Способный ребенок, толковый парень, подает надежды, на своем месте, авторитетный и уважаемый руководитель, с него надо брать пример, настоящий патриот своей земли и т.п. – именно такие характеристики сопровождают Бадму Катиновича Салаева на протяжении всей его жизни. Когда он учился, работал, занимался общественной, просветительской деятельностью, решал сначала личные, позже – профессиональные, а сейчас – государственные задачи. 

Лучшее – от родителей, сила – от родной земли

            И в этой цепочке характеристик присутствует некая закономерность, задаваемая его характером, воспитанием, принципами, отношением к людям, к своему делу. Зная Бадму Катиновича и работая много лет, как модно ныне говорить, в его команде, могу уверенно сказать, что карьера сама идет к нему, а не он стремится к ней. Все случалось как бы само собой, без «напряга» (на взгляд со стороны), благодаря свойствам ума и счастливой звезде этого человека. За какое бы дело ни брался, оно рано или поздно приводило его к профессиональным успехам и общественному признанию.

Секретарь комитета комсомола – заведующий отделом по делам молодежи – главный специалист секретариата первого заместителя Председателя правительства Калмыкии – заместитель министра образования – министр-вице-премьер  – депутат Народного Хурала (Парламента) РК – согласитесь, впечатляющие ступени роста. Сегодня онректор федерального, опорного регионального вуза, который с каждым годом укрепляет авторитет и имидж в образовательном пространстве России как международный центр образования и науки.

            «Карьеры, пробитые собственной головою, всегда прочнее и шире карьер, проложенных поклонениями или заступничеством важного дядюшки». Эти слова Д. Писарева точно характеризуют деятеля образования и науки, чиновника и депутата Салаева. Есть голова на плечах, но не было, как принято говорить, «мохнатой руки». Был долг перед родителями, которые воспитали шестерых детей, дали образование и служили примером во всем: в трудолюбии, честности, ответственности, скромности.

Сельский парень, выросший в совхозе «Хомутниковский» Ики-Бурульского района, звезд с неба не хватал. К тому же пришлось достаточно рано повзрослеть: молодыми ушли родители. Отличник – ученик, активист – студент всегда был на виду, неудивительно поэтому, что он начал трудовую деятельность с серьезной работы с молодежью города, на которую он пришел по окончании учебы в КалмГУ и имея опыт комсомольской работы со студентами. Именно в те годы с участием Бадмы Салаева были приняты специальные столичные программы «Молодежь – наше будущее», подпрограмма «Одаренные дети», в Элисте созданы школа «Познай себя» и клуб «Литературная гостиная». 

ЕГЭ, национальные проекты и министерские заботы

            Приход Бадмы Салаева в Министерство образования, культуры и науки Калмыкии в 1999 году совпал, без преувеличения, с самым сложным периодом в российском образовании. В 2000 году была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В последующие годы начинается широкомасштабный эксперимент по введению ЕГЭ, в школах России вводится профильное и предпрофильное обучение, и, наконец, начинается реализация приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Я назвала только самые масштабные, почти революционные с точки зрения охвата и новизны, мероприятия нулевыхгодов по переходу сферы образования страны на инновационный уровень дальнейшего развития. А еще были непросто давшийся отрасли переход на новую систему оплаты труда педагогов, новые стандарты образования и т. д.

            Придя в Минобразования в качестве заместителя министра, Бадма Катинович усилил его деятельность по таким важным направлениям, как воспитательная работа, начальное профессиональное и среднее специальное образование, национальная система образования, деятельность детских домов и школ-интернатов.

            В январе 2003 года Указом Президента РК Салаев был утвержден в должности министра. Как умелый управленец он разностороннюю и многоплановую работу министерства выстраивает на принципах взаимоуважения и сотрудничества. Говорю это как человек, трудившийся под его началом и испытывавший это на себе. Приоритетным становится налаживание деловых контактовс ведомствами и общественными организациями всех категорий, руководителями государственных и муниципальных органов власти.

У Бенджамина Франклина есть замечательные слова: «Среди тех, кто занимается общественными делами, лишь немногие думают только о благе своей страны, что бы они при этом ни говорили…». Салаев из числа этих немногих. Занимаясь проблемами молодежи, он думал о ее будущем, о судьбах конкретных ребят, их родителях. Занимаясь проблемами образования,  постоянно заботился об учителях, детях, родителях. И опять же в этом контексте думал о будущем родной Калмыкии.

