Четыре года назад, 16 апреля 2013 года, Президент РФ Владимир Путин посетил с рабочим визитом Элисту. В Калмыкии глава государства продолжил серию совещаний по ключевой социально-значимой теме – обеспечении россиян доступным и комфортным жильем.
По итогам заседания в нашей столице глава государства поставил перед региональными властями задачу: в ближайшее время переселить всех жителей аварийных домов в новые квартиры. При установлении очередности переселения должен учитываться срок проживания в аварийном доме.
«Я уже неоднократно был в таких, с позволения сказать, «жилых домах». И сегодня мы тоже побывали с руководителем Калмыкии, с Алексеем Маратовичем, посмотрели, как здесь люди живут, в таких, еще раз скажем, с позволения, «домах жилых»».
Отметив, что для успешного выполнения поставленной цели нужны энергичные и согласованные действия всех уровней власти, Путин особо подчеркнул, что главная роль здесь отводится регионам Российской Федерации: «Накопление аварийного жилищного фонда происходило многие годы. Собственно говоря, это не проблема даже 90-х годов, а эта проблема накапливалась практически сразу после Великой Отечественной войны, если не раньше: 40-е, 50-е, 60-е годы. Сейчас этот аварийный фонд примерно на треть состоит из многоквартирных домов, признанных аварийными еще до 1 января 2007 года».
В свой приезд в республику Владимир Путин вместе с Алексеем Орловым и тогдашним мэром Элисты Артуром Дорджиевым проинспектировал аварийный дом по ул. Ленина, 309 «А», а затем на совещании привел в пример встречу с его жильцами: «Я у людей просто спрашивал, кто сколько живет. Не случайно спрашивал. Кто-то живет уже по 20 лет, кто-то по 40 лет. Но вот в региональных программах по расселению эта компонента, а именно время, проведенное в таких трущобах, не учитывается. На мой взгляд, это не очень справедливо, или совсем несправедливо. Прошу исходить из того, чтобы для каждого конкретного дома были определены четкие и реальные сроки расселения, чтобы люди знали об этих сроках, а органы власти обеспечили их выполнение».
Вместе с тем главу государства, по его словам, порадовало то, что сказала одна из жительниц ветхого строения: «Да, мы ждем, что в сентябре нас переселят, и мы ездим уже, смотрим, как строятся наши дома, в которые должны переехать».
«Вот это в принципе нормально, так и должно быть, так и должна быть налажена работа», – резюмировал Владимир Владимирович.
Показательно, что руководитель страны делал выводы исходя из реального положения дел и с учетом мнения людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
«В настоящее время десятки тысяч российских семей вынуждены проживать в домах, не соответствующих требованиям комфортности и безопасности. Скорейшее расселение таких трущоб – принципиальная задача властей», – указал президент страны.
Власти региона со своей «принципиальной задачей» справились, спустя несколько месяцев после визита главы государства переселив жильцов из семи аварийных домов в комфортабельную новостройку.
Конечно же, помнят о том визите Владимира Путина в их «трущобы» сегодняшние жители многоквартирного жилого дома по ул. Калачинской, 22, за строительством которого они «смотрели», а потом торжественно въехали в конце 2013 года, значительно улучшив свои условия проживания.
Турухта Сергеева, та самая женщина, о разговоре с которой на всероссийском совещании в Элисте упомянул президент страны, рассказала нам по телефону о том, что получила квартиру большей площади, чем прежняя. Вспомнила Турухта Улюмджиевна и о встрече с главой государства: «Президент зашел к нам домой, осмотрел в каких условиях мы живем, спросил по поводу строящегося дома. Мы ответили, что ждем, когда сдадут, ходим, контролируем строительство. Услышав это, Путин рассмеялся: «Молодцы, что контролируете» Так он нас ободрил и уверил в том, что мы, наконец, получим долгожданное современное и комфортное жилье».
В те дни Турухта Сергеева со свойственным ей энтузиазмом возглавила инициативную группу жильцов аварийных домов, которая отслеживала сроки и качество выполнения строительных работ.
