Животноводы республики готовятся к предстоящему холодному периоду. В Калмыкии зимовка скота – всегда большое испытание и для людей, и для животных. А в этом году столбик термометра неумолимо пополз вниз намного раньше обычного, а, значит, зимовка предстоит долгая и, возможно, нелегкая.
Готова ли республика встретить ее во всеоружии, с какими трудностями могут столкнуться фермеры, и какие меры для их поддержки предпринимают в регионе?
Об этом «Степные вести» поговорили с самым авторитетным в Калмыкии специалистом в области сельского хозяйства, известным в стране ученым, практиком с многолетним успешным опытом работы, руководителем отдела аридного земледелия, селекции и семеноводства, кормопроизводства Калмыцкого НИИ сельского хозяйства им. М.Б. Нармаева Борисом ГОЛЬДВАРГОМ.
– Борис Айзикович, каков ваш прогноз на предстоящую зимнюю кампанию?
– Готовимся к тому, что и эта зимовка будет тяжелая: прогноз погоды обещает холодную зиму. Уже сейчас ночные значения близки к нулю, а для Калмыкии это практически зима. И в нее мы входим, к сожалению, с дефицитом кормов.
По данным на 1 октября, в целом по республике заготовлено немногим более 70% кормов. При этом в Яшалтинском районе – 170%, Городовиковском – 157%, Приютненском, Малодербетовском, Октябрьском – более 100%.
И совсем другая картина в хозяйствах восточной зоны, которая в этом году вновь подверглась сильной засухе. Так, лаганцы заготовили менее 60% грубых кормов, на Черноземелье удалось запастись только около 40%, у яшкулян 39%.
Летняя засуха привела к плачевному состоянию и местные пастбища. Но, к счастью, в августе и сентябре пошли дожди. Поэтому сейчас у нас везде, и на востоке в том числе, есть пастбища. А это решающий фактор проведения успешной зимовки: когда животные упитаны, они легче переносят холода.
Но ситуация с кормами, конечно, беспокоит. Сейчас мы, можно сказать, начинаем с нуля: у нас нет запаса прошлогодних кормов, как осенью 2020-го. Тогда из имевшихся 800 тысяч тонн около 500 тысяч составляли запасы прошлых лет. Однако из-за сильнейшей засухи эти запасы хозяйства республики вынуждены были начать использовать в июле-августе, а некоторые – еще в июне.
То есть еще летом (где это видано!) почти вся республика, за исключением ряда хозяйств Сарпинского, Малодербетовского и Октябрьского районов, вынуждена была перейти на стойловое содержание скота. Такого в республике не было никогда.
Засуха в Калмыкии – постоянное явление. Поэтому и в 2020-м она не стала для нас неожиданностью. Надеялись, как всегда, на осенние дожди, но ни в сентябре, ни в октябре их не было. Нет дождей – нет пастбищ.
Были засухи, но такой масштабной – никогда. Она охватила территорию сразу 8 районов. Естественные пастбища пострадали на площади около 3 млн га: не только на «востоке» с его традиционно продолжительными пыльными бурями и отсутствием осадков. Очень сильно «задело» и центральную зону – Ики-Бурульский, Целинный, Приютненский и Кетченеровский районы.
– Коли мы вспомнили эту зимовку, хочу поинтересоваться вашим авторитетным мнением: помогли ли фермерам те меры поддержки, которые им оказало федеральное правительство в лице минсельхоза республики? Интересен сам механизм поддержки по засухе, как он должен был работать?
– О том, что Калмыкии нужна будет помощь, стало понятно еще в начале лета прошлого года, особенно для центральной и восточной зон республики, где наблюдалась критическая ситуация с пастбищами.
После обращения Главы республики Бату Сергеевича Хасикова в Калмыкию прибыла авторитетная группа экспертов, которую возглавил директор Департамента животноводства Минсельхоза России Дмитрий Владимирович Бутусов. Вместе с новым министром сельского хозяйства Калмыкии Максимом Пюрвеевичем Менкнасуновым мы объехали все восемь пострадавших районов, побывали на многих животноводческих стоянках. Положение было аховое. Комиссия пришла к выводу, что без материальной помощи зимовку нам не пройти.
Летом предполагали: если будет господдержка по засухе, то применим механизм возмещения понесенных затрат на приобретение кормов. То есть сначала наши аграрии должны были сами купить корма, подтвердить это соответствующими документами. И только потом часть затрат будет субсидирована – по практике это составляет порядка 30%. Но, к сожалению, очень многие хозяйства покупали корма «с колес», без каких-либо документов, за наличные. Соответственно, они не получили бы абсолютно никакой поддержки, и, по моей оценке, более половины всей выделенной республике суммы пришлось бы снова вернуть в федеральный бюджет.
Исходя из такой патовой ситуации, министерство разработало новый механизм поддержки, который, насколько мне не изменяет память, ранее не применялся. Можно сказать, было принято нетривиальное решение: решили пойти через финансовое обеспечение будущих затрат на приобретение и доставку кормов. То есть когда субсидии выдаются фермерам исходя из численности маточного поголовья сельхозживотных. На эти средства корма они покупают «в белую», а затем уже отчитываются региональному ведомству. При таком раскладе абсолютно всю сумму получится довести до наших сельхозтоваропроизводителей.