Как министр он на первый план выводит программно-целевой метод работы. Именно в те годы принимаются республиканские целевые программы «Развитие единой образовательной и информационной среды» (началась массовая компьютеризация сферы образования), «Развитие воспитания в системе образования Республики Калмыкия», «Патриотическое воспитание граждан Республики Калмыкия», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Республике Калмыкия». Важными являются также программы «Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды» и еще десятки указов и распоряжений Главы РК и правительства региона по образованию.

Бадма Салаев, несомненно, руководитель новой формации: с креативным мышлением и нестандартными решениями сложных проблем. Своеобразным ноу-хау министра стала идея об объявлении 2004 года Годом образования, который стал настоящим подарком педагогическому сообществу республики. Идея оказалась вполне реалистичной – 2010 год, как известно, был объявлен Указом Президента России Годом учителя.

Под руководством министра активно развиваются инновационные процессы в образовании: вводится профильное образование на старшей ступени обучения, растет сеть инновационных образовательных учреждений – лицеев и колледжей, в том числе в сельской местности, на новый уровень выходит поддержка педагогов республики.

Одним из главных направлений в деятельности министра становится адресная поддержка способных, одаренных детей. По сути, это была установка на формирование региональной элиты, содействие талантливым детям республики, в особенности из малообеспеченных и малоимущих семей, в реализации своих дарований. Можно сказать, что его решения как руководителя отрасли были по-министерски мудры и по-человечески добры.

В этом плане он проявил себя как истинный патриот, беспокоящийся о будущем своего народа, родной Калмыкии.

КалмГУ – вуз новых возможностей. Национальное и глобальное позиционирование

С декабря 2010 года Б.К. Салаев является ректором Калмыцкого государственного университета, ныне носящего имя Б. Б. Городовикова. За прошедшие 10 лет КалмГУ под его руководством стал центром образования и науки не только в регионе, на юге России, но и в целом в России. Университет укрепил имидж привлекательного вуза на международном уровне, обеспечивая качественное образование и подготовку кадров высшей квалификации.

            Сегодня в структуру университета входят 10 факультетов и один институт. Студентов готовят по 48 направлениям бакалавриата и специалитета, 42 направлениям магистратуры и 18 специальностям среднего профессионального образования. Для зарубежных студентов в университете есть факультет довузовской подготовки и обучения иностранных граждан.

            Ректор КалмГУ  – не только как грамотный управленец, но и тонкий дипломат. Наш вуз – активный участник международного образовательного сообщества, он заключил более 120 соглашений о сотрудничестве с правительственными и международными организациями, зарубежными университетами и научными центрами Европы, Азии, Америки и Африки. Калмыцкий госуниверситет – организатор международной Ассоциации государственных университетов прикаспийских стран, объединяющей более 50 университетов и научных исследовательских институтов (НИИ) России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении, Ирана. Также вуз является участником Евразийского научно-образовательного содружества, куда входят еще 43 вуза и НИИ России, Казахстана, Киргизии, Монголии, Чехии.

Сегодня КалмГУ совместно с зарубежными партнерами реализует образовательные проекты, благодаря которым студенты могут ездить на стажировки за рубеж – в КНР, Южную Корею, Чехию, Испанию, Словакию, Монголию, Германию, а также проходить подготовку на образовательных программах двойного диплома в КалмГУ.

            На базе КалмГУ был создан филиал российской Ассоциации иностранных студентов (АИС).

Опорный региональный – заслуга Салаева

            В начале 2017 года по инициативе ректора Салаева КалмГУ принимает участие в конкурсе Миннауки РФ и в условиях жесткой конкуренции получает статус опорного регионального вуза. Такой статус подтверждает особую миссию вуза как учебного, научно-инновационного, исследовательско-ориентированного вуза, который призван решать задачи как федерального, так и регионального значения в образовательной, научной и социокультурной сферах.

Еще в 2013 году Калмыцкий госуниверситет в числе 13 российских вузов стал победителем открытого публичного конкурса «Кадры для регионов», который проводился по поручению Президента России. Цель конкурса – оказание государственной поддержки вузам, ориентированным на подготовку высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития экономики субъектов Российской Федерации.      Поэтому вхождение КалмГУ в число опорных вузов России стало закономерным результатом стратегической программы, учитывающей задачи вуза стать региональным центром развития инноваций в научно-технической сфере, а также способствовать росту предпринимательской активности, тесно сотрудничать с деловыми кругами, привлекая последние к социальным и экономическим программам вуза.

