Глава Калмыкии Алексей Орлов в пятницу провел очередное заседание постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в РК. Одним из вопросов повестки заседания был анализ социологических исследований по профилактике экстремизма в молодежной среде. С информацией на эту тему выступил директор республиканского Института комплексных исследований аридных территорий Андрей Богун.
Как отметил докладчик, начиная с 2014 года, ежегодно ИКИАТ проводит мониторинг ситуации в сфере противодействия экстремизму с помощью социологических опросов населения. Выборка достаточно репрезентативная, охватывает все слои населения, людей разных возрастов и социальных занятий. По словам Богуна, второй год подряд социологи института проводят анкетирование в образовательных учреждениях на предмет отношения молодежи к экстремизму. На нем директор ИКИАТ остановился подробнее.
Известно, что одной из основных мер по противодействию экстремизму является выявление экстремистских идей и воззрений на этапе их зарождения в молодежной среде. Как свидетельствуют данные опроса граждан, половина опрошенных с термином «экстремизм» знакомы, еще четверть слышали это слово, но точного его определения не знают. Количество респондентов, считающих, что угрозы распространения экстремистских идей в Калмыкии нет или она мизерна, составляет 50%.
То, что у нашей молодежи нет приверженности к радикализму, подтверждают их ответы на вопрос, могут ли они оправдать действия терроризму. Абсолютное большинство считают, что ничто не может оправдать это опасное явление, которое есть на самом деле преступление, и только 3,4 % полагают, что оправдания такие имеются.
Основной причиной распространения экстремистских идей в обществе и молодежь, и взрослые считают безработицу. Но на самом деле, подчеркнул Андрей Богун, для Калмыкии это не столь характерно. Во-первых, в республике нет резкого социального расслоения общества, что могло бы стать социальной базой экстремизма. Во-вторых, нужно понимать, что безработица острая проблема для Калмыкии, и она естественным образом видится жителям республики как причина вообще всех негативных явлений. В-третьих, в Калмыкии нет роста потоков трудовой миграции мигрантов, приводящих к увеличению плотности населения и усложнению национального и культурного состава принимающего социума.
На вопрос, сталкивались ли вы лично с проявлением или пропагандой экстремизма, две трети респондентов, или 66,5% от общего числа опрошенных, ответили «нет», 10% затруднились с ответом и только 8,5% заявили, что сталкивались. Но следует отметить, что около трети из ответивших положительно признались, что это были виртуальные встречи в интернете.
Обращает на себя внимание также тот факт, что более половины участников исследования называют улучшение состояние республиканской экономики как основную меру борьбы с экстремизмом, на втором месте, по их мнению, идет пропаганда. При том наиболее значимую роль в борьбе с проявлениями экстремизма люди отвели государству – таких ответов оказалось 63,3%.
Можно констатировать, подытожил докладчик, что у жителей Калмыкии существует неопределенность и размытость представлений, что же такое экстремизм. Эта ситуация может способствовать порождению самых разнообразных, как частных, так и общих, негативных ассоциаций. И второй вывод – основными причинами распространения радикальных настроений в обществе являются безработица, отсутствие ценностных ориентиров и пропаганда экстремистских идей в сети интернет.
Количество респондентов, считающий, что в республике нет явных угроз экстремизма, по сравнению с 2015 годом увеличилось почти на 3%, что подтверждает тезис о том, что в республике это проблема больше виртуального характера, чем реальный факт. Большинство респондентов, свыше 80% никогда не сталкивались с проявлениями экстремизма в своей жизни.
Фото: glava.region08.ru