Роскачество провело веерные исследования мороженого «пломбир ванильный». Результаты показали, что по сравнению с данными 2018 года качество продукта в 2022 году ухудшилось.
Эксперты предупреждают: далеко не каждое мороженое может считаться пломбиром. Носить это высокое звание может только продукт, обладающий жирностью не менее 12 % и не имеющий в составе растительных жиров. Кстати, в Советском Союзе мороженое жирностью менее 15 % называлось «Любительским». Пломбиром считалось только то, где массовая доля жира превышала 15 %, потому что именно с этого уровня кардинально меняются вкусовые и иные характеристики мороженого.
Следуя лучшим советским традициям, Роскачество решило ввести опережающие требования к производителям современного пломбира, а именно – достичь не менее 15 % жирности. Кстати, многие откликнулись, ведь следование этому требованию позволяет производителю претендовать на Знак качества.
Но вернемся к проведенным исследованиям. Были изучены основные популярные марки пломбира стоимостью от 38,85 руб. до 182, 83 руб. за 100 г. в разных торговых сетях и разных регионах страны.
Исследования производились по таким показателям, как кислотность, массовая доля сухих веществ, взбитость, сухой обезжиренный молочный остаток (СОМО), доля жира, сахара и пр. Вся эта информация указывается в маркировке мороженого.
Существуют также показатели безопасности, включающие свежесть, наличие антибиотиков, фитостерины, всякие Е и пр.
В этом году пломбир оценивался по 108 показателям (в 2018 – по 51).
Была выявлена большая группа мороженого с признаками фальсификации. Это марки «Вологодский пломбир» (производители – «Вологодское мороженое», Вологодская область и «Айсберри-ФМ», Ярославская область),«ГОСТовский» («Хладокомбинат», Свердловская область), «Городецкий («Городецкое мороженое» и «Нижегородский мяспищепром-НН», Нижегородская область), «Как раньше» («Петроайс», Санкт-Петербург, «Айсберри-ФМ», Ярославская область), «Маруся» («Новокузнецкий хладокомбинат», Республика Алтай), «Филёвский» (ДТ «Айсберри»).
Во всех этих продуктах молочного жира содержалось значительно меньше 100 %, а в мороженом «Маруся» вообще были выявлены заменители жира.
Что касается кислотности, то все мороженое, проверенное в 2022 году, было изготовлено из свежего молока, тогда как в 2018-м «Золотой стандарт» (Омская область) и «Как раньше» (Санкт-Петербург) были сделаны из прокисшего.
По массовой доле сухих веществ некоторые марки пломбира («Дело в сливках», «Гроспирон (на сливках)») не соответствовали нормам