За последние 15 лет – с 2005 по 2020 годы – Каспийское море обмелело на 133 сантиметра. Падение уровня воды почти на девять сантиметров в год в мелководной северной части моря означает значительное отступление береговой линии. Об этом говорится в сводном сообщении о состоянии и изменении климата на территориях государств-участников СНГ за прошлый год, подготовленном специалистами Росгидромета.
В документе отмечено, что в результате падения уровня моря площадь его водной поверхности сократилась на 22,3 тысячи квадратных метров. В основном это произошло за счет мелководной северо-восточной части водоема.
«Зима 2019-2020 годов на Каспийском море была теплой с неустойчивым ледовым покровом в северной мелководной части Каспийского моря. Максимальное значение толщины льда – 16 сантиметров – зафиксировано у северо-восточного побережья Северного Каспия. У восточного побережья Северного Каспия полного замерзания моря в 2020 году не произошло», – пояснили эксперты.
Калмыцкое побережье Северного Каспия имеет протяженность 110 километров. Уровень Каспия всегда непостоянен, периоды повышения уровня сменяются периодами его понижения. Сейчас наблюдается понижение уровня моря, начинаются проблемы с ведением промысла, сокращается зона нагула рыбы, уменьшается площадь нерестилищ. И с этим ничего нельзя сделать, констатировала в интервью «Степным вестям» начальник отдела «Элистинский» Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» («КаспНИРХ»), кандидат биологических наук Делгир Петрушкиева.
По мнению эксперта Общероссийского народного
фронта, политолога Батыра Мучаева, ситуацию усугубляют, пока в малой степени,
но все чаще пыльные бури в Калмыкии, северных районах Дагестана и в
Астраханской области.
«Огромные массы песка и пыли переносятся на
поверхность моря и, оседая в воде, понемногу увеличивают донные отложения и без
того мелкого Северного Каспия. До «точки невозврата», как на соседнем почти
пересохшем Аральском море, еще дело не дошло, но портовую инфраструктуру
Астраханской области обмеление в будущем может подорвать серьезно. Во всяком
случае, без многомиллиардных дноуглубительных работ не обойтись, что может
привести к нерентабельности всего Астраханского логистического портового
кластера», – высказал точку зрения в своем телеграм-канале эксперт.