Создали штабы и комиссии в каждом районе, где был введен режим ЧС. Провели масштабную работу по пересчету маточного поголовья крупного и малого рогатого скота. Работала «горячая линия», куда каждый фермер мог обратиться и получить все необходимые консультации.
В перечень хозяйств пострадавших районов, которые могли получить субсидии, были включены все сельхозтоваропроизводители, подававшие отчетность. Так родилась цифра 1470. Хочу напомнить, что субсидия носила заявительный характер, не все хозяйства по тем или иным причинам обратились в региональный минсельхоз. В итоге получили поддержку 1167 хозяйств. Ввиду этого Минсельхоз РК пересчитал ставку и довел оставшиеся деньги, тем самым полностью освоив всю выделенную сумму из федерального центра.
Министерство сельского хозяйства республики сделало все, что должно было и могло сделать в той ситуации.
– Может, надо было при подсчете предусмотреть вариант с отказниками?
– Знаете, на тот момент подобной методики подсчета вообще не было, ранее такая работа ведь не велась. Но при этом минсельхоз предусмотрел главное: в случае недоиспользования федеральных денег их не понадобилось бы возвращать в центр. И такой механизм был найден.
При этом министерство добивалось справедливого распределения господдержки, чтобы помочь тем хозяйствам, которые рискнули сохранить поголовье животных, не распродали их поздним летом или осенью. Особенно это касалось племенных предприятий, для которых субсидию рассчитали с двойным коэффициентом. В племхозяйствах сосредоточено ядро нашего животноводства, их содержание обходится куда дороже. Около 80% племенного скота мясного направления страны находится в Калмыкии. Поэтому племхозяйства надо было максимально поддержать. И поддержали. Тогда понятно было, что все поголовье сохранить не удастся, но основу – да. Спасли маточное поголовье. А это самое главное.
И хочу обратить внимание – этот порядок согласовывали с прокуратурой, минюстом, правительством, Минсельхозом РФ, потому что государственные деньги должны быть прозрачными, чтобы все до копейки дошло до наших аграриев. Вся информация была публично освещена, протоколы с получателями субсидии были опубликованы на сайте ведомства. Мы довели все деньги, в федеральный бюджет не было возвращено ни рубля.
А по поводу отказников я считаю: брать субсидию или нет – личное дело фермера. Но также ответственно заявляю, что все выделенные деньги были розданы полностью и полностью использованы по назначению – строго на корма и их перевозку. Более того, со стороны министерства не было никаких препятствий для их получения.
– То есть помощь федерального центра стала все-таки спасением для отрасли? Или были еще какие-то меры поддержки?
– Конечно, спасла. Все 562 миллиона, а также часть средств, переброшенных с других направлений, если быть точным – 50 млн рублей, полностью отдали на спасение животноводства. Пришлось идти на это – чтобы основная отрасль республики не только не погибла, но и имела возможность развиваться.
Я думаю, что все было сделано правильно. И я искренне не понимаю, как в том положении можно было поступить по-другому. Более того, нас поддержали в Минсельхозе России, с которым предварительно провели очень много консультаций, нам оказывал помощь первый замминистра Джамбулат Хизирович Хатуов. Все понимали, что животноводство в Калмыкии – основная отрасль экономики. А Калмыкия – основной регион развития скотоводства в стране.
Конечно, за один год мы не восстановим все понесенные из-за засухи 2019-2020 годов потери. Но все возможное Минсельхоз РК уже делает и планомерно работает в этом направлении.
Считаю несправедливым возбуждение административного правонарушения по отношению к министру – минсельхоз республики вызвал огонь на себя в той ситуации. Такое бывает. Выходит, и вопрос решили, и сами еще и виноваты. Но это детали уже. Хуже было бы, если деньги потребовалось бы вернуть.
Я думаю, что прежде чем принимать какие-то решения, те органы, которые занимаются проверкой, должны сначала все хорошенько проанализировать. И ту чрезвычайную обстановку, которая была, и все, что было сделано для ее преодоления.
Иногда люди страдают из-за того, что они что-то хорошо делают, а не из-за того, что ничего не делают. Легче ничего не сделать и сказать: «Ничего не получилось». А я скажу просто: победителей не судят.
– А где же те фермеры, которые не получили субсидию? Может, жалобы есть или заявления от них?
– Их нет. А это означает одно: все сделано было правильно.
– Как вы считаете, какое будущее у этого инструмента поддержки?
– Он важен и нужен для республики, так как Калмыкия – регион с тяжелыми погодными условиями. Засуха, пыльные бури, опустынивание – эти процессы с каждым годом все заметнее влияют на сельскохозяйственную отрасль.
И еще: чем больше мы, в республике, будем хаять то, что мы же сами и делаем, тем меньше у нас будет возможности пользоваться этим нужным и важным инструментом поддержки в будущем.
Фото: Николая Бошева