            «Калмыкия как трансграничный регион в восточном векторе России» – еще один из стратегических проектов, основными целями реализации которого является продвижение востоковедных исследований. Республика Калмыкия как единственный в Европе традиционный буддийский регион, несомненно, должна использовать свой богатый социокультурный потенциал. В качестве опорного университета вуз в этом проекте опирается на всестороннюю поддержку правительства и парламента республики.

            Неслучайно то, что по результатам исследований Института образования Высшей школы экономики, опубликованным в 2017 году, КалмГУ признан драйвером регионального развития. Исследователи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» изучали влияние высших учебных заведений РФ на развитие соответствующих регионов по трем ключевым направлениям: вклад в развитие человеческого капитала, экономику и инновационное развитие. По результатам авторитетного исследования КалмГУ вошел в ограниченную группу вузов с наибольшим вкладом в развитие субъектов Федерации наравне с признанными образовательными центрами Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана.

            Опыт работы команды ученых нашего университета над Стратегией социально-экономического развития республики до 2030 года выявил ключевые направления деятельности, приносящие определенную пользу региону.

            Умение Б. К. Салаева выстраивать эффективное взаимодействие и сотрудничество с региональной властью всегда являлось предметом восхищения коллег. Бату Хасиков – третий Глава Калмыкии, с которым взаимодействует ректор федерального вуза, но с территориальной пропиской. Бадма Катинович неоднократно подчеркивает внимание главы региона к университету, поддержку научно-образовательных проектов и принятие ряда важных нормативных документов во благо вуза и многотысячного коллектива.

В 55 – вновь на «5»

            18 марта 2021 года Бадма Катинович Салаев вновь избран ректором Калмыцкого государственного университета на следующий пятилетний срок. В конференции по проведению выборов руководителя, в которой приняли участие представители педагогического и студенческого сообщества вуза, 93 % голосов участников было отдано действующему ректору. Программа, представленная кандидатом – действующим ректором, впечатлила масштабностью, социально-ориентированным подходом и четким планированием. Это было отмечено и в выступлении председателя собрания,  доктора экономических наук, президента Южного федерального университета Марины Боровской, а также представителей законодательной и исполнительной власти Калмыкии, принявших участие в работе конференции.

            В числе главных приоритетов следующей пятилетки Бадма Катинович назвал реализацию программы стратегического академического лидерства, в рамках которой будет создан консорциум – добровольное объединение вузов с другими организациями. Основная задача консорциума – стать связующим звеном между промышленностью, прикладной наукой, вузовской и академической средой. Сегодня наука рождается в кооперациях, и мы понимаем: будущее – в объединении усилий вузов, академических институтов и промышленных партнеров.

            Напомним, программа стратегического академического лидерства рассчитана до 2030 года и направлена на поддержку вузов, которые будут готовить востребованных специалистов для экономики страны, участвовать в проектах по развитию соцсферы, в целом повышать конкурентоспособность российской науки и образования.

            Эти масштабные задачи подтверждают главное: Бадма Катинович Салаев, как и прежде, готов трудиться с утроенной энергией, будут  рождаться новые идеи и планы, реализованы новые проекты. Остается добавить, что преданность науке и приверженность высшей школе ректор КалмГУ доказал, дважды защитив диссертации, став в итоге кандидатом педагогических и доктором биологических наук.

Раиса ДЯКИЕВА,
доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой калмыцкой литературы  и журналистики КалмГУ

Прямая речь

Лариса Касьяненко, 
мама выпускницы КалмГУ:

            – 55 лет – значимая дата в жизни каждого человека, удивительное время, когда широко открыт простор для новых планов и идей, и благодаря бесценному жизненному опыту можно решить самые сложные задачи. Мы уверены, что во многом благодаря мудрому руководству, компетентности и энергии ректора Бадмы Салаева Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова динамично развивается и приумножает свои славные традиции. Ведь именно здесь, в родной альма-матер двух моих дочерей, готовятся современные и лучшие специалисты, способные решать самые сложные задачи, стоящие перед нашим обществом и государством. 

            Отрадно, что под руководством ректора КалмГУ продолжает активно вовлекаться в реализацию стратегически значимых проектов и национальных программ. Сегодня перед КалмГУ открыты масштабные перспективы, и мы уверены, что во главе с таким лидером, как Бадма Катинович Салаев, наш вуз и впредь будет занимать лидирующие позиции в образовательной системе России. Ведь в нашем ректоре удивительным образом сочетаются многие  достоинства: твердость характера – с житейской мудростью, инновационные подходы в принятии решений – с умением найти подход к каждому, высокая требовательность и организованность – с доброжелательностью и теплотой.