За​ последние 15 лет – с​ 2005 по​ 2020 год​ы – Каспийское море обмелело на​ 133 сантиметра. Падение уровня воды почти на девять сантиметров в год в мелководной северной части моря означает значительное отступление береговой линии. Об​ этом​ говорится​ в​ сводном сообщении о​ состоянии и​ изменении климата на​ территориях государств-участников СНГ за​ прошлый год, подготовленном специалистами Росгидромета.

В​ документе отмечено, что в​ результате падения уровня моря площадь его водной поверхности сократилась на​ 22,3 тысячи квадратных метров. В​ основном это произошло за​ счет мелководной северо-восточной части водоема.

«Зима 2019-2020 годов на​ Каспийском море была теплой с​ неустойчивым ледовым покровом в​ северной мелководной части Каспийского моря. Максимальное значение толщины льда​ – 16 сантиметров​ – зафиксировано у​ северо-восточного побережья Северного Каспия. У​ восточного побережья Северного Каспия полного замерзания моря в​ 2020 году не​ произошло»,​ – пояснили эксперты.

​ Калмыцкое побережье Северного Каспия имеет протяженность 110 километров. Уровень Каспия всегда непостоянен, периоды повышения уровня сменяются периодами его понижения. Сейчас наблюдается понижение уровня моря, начинаются проблемы с ведением промысла, сокращается зона нагула рыбы, уменьшается площадь нерестилищ. И с этим ничего нельзя сделать, констатировала в интервью «Степным вестям» начальник отдела «Элистинский» Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» («КаспНИРХ»), кандидат биологических наук Делгир Петрушкиева.

По мнению эксперта Общероссийского народного фронта, политолога Батыра Мучаева, ситуацию усугубляют, пока в малой степени, но все чаще пыльные бури в Калмыкии, северных районах Дагестана и в Астраханской области.
«Огромные массы песка и пыли переносятся на поверхность моря и, оседая в воде, понемногу увеличивают донные отложения и без того мелкого Северного Каспия. До «точки невозврата», как на соседнем почти пересохшем Аральском море, еще дело не дошло, но портовую инфраструктуру Астраханской области обмеление в будущем может подорвать серьезно. Во всяком случае, без многомиллиардных дноуглубительных работ не обойтись, что может привести к нерентабельности всего Астраханского логистического портового кластера», – высказал точку зрения в своем телеграм-канале эксперт.