«То, что мы сами отслеживали строительство, конечно, было важно, но только благодаря поддержке главы республики Алексея Орлова, городской администрации и, конечно же, президента страны у нас все получилось. Мы столько лет ждали этого уютного и комфортного жилья, и теперь не нарадуемся на наши условия проживания: большие светлые комнаты, современная планировка, пластиковые окна, благоустроенный двор», – сообщила собеседница, которая в настоящее время находится в Москве.
«За Путиным уехала», – по-доброму шутили ее соседки, с которыми мы встретились в понедельник непосредственно в уютном дворе двух пятиэтажных корпусов жилого дома по ул. Калачинской, 22.
Тот памятный апрельский денек они помнят до сих пор. Ведь после их встречи совещание, проведенное главой государства, помогло решить проблемы таких как они, сотен и тысяч людей по стране. Путин по-человечески подходит ко всему, вот что нравится в нем, вспоминая тогдашнюю встречу, говорили женщины.
Не смотря на то, что день выдался холодным и ветреным, несколько домохозяек все же вышли поработать во дворе: вскопать и полить деревья, высадить цветы и кустарники. «Путин, когда увидел наши дома на ул. Ленина, вполне справедливо назвал их трущобами. Конечно, современные пятиэтажки, в которых мы живем сейчас не идут ни в какое сравнение с теми халупами, в которых мы жили, кто по 20, а кто и по 40 лет. За прошедшие с новоселья почти четыре года мы уже привыкли к комфортным условиям, теперь хотим, чтобы двор у нас был красивым и ухоженным», – приветливо улыбаясь, рассказала Эльвира.
«Стараемся, благоустраиваем, чтобы детям нашим и внукам было где гулять. Наша Калачинская нас устраивает, если возникают какие-то бытовые проблемы, мы звоним в управляющую компанию «Буревестник» и решаем ситуацию с ее помощью. На днях нам чернозем подвезли, обещают карнизы над входом в подвалы установить», – вступают в разговор остальные жильцы.
«Все у нас хорошо, условия проживания прекрасные, проезд к дому заасфальтировали, единственное – беспокоят проезжающие по ул. Калачинской грузовики, которые полностью разбили со стороны парадной части фасада бордюры, разделяющие проезжую часть от пешеходной. В результате чего в дождливую погоду не заасфальтированная часть придомовой территории буквально превращается в непроходимую жижу. А еще владельцы частных домов несут весь свой хлам в наши мусорные контейнеры, из-за чего они переполняются, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и прочий хлам разлетается по округе», – пожаловалась дворник Нина.
С этими проблемами жильцы многоквартирного дома обратились к руководству своей управляющей компании, которое пообещало в ближайшее время установить шлагбаум, преграждающий въезд проезжающему автотранспорту на придомовую территорию. Что же касается несанкционированного сброса мусора жильцами соседних частных домов, то, по мнению собеседниц, придется отслеживать недобросовестных горожан самим.
Женщины, побеседовав с нами, разошлись по своим делам, а мы решили заглянуть к нашей старой знакомой бабе Дусе, с которой познакомились еще в те дни, когда дом готовился к сдаче.
Евдокия Андреева встретила нас своей доброй приветливой улыбкой. «Не разувайтесь, проходите», – пригласила она на кухню и сразу же принялась хлопотать у плиты. Хрупкая, шустрая, с приятным певучим голосом бабушка, никак не выглядит на свои 83 года.
«До переезда я жила в общежитии по ул. Ленина. Конечно, условия проживания здесь прекрасные, да и квадратура у меня стала больше на 20 кв. метров. Живу я последние почти четыре года очень хорошо, в квартире тепло, все на месте, горячая вода и свет подаются бесперебойно. О том, как я раньше жила даже вспоминать не хочу, ведь наше общежитие было страшнее того, в котором побывал Путин», – поделилась с нами баба Дуся.
Она переехала в Элисту из Ики-Бурула в 1984 году, когда дети выросли и разъехались.
«В общежитии я прожила почти 30 лет, а сюда 108 семей переселились, с соседями живем очень дружно. Я тоже у себя возле окна каждый год сажаю цветы, сегодня не вышла, потому что погода плохая», – продолжает рассказывать о своем житье-бытье старушка.
По ее словам, 2013 год вообще был для нее удачным: переехала в новый дом, и самое главное – нашла место захоронения отца-фронтовика. Но, пожалуй, эту историю мы прибережем для другой статьи.
Фото Николая Бошева