В семи школах Элисты стартовал капитальный ремонт учебных корпусов. В рамках госпрограммы «Развитие образования» будут выполнены работы по замене кровли, инженерных коммуникаций, обновлению фасадов и отделке внутренних помещений. Кроме того, будет полностью обновлено технологическое оборудование. Завершить их планируется к началу нового учебного года.
На период капремонта учащиеся переведены в близлежащие школы. В частности, для учеников 1-8 классов Элистинской классической гимназии уроки проводятся в Элистинском педагогическом колледже, а старшие классы занимаются в начальной СОШ №5. Учащиеся 18-й школы распределились по аналогичному принципу в Элистинскую многопрофильную и Калмыцкую этнокультурную гимназии, а СОШ № 17 влились в дружный коллектив двадцатой школы. И так далее, так что теперь в тех учебных заведениях, где не было второй смены, пришлось пойти на это.
Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде: в другой раз роли поменяются. Ведь в планах Министерства образования и науки РК – охватить капитальным ремонтом все нуждающиеся школы в столице и районах республики.
Как сообщалось ранее, всего в этом году в Калмыкии обновят 17 школ, в том числе десять сельских. В 2023-м запланирован капремонт в 18-ти общеобразовательных организациях, шести столичных и 12 – в районных муниципалитетах. В итоге за два года за счет субсидии будут улучшены условия для 20 тысяч учащихся: школы полностью преобразятся снаружи и изнутри, приобретут современное учебное оборудование, новую мебель, также оснастят пищеблоки.
Напомним, ранее Глава Калмыкии Бату Хасиков с удовлетворением отметил тот факт, что благодаря федеральной программе регион сможет охватить большее количество школ, нуждающихся в ремонте. «Особый акцент мы сделали на сельские школы. Система образования – драйвер развития нашей республики. Мы последовательно улучшаем инфраструктуру, чтобы Калмыкия вышла на новый высокий уровень», – поделился глава региона на своих страницах в соцсетях.
В условиях дефицита бюджетных средств в республиканской казне большой удачей для Калмыкии стало включение столь значительного количества наших объектов образования в вышеупомянутую госпрограмму, рассчитанную, согласно новой редакции, до 2025 года.
Тем не менее находятся люди, которые не разделяют оптимизм властей региона по этому поводу, въедливо находят изъяны в исполнении программы и ставят им это в упрек. При том, что общеизвестно: зачастую правоприменительная практика может отличаться от написанного в законе.
Об этом, в том числе, зашла речь в ходе недавнего прямого эфира министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Антона Рубанова. Один из слушателей ему задал вопрос: почему на капремонт элистинской СОШ № 3 смета расходов была снижена вдвое, с 240 млн рублей до 120 миллионов. Дескать, этой суммы хватит только на ремонт кровли, а на электрику и прочее, что предусматривалось, уже нет.
«Да, действительно, на начальном этапе Министерство просвещения России не давало каких-либо ограничений по суммам. Просто был запрос, что регионам нужно в плане капремонта. Поэтому городские школы в большей своей части вышли дорогими, в среднем мероприятия стоимостью больше 240 млн рублей. Эти данные Министерством образования и науки республики были поданы федеральным коллегам. Но лимиты, доведенные до нас, в итоге составили только 120 миллионов.
Администрация Элисты как непосредственный заказчик, исходя из этих сумм, определила, какие виды работ оставить в федеральной части финансирования, а что они будут потом делать своими силами. Я тоже считаю, что сделать ремонт в школе на 120 миллионов лучше, чем не делать вообще никакого. Как будет дальше – будем смотреть», – отметил министр.
Что касается вопроса о том, почему ремонт школ и пристрои к ним делают разные компании, то Рубанов на него ответил так: нельзя путать понятия, это два совершенно разных вида работ.
«Могла ли компания, которая делает капремонт, участвовать в торгах еще и по проекту строительства пристроя? Да. Но здесь могу сказать, что этими процедурами занимается региональная Служба госзакупок, наше министерство не имеет никакого отношения к этому вопросу», – сказал Антон Ильясович.
Правда, есть один нюанс. По документам заказчиками работ по возведению пристроев выступают сами школы, а Минстрой и ГУКС, который был создан для эффективного контроля в части проектирования и строительных работ, финансируемых по госпрограммам, к этим объектам формально отношения не имеют.
«Из-за того, что соглашение между Министерством просвещения РФ и Минобром РК было подписано заранее, конечным исполнителем работ на данных объектах являются непосредственно общеобразовательные школы. Изменить это не получится. Мы сейчас работаем над этим вопросом, хотим сделать так, чтобы со следующего года уже ГУКС выступал заказчиком, без участия школ», – пояснил Рубанов.
На текущем же этапе было принято решение, максимально быстрое и доступное – ввести договор технического заказчика. Строительный контроль и технический заказчик – совершенно разные функции, подчеркнул он. Стройконтроль проводится отдельно соответствующими конкурсными мероприятиями. Функции технического заказчика взял на себя ГУКС, при этом он не будет участвовать в подписании конечных форм документов, предусматривающих собственно деньги. Но все документы по объемам будет подписывать управление капстроительства.
«Сегодня практически все школы заключили договоры с подрядными организациями. С подрядчиками, представителями заказчиков мы обговорили все нюансы, передали им документы. Работа ведется планомерно. Строительные работы в школах будут идти под контролем ГУКС как технического заказчика», – подчеркнул глава Минстроя РК.
Фото из архива редакции