидов, – вступил в разговор председатель Калмыцкой республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Валерий Решетников. – Вот у Аранзала машина в 52 лошадиные силы. А от налога инвалиды освобождены, если мотор до 50 «лошадей» – такое решение принимал в свое время наш Хурал (парламент республики). Но таких автомобилей сейчас вообще не выпускают, разве только инвалидные коляски с электроприводом. Я обращался в прошлом году к нашему председателю правительства Игорю Зотову с просьбой, чтобы с инвалидов не брали налог с автомобилей до 100 лошадиных сил. Но, увы, ответ пришел отрицательный.
– Валерий Анатольевич, давно хотел уточнить, но как-то не было возможности – как правильно: «инвалиды» или «люди с ограниченными возможностями»?
– «Инвалид» – это уже устаревший термин, можно сказать, сугубо медицинский. Да, возможности у таких людей ограничены, но ведь они вполне могут выполнять какую-то работу
– Сколько у нас в республике людей с ограниченными физическими возможностями?
– Около 23-24 тысяч человек. Из них примерно полторы тысячи – лежачие и 700-800 «колясочников».
– В чем вам видится их главная проблема в республике?
– Прежде всего, это транспорт. В нашей инфраструктуре вообще нет общественного транспорта со специальными выдвижными пандусами. Ну, ладно, нет таких автобусов, но ведь можно организовать для таких людей социальное такси, скажем, на базе той же «ГАЗели» – их специально переделывают с учетом потребностей людей этой категории…
Аранзал Болдырев:
– А вот, например, в Крыму, в городе Саки, где мне довелось побывать в санатории по программе ФСС, – там весь город полностью приспособлен для «колясочников». Везде пандусы, в обязательном порядке. В этом убедились все, кто приезжал на фестиваль физкультуры и спорта для инвалидов. Кстати, я там завоевал второе место в беге на колясках. А были команды из более чем шестидесяти регионов.
– Следующая проблема людей с ограниченными физическими возможностями – это доступная безбарьерная среда, – продолжил Валерий Анатольевич. – Что подразумевается под этим? Возможность посещения любых учреждений – здесь я опять про пандусы и поручни, которые встретишь далеко не везде. В общественных туалетах тоже их нет, хотя мэрия когда-то обещала сделать хотя бы один, в парке «Дружба». Кстати, неправильно думать, что доступная безбарьерная среда – только для инвалидов; это заметно упрощает жизнь и обычным пенсионерам, пожилым людям. Хотелось бы, чтобы нынешние застройщики многоквартирных домов помнили об этом.
А что, верно человек рассуждает. Может быть, действительно стоит при возведении жилого дома в обязательном порядке оборудовать его пандусом с поручнями (по стандарту!) с заездом не только непосредственно в подъезд, но и на первый этаж. В противном случае, не выдавать разрешение на строительство.
Еще проблема, – загибает пальцы Валерий Решетников, – земельные участки инвалидам выделяют в таких местах, где еще практически нет никакой инфраструктуры: не подведены газ, вода, электричество, нет подъездных путей. Между тем, наш регион, как известно, стал участником федеральной программы, которая так и называется – «Доступная безбарьерная среда». В ней предусмотрено и финансирование на федеральном уровне, но, насколько я знаю, никаких денег нам не выделят, пока в республике не решится вопрос с общественным транспортом, приспособленным для людей с ограниченными возможностями. Переоборудовать обычные автобусы предусматривается на основе софинансирования – часть средств должна вложить Калмыкия, часть – федералы.
А дальше была озвучена, на мой взгляд, дельная мысль. Переоборудовать все городские маршрутки – никаких денег не хватит. А вот штуки две-три – это вполне по карману, то есть «по бюджету». Составить график движения со строго заданными маршрутам и временем. Сегодня, например, №№ 2 и 5, завтра – 12 и 26, послезавтра – 6 и 7 и так далее. И тогда люди с ограниченными физическими возможностями могли бы заранее планировать, куда и в какой день можно поехать по делам, на рынок, просто «в город». Рано или поздно этот вопрос все равно придется решать.
…Пока мы разговаривали, на кухне хлопотала мама Аранзала Галина Болдырева.
– Галина Александровна, тяжело жить с сыном-«колясочником»?
– Нет, что вы! Я, как и любая другая мать, боролась за него с самого рождения. К сожалению, муж мой, Андрей Александрович, умер – в декабре год будет. А так и он тоже, чем мог, помогал. Когда дети повзрослели, стало куда проще.
– Вы довольны, что переехали сюда, в этот дом, «на землю»?
– В общем, да. Вот только подъездной дороги нет, это сильно усложняет нашу жизнь. Особенно Баатру.
– ???
– Ну, сыну моему. Это он по документам Аранзал, а я его Баатром зову. Мне когда-то лама сказал, что зря его нарекли так. Конь Аранзал из нашего эпоса «Джангар», наверное, обиделся, и наступил на моего сына. Отсюда – и инвалидность. Он прекрасный сын, прекрасный человек. Казалось бы, мне надо его поддерживать, а на деле выходит наоборот – это он мне всегда подставит плечо, всегда успокоит, всегда утешит.
Судя по всему, Аранзал (Баатр) Болдырев успешный, если так можно выразиться, человек с ограниченными физическими возможностями. А сколько их хромых, безногих, слепых! К сожалению, есть и предоставленные сами себе. К примеру, у одного инвалида, проживающего в деревне, в доме печное отопление, и дров, как всегда, катастрофически не хватает. Для сведения, живет он в Бургусте. За другим жена отказывается присматривать, так как он четыре года передвигается только в коляске, и ничего хорошего будущее ему не сулит. Дело дошло до того, что человек засобирался в «стардом». Впрочем, у каждого свои проблемы, и их, поверьте, гораздо больше, чем у любого здорового человека.
Хотелось бы, чтобы республиканские, городские, районные, поселковые власти чуточку больше уделяли внимания людям, которые не похожи на нас. Но они такие же, как и мы. К сожалению, ушло в прошлое так называемое «тимуровское движение». Это когда школьники помогали старикам, больным и инвалидам. Почему бы его не возродить? И дети учились бы сострадать, и людям помогали бы.
Кстати, 3 декабря – Международный день инвалидов. Провозглашение его направлено на привлечение внимания к проблемам таких людей, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия людей с ограниченными физическими возможностями в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
Фото автора и из личного архива