Когда я держал в руках переписку Аюки-хана с Петром I, чувствовал, что становится как-то не по себе: еще бы, документам свыше трехсот лет, и это настоящие подлинники! Однако есть еще старше, датируемый 1685-м годом, он хранится в фондах Российского государственного архива древних актов города Москвы.
В Национальном архиве Калмыкии, как, впрочем, и в других, пахнет вечностью и тленом. Здесь зафиксирована часть жизни калмыцкого народа, часть его истории, которая постепенно расширяется, обретая новые, современные очертания. Откровенно говоря, архивариусов я раньше представлял себе этакими серенькими мышками, которые сутками напролет копаются в старых бумажках, перекладывая их с место на место и стряхивая с них пыль. А сами работницы архива – возрастные бабушки в сереньких кофточках и платках и обязательно в круглых очечках. Когда поделился этими соображениями с директором нацархива Розой Боликовой, она чуть ли ни обиделась, но потом привела убедительные контраргументы, на пальцах разложив, что их работа самая интересная в мире, и без нее люди превратились бы в иванов, не помнящих родства. Оказывается, мужчины у них тоже работают – их восемь, и молодежи немало – всего тридцать шесть человек основного состава, – так что мои домыслы о «сереньких мышках» не имели под собой никакой почвы. Работы, как утверждает Роза Бувайсовна, у всех непочатый край, и у каждого из четырех отделов своя специфика.
Например, в отдел использования документов и информационных услуг поступает ежемесячно около четырехсот запросов по социально-правовым темам – уточнить стаж работы, так как от него зависит начисление и размер пенсии, другому необходима справка для получения звания ветеран труда; есть тематические направления, та же генеалогия, вопросы имущественного характера – нужно, допустим, установить истинного владельца земельного участка энное количество лет назад. Кроме того, на архивистах этого отдела лежит обязанность популяризации документов, к примеру, к памятным датам. Ведь тут хранятся документы личного происхождения – Давида Кугультинова, Санджи Каляева, семьи Майоровых, сын которых Венициан защищал Брестскую крепость, Харти Канукова, Константина Эрендженова и многих других известных граждан Калмыкии. Еще здесь готовят выставки, статьи для СМИ. Так что отдыхать некогда.
Отдел информационных технологий и копирования занимается, в первую очередь, отцифровкой документов с угасающим текстом, сканированием, обеспечением бесперебойной работой другие отделы. Это вотчина Сергея Николаевича Даваева. Он с гордостью показывает мудреный прибор – визуализатор – тот же сканер, но мобильный: им очень удобно пользоваться. А до этого приобрели планетарный (да-да, именно планетарный) сканер. Оказалось, он не простой, а специального назначения и стоит 1 миллион 900 тысяч рублей.
Отдел комплектования и экспертизы ценности документов – здесь, кажется, все понятно. По заявкам на договорной основе архивисты выезжают в различные организации, определяют, что из документации ценно, что подлежит хранению и будет интересно в историческом плане, а что можно пустить в расход. Например, все, что связано со спорными территориями с Астраханской областью, Дагестаном – это же, каждому понятно, может понадобиться в любой момент, а значит должно храниться вечно.
Отдел государственного учета и обеспечения сохранности документов, главный отдел, отвечает за все хранилище в целом.
Следует отметить, что архивной службе республики в прошлом году исполнилось 95 лет. А начиналась она с того, что в январе 1921 года была создана архивно-музейная секция, которую возглавил профессор Николай Пальмов, чье имя нынче носит наш Национальный музей. При его непосредственном участии стали собирать документы, экспозиция расширялась, вскоре секция отделилась от музея и обрела самостоятельность. Есть здесь и фонд самого Пальмова, по-своему уникальный, так весь написан от руки мелким каллиграфическим почерком. Николай Николаевич возглавлял архивную службу с 1921-го по 1934-й год.
Стоит напомнить, что практически при всех организациях были (да и есть) свои архивы, которые постепенно стали сюда перекочевывать. Ведь не будешь же вечно хранить свою «бумажную продукцию» – никаких площадей не хватило бы. Например, партийные документы – все они здесь. (Вот бы покопаться в них, много чего интересного можно было бы обнаружить!)
