Преподаватель истории, обществознания и права Элистинского лицея Светлана Шевенова может похвастать блестящим портфолио. Почетный гражданин Республики Калмыкия, заслуженный учитель России и Калмыкии, отличник просвещения РСФСР. Она победитель российско-американского конкурса «Партнерство в образовании» и дважды – всероссийского конкурса лучших учителей. А еще входит в президиум Совета по гражданскому образованию при региональном минобре и общественной учительской организации, гордится неожиданной грамотой юрфака МГУ за выдающийся вклад в формировании поколения юристов (было время, когда ее выпускники по нескольку человек ежегодно поступали на престижный факультет) и подарком от московской гостиницы около МГЮА, где она с целым автобусом подопечных регулярно занимала номерной фонд на время участия в рейтинговой олимпиаде.

У Светланы Ивановны негромкий голос, но стойкий характер и безудержная увлеченность любимым делом. Мы беседуем в ее классе на фоне карты Калмыкии, составленной ею из портретов выдающихся исторических персонажей и современников, и стеллажей во всю стену под потолок, забитых под завязку учебной литературой, папками, фотографиями учеников. Нас прерывают коллеги, которые с восторгом рассказывают о ее зажигательной натуре, звонки по телефону то из образовательного проекта по поводу участия в очередном вебинаре, то по поводу конкурса («не хотела участвовать из-за отпуска, а потом подумала почему бы и нет?»).

За разговором становится понятно, какие заслуги послужили поводом для высшей профессиональной и самой почетной учительской награды. И хотя Светлана Шевенова постоянно сворачивала на тропинку повествования о молодом поколении, начали интервью мы все-таки с основного инфоповода.

Оценка для педагога

– Известие о том, что мне присвоили звание «Народный учитель РФ» было для меня и неожиданным, и ожидаемым.

Лет 10 назад эту идею впервые озвучила замминистра образования и науки Раиса Батнасуновна Дякиева: «Светлана Ивановна, вы имеете столько заслуг, и не кажется ли вам, что вы вполне достойны звания Народного учителя?». Для меня это было внове, я не смогла вразумительно что-то ответить. Но когда два года назад это неожиданно прозвучало на педсовете лицея, я чуть ли не прослезилась. Считаю, выдвижение коллективом, в котором я уже более 30 лет, – это определенное признание и, с другой стороны, ответственность. Я работала всегда много и старалась подходить к профессии учителя ответственно. Но сейчас стараюсь еще больше. Мне было и будет стыдно работать спустя рукава или общаться с учениками на обывательском уровне. Теперь вдвойне повышаю требования к себе – звание обязывает.

Конечно, это не первое мое почетное звание. За 50-летний стаж четыре высокие награды как бы подытоживают работу и служат оценкой.

Учить думать или думать, чему учить

– Специфика наших предметов – история, обществознание, философия, экономика – не в том, чтобы выучить факты. Для меня главное, чтобы дети понимали суть явлений. Идет, к примеру, олимпиадная подготовка. Девочка, которая недавно пришла из другой школы, как-то сказала, что хотела бы иметь готовый тест и сразу делать олимпиадные задания. Меня это удивляет: у тебя еще слабая теоретическая подготовка, как ты можешь выполнять задания? Поэтому мы много времени отдаем обсуждению, разбору документов, текстов и только потом делаем практические работы. Знания нужны для понимания, тогда ты сможешь вырабатывать свою позицию, аргументировать ее фактами и доказательствами.

Но ребята разные. Есть те, которые стремятся к знаниям, любят рассуждать. Таких много в лицее, поэтому популярностью пользуется дискуссионный клуб, в рамках которого мы говорим и спорим на самые разные проблемы. Есть и те, которые вызубрили и прошли. К сожалению, уровень поступающих в лицей ребят настолько упал, что мы рады и таким. Вместе с тем формат ЕГЭ требует точного знания дат, событий. С аналитикой и общей образованностью ребята не выполняют задания госэкзамена на 100 %. Радует только то, что эта система изменяется, совершенствуется. Плохо тем, кто не умеет перестраиваться и идет по наезженной колее. С другой стороны, ЕГЭ – более демократичная форма, благодаря которой ребята из глубинок поступают в лучшие вузы страны, что раньше было практически невозможно.

В лицее выработались определенные методики по развитию мышления. Это обсуждение проблем по теме, написание эссе, собеседования, зачеты, экзамены. На экзаменах мы даем возможность подготовиться по билету и высказаться, а потом задаем вопрос, желает ли ученик повысить оценку до пятерки. И если да, то обсуждаем вопросы по проверке функциональной грамотности, способностям свободно использовать навыки и умения.