И вообще, здесь собраны, если так можно выразиться, досье на многих наших граждан: личные дела, включающие в себя сведения о местах работы, о заработной плате, приказы об увольнениях и даже взысканиях.
– К нам нередко обращаются люди, которым по каким-то причинам нужны выписки из трудовой книжки – ну, там пенсию пересчитать, или еще что, – рассказывает Роза Бувайсовна. – Конечно, никому не отказываем, но подходим к этому очень взвешенно. К примеру, в справках никогда не указываем сведения, так или иначе бросающие тень на человека, компрометирующие его – что было, то прошло.
Вот ведь как! Получается, что и на меня есть «досье» со всеми записями, с приказами о благодарностях и выговорах (случалось иногда). А я думал, что мы находимся под колпаком только у силовых ведомств; оказывается, компромат на любого можно выискать даже в архиве. Вот как о нас заботится родное государство! Ну, ладно, я что-то отвлекся.
На самом деле на шести этажах здания по улице Пушкина хранятся документы с 1713 года – это письма калмыцких ханов и астраханских губернаторов. Так что архивная сокровищница – это действительно бесценное достояние республики. Когда она добилась автономии, то вскоре Астрахань передала все, что касалось калмыцкого народа, его славной истории. И принимал это богатство Алексей Конторович Зундугинов – в то время главный архивист республики.
Сейчас имеется 1542 фонда (из них 48 – особо ценные, можно сказать, уникальные, дореволюционного периода), объединяющие 448 тысяч 241 единицу хранения – это спецтермин такой. На самом деле одна «единица хранения» может содержать и один, и десять, и двести документов. Так что здесь сосредоточена огромнейшая историческая информация, как общего плана, так и касающаяся каждого отдельного гражданина. Кстати, любой желающий при помощи архивистов может воссоздать свое генеалогическое дерево – это ведь крайне интересно проследить семейную родословную хоть до двадцать первого колена. Причем бесплатно, если заниматься этим делом в читальном зале.
А вообще, отвлекаясь от темы, хочу заметить, что архивная служба – она небогатая, и поэтому здесь существует ряд платных услуг, которые, правда, приносят копейки, но хоть кое-что.
Стеллажи, стеллажи, стеллажи. Под самый потолок. Документы, документы, документы. Куда ни повернешь голову – везде они. Нашим экскурсоводом выступила ведущий специалист Ирина Анатольевна Манджиева – мы же были в роли ведомых. Вот гора папок. И надпись – «с угасающими текстами». Их-то сканируют в первую очередь. В противном случае, все может быть утеряно безвозвратно.
В читальном зале главенствует главный архивист Данара Владиленовна Санджи-Горяева, с которой непосредственно общаются студенты, научные сотрудники, рядовые граждане. По их предварительным заявкам, она готовит необходимые документы, чтобы можно было изучать их, не отрываясь на поиски той или иной информации. По ее словам, наплыв посетителей здесь немалый, как правило, в зале не бывает свободных мест. Жизнь тут кипит и бурлит.
Данара Владилевновна, кстати, сообщила о самом раритетном издании, хранящемся в нацархиве. Это – книга 1788-го года «Деяния Петра Мудрого, преобразителя России, собранные из достоверных источников» под авторством Голикова.
Здесь же, в читальном зале, обратил внимание на пожилую посетительницу, на столе перед которой была груда документов. Анна Очировна Тапкина, как, оказалось, находится здесь по работе. После окончания Московского историко-архивного института пришла сюда в 1964-м году, семнадцать лет возглавляла архивную службу республики, в 1998-м отправилась на заслуженный отдых. Но ей, видимо, не сидится дома; сейчас готовит справочник по административному делению РК. Четырнадцатого февраля она отметила 75-летний юбилей (о таком можно говорить вслух!), указом Алексея Орлова ей было присвоено звание «Почетный гражданин Республики Калмыкия».
Много в архиве интересного. Но бросалось в глаза и то, что здесь везде нужен капитальный ремонт. Роза Боликова поделилась «секретом»: правительство республики изыскало средства на проектно-сметную документацию, которую сейчас уже готовят. А там, глядишь, дело сдвинется с мертвой точки, и наша архивная служба обретет второе дыхание.
Да, чуть было не забыл самое главное – сегодня День архивов. Так что – с праздником вас, архивариусы!
Фото Николая Бошева