У нас часто экзамены принимают преподаватели университета. «Ваши дети по полчаса рассказывают по билетам, невольно вступаешь с ними в диалог». Думаю, что с такими умениями и навыками ребята быстрее интегрируются в общество, смогут проявлять индивидуальные качества в созидательной деятельности и в будущем.

Когда все хотят говорить

– Философия, на мой взгляд, это основа основ, спецкурс по этому предмету в лицее длится два месяца. Для ребят я издала пособие по истории философии, как и «Теорию государства», «Теорию права», «Пособие по обществознанию». Эти учебные издания выходят за рамки обязательного учебного минимума, содержат материалы, которые нужны для более глубокого изучения, подготовки к олимпиадам. В своей педагогической практике сформулировала для себя правило: то, что хорошо и глубоко знает учитель, то понимают и дети. Если я увлечена проблемой, то им тоже передается интерес, они делают конспекты, открывают новые имена.

Современному человеку невозможно специализироваться в одной сфере – все науки связаны, а предметы взаимно дополняют друг друга. Вот сегодня изучали международное разделение труда, рассматривали тему со всех сторон: традиции, культурные особенности, аспекты взаимоотношений.

Увлекаюсь и социологией, и психологией. Одна из выпускниц подумывает о профессии психолога. Мы с ней подготовили в прошлом году самые интересные, по мнению ребят, уроки. Меня удивило, что даже по завершению уроков старшеклассники не прекращали говорить и слушать друг друга. Хочу такие уроки чаще повторять.

Ну, а историк должен следить за событиями не только прошлого, но и анализировать сегодняшнюю ситуацию, ведь мы в ней живем. Но я не веду политическую агитацию, не навязываю свою позицию: они слушают меня, я слушаю их. Обращаю внимание ребят, что они должны говорить не голословно, а опираясь на факты, документы. На семинаре о сталинизме сошлись во мнении, что это тоталитаризм 20 века, что депортация калмыцкого народа была геноцидом, и с этими последствиями мы никогда не расквитаемся. Тему депортации разбираем с одиннадцатиклассниками у памятника «Исход и Возвращение», историю Великой Отечественной войны – в Хулхутинском комплексе, в Национальном музее, на мемориале Павшим героям. Когда там рассказываешь и показываешь – совсем по-другому слушают.

Просто другие

– У нас была дискуссия «Легко ли быть молодым» для двух выпускных классов. Потом это открытое мероприятие было запущено в Ютубе. Основной посыл – взаимоотношения отцов и детей. Я говорила о своем взгляде, как представителя старшего поколения, о преемственности, дискуссию продолжили сами ребята, вовлеклись и гости. Интересная проблема, конечно, и каждое поколение имеет свои особенности.

Я отмечаю, что у современной молодежи есть положительные качества. Они более раскованные. Уважаю их за то, что у них на все есть свое мнение, на нас-то авторитеты сильно давили. Новое, необычное, нетрадиционное вызывает у них интерес. А я, когда впервые в жизни, в Волгограде, будучи пятиклассницей, увидела черного мужчину, два квартала шла за ним и остановилась, только когда мое мороженое потекло: хотелось посмотреть, действительно ли он такой темный. Мы боимся нестандартного, а они – нет.

В классе есть разные дети, разных национальностей и социальных слоев. Но дружат они не по каким-то меркантильным признакам, а чисто по человеческим симпатиям. Поэтому я думаю, что общение – это школа жизни. Меня это радует.

Беспокоит, что они не хотят, как мы, много работать – так мне кажется. С другой стороны, ребята, которые достигают высот, действительно очень много работают.

Мы их научаем говорить, выделять главную мысль, обсуждать и спорить. И мне нравится, что следом они самостоятельно добывают знания, хорошо работают с текстом, умело конспектируют, что-то подчеркивают или вычеркивают, сразу оценивают и тут же выделяют главную идею.

Это поколение не лучше и не хуже, просто оно другое.

Как объять необъятное

– Когда я говорю своему классу, что в среднем работаю по десять часов, они отвечают: «Убиться можно!».

Я сова, сплю до начала восьмого, как обычно, готовлю завтрак. Еду на работу. Уроки мне ставят с «окнами», чтобы могла отдохнуть, так как приходится много говорить. По каждой новой теме готовлю презентации: их у меня «море», но постоянно что-то добавляешь, переделываешь. Тестовые задания к урокам, игры я тоже привыкла делать сама. Видите, сколько папок переполненных (кивает на стенд во всю стену просторного класса – прим. «СВ»). После уроков остаюсь на олимпиадную подготовку.

Всероссийские олимпиады идут до мая, к муниципальным начинаем готовиться с августа, даем задания и на лето. Почему так? Возьмем восьмиклассников. Право в школе изучают один час в неделю, мы только в сентябре начали изучать, а в октябре начинаются муниципальные этапы. Задания построены так, будто они уже выучили гражданское, административное, международное, права потребителей – словом, все право.

Чтобы объять необъятное, вынуждена проводить консультации. На ребят ложится огромный груз информации. Но при подготовке заданий я беру уже стандартные материалы из интернета, чтобы дети ориентировались и были готовы к тому, что их ждет на олимпиадах.

По вечерам и в выходные приходят внуки. У меня их четверо, двое здесь, в Элисте. Так что весело живем, радуемся!

Общественная работа? Конечно! Я член президиума Союза учителей Калмыкии с основания. Вместе с коллегами – в основном это наши преподаватели – во главе с Верой Бадмаевной (В.Б. Манджиева, второй директор Элистинского лицея в 1995-2010 годах – прим. «СВ») организовывали лекции для учителей профессора А. Б. Панькина, С.В. Беловой, которая занимается с детьми с особенностями в развитии, проводили конкурсы, выкладывали в Ютубе открытые уроки, кроме того, обсуждаем опыт и рекомендуем к обобщению, встречаемся с молодыми учителями. Союз уже лет шесть существует.

Вхожу в президиум АНО «За гражданское образование» при Минобре РК. Мы проводили кустовые мероприятия в районных школах, делились теоретической базой. В последние годы из-за пандемии все затихло, невозможно собирать большие коллективы.

И я постоянный лектор КРИПКРО, сама когда-то там работала. Провожу мастер-классы, там-то учителя приобретают мои методички по спецкурсам.

Мои университеты

– Так работали учителя в советское время – носители знаний, культуры, определенных норм поведения. Эстафету передали нам, и мы не можем работать по-другому.

Горжусь, что закончила в 1969-м Цаганаманскую школу, которая всегда гремела. Знаменитый липецкий метод применяли химик Раиса Илларионовна Камышанова, историк Капитолина Ковлевна Панина, учитель географии Данара Босхомджиевна Эсклянова, классным руководителем была Татьяна Лиджиевна Цаган-Манджиева. Много было таких замечательных учителей.

Мне повезло и с директорами. Первый год начинала в Ики-Буруле. Помню очень строгую Баину Лиджиевну Санджиеву. Вначале она меня – в короткой юбке, с рыжими волосами и цепями – не переваривала, а потом полюбила. Завуч, классный специалист, Вера Адамовна Тунешева. Потом была Аршанская школа. Директор Людмила Алексеевна Михайлова – эмоциональная, энергичная, активная – она и пригласила меня в РИПКРО.

Здесь, в лицее, Майя Зургановна (М.З. Шивлянова, первый директор Элистинского лицея в 1989-1995 годах – прим. «СВ»). У нас в коллективе очень хорошие учителя, сильный костяк.

Менторский тон? Думаю, нет, потому что я рефлексирующий человек. Я не умею кричать, могу обижаться, могу сказать об этом. Но это крайне редко, уроки настолько напряженные, нет времени, торопимся продуктивно работать.

Если ученик превзошел учителя

– Много талантливых ребят, которые подвигают к развитию, совершенствованию.

Азамат Гайсенов – «звезда» из маленького поселка, я учила его праву, коллега Валентина Алгаевна – истории. Был победителем ВОШ (престижная Всероссийская олимпиада школьников, дающая привилегии победителям и призерам – прим. «СВ») с 9 класса, единственный в истории этой олимпиады, который отдалился от второго места на 54 балла, и этот рекорд не повторен до сих пор! Сейчас работает в престижной компании, принимает активное участие в жизни лицея, член президиума Совета эндаумента.

Вот Костя Чагай из первого выпуска (снимает с полки стеллажа и показывает одну из фотографий в рамке – прим. «СВ»), замуправляющего ВЭБ. Не единожды посылал в республику аппараты ИВЛ и лекарства, оборудование этого кабинета оплатил он.

Саша Манджиев, партнер консалтинговой юридической фирмы, председатель сообщества выпускников лицея. Всегда подвигает нас на интересные акции, как, например, премии лучшим лицеистам года и учителям. Очень торжественно проходят эти церемонии по награждению на празднике Дня лицея. Вручают еще и премию за выдающийся вклад в развитие лицея. Первая была Майя Зургановна, вторая я, третья в этом году Волкова (Елена Михайловна Волкова, учитель математики – прим. «СВ»). Это уж они решают сами, мы не в курсе.

Женя Улюмджиев, как и Саша Манджиев, и Тимур Очхаев, преподавал на юрфаке МГУ. Он поразил меня еще на подготовительных курсах. Редко кто знает больше десятка имен выдающихся деятелей Калмыкии и России. Женя знал всех, чьи портреты были на этой карте. Удивительный парень с разносторонними интересами, в студенчестве выучил немецкий, чтобы выступать с докладом в Германии.

Их много таких ребят, с которыми мы советуемся по сложным вопросам, делимся радостными новостями. Это была идея выпускников три года назад создать эндаумент лицея (особый целевой капитал некоммерческой организации, сформированный за счет пожертвований, чаще всего применяют для финансирования образовательных, культурных, спортивных и научных инициатив прим. «СВ»). Оформила заявку наша ученица, восьмиклассница Иляна Мамонова, а уже сбор средств, агитация, направление деятельности проводили вместе. Удивительно, но за неделю мы собрали полтора миллиона, а всего свыше двух. Помогали состоявшиеся выпускники, учителя, родители, просто предприниматели, которых заинтересовала эта идея.

Выпускники считают своим долгом по приезду прийти в лицей. Поступившие в лучшие вузы садятся за мой стол, и мы слушаем, как они рассказывают о своем опыте, советуют.

Первые годы существовала дискуссия среди учеников, мол, какое лицейское братство, мы все здесь конкуренты. Девочка, которая больше всех защищала эту позицию, поступила в МГУ, а наших раньше по пять-шесть человек туда на юрфак поступало, и убедилась в обратном: встретила в коридоре Азамата, тот ее узнал, пригласил их всех к себе в комнату в общежитии, рассказал, как учиться и сдавать экзамены, поделился конспектами и книгами, и потом курировал младших. Может быть, не всегда и не везде, но в МГУ лицейское братство точно было.

Здесь, в лицее, дают качественные знания, может быть, не ультрасовременными методами, но основательно и по всем предметам.

«Обсудите со Светланой Ивановной»

Кермен Манцева:

– Светлана Ивановна, помимо истории и обществознания, ведет право и экономику, и, как никто другой, знает весь наш историко-юридический профиль. Когда я в 1994-м пришла сюда совсем молодой, директор Майя Зургановна сказала: «Идите к Светлане Ивановне, обсудите планы». В 1990-е разваливалось все, и наука была измочаленная. Но я на всю жизнь запомнила, как она со мной, как с маленькой девчонкой, разбирала двоевластие, против моей амбарной книги показала свои конспекты, где каждый лист должен обновляться, и ни один урок не должен быть похож на другой. Мы не актеры, но творчество присутствует, в каждый класс ты заходишь с одним посылом, но разным подходом.

Светлана Ивановна – зажигалка, перпетуум мобиле, успевает и в работе, и дома. Ухаживала за мамой, четырежды бабушка, сын юрист, старший внук учился у нас. То, что Светлана Ивановна состоялась как личность, большая заслуга супруга Николая Алексеевича. Такое счастье найти друга по жизни встречается крайне редко.

Валентина Апуева:

– Профессионал высшего уровня квалификации, кажется, она знает все. Но легко может прийти к тебе на урок и сказать: «Интересный прием, возьму на заметку». Казалось бы, достигла всего, пора почивать на лаврах, но Светлана Ивановна неутомимая, не считает лишним продолжать учиться и учит нас все время совершенствоваться, мотивирует коллег занимать активную позицию.

Галина Дорджиева:

– Светлана Ивановна никогда не оставляет учеников, продолжает поддерживать связь, следит за их развитием. Вместе с детьми часто организовывает интересные проекты. Оказывали помощь Нине Шахалдыковой, пострадавшей в Москве, с ней и ее семьей до сих пор поддерживают связь. Дискуссионный клуб известен по всей республике. Книга по сочинениям лицеистов, основанных на воспоминаниях дедушек и бабушек – по ней мы проводим классные часы о депортации.

Тамерлан Шальбеков, выпуск историко-юридического профиля 2010 года:

– Мой интерес к истории, обществознанию, политической основе был положен в лицее. Когда пришел сюда в восьмом классе, заметил, что манера преподавания здесь отличается от той, что встречаешь в обычных школах. Здесь не заставляли зубрить рефераты, а объясняли тему, а потом с помощью вопросов поощряли к обсуждению и дискуссии, не избегали острых вопросов. Учителя прививали креативное мышление, прислушивались к нашему мнению. У нас были время и возможности для самовыражения и самоуправления, мы добились увеличения большой перемены до 25 минут.

Сравнивая уровень обучения в России и Шотландии, где учусь сейчас, могу сказать, что проходные уроки бывают везде. Там тоже есть преподаватели, которые могут монотонно читать со слайдов, не обращая внимания на аудиторию. По закону они тоже выполняют свои обязанности, но для меня это не является показателем эффективности образования. Учитель должен вовлекать ученика в обсуждение материала, как это делала Светлана Ивановна. Этим, наверное, отличается народный учитель от обычного.

Фото: Николай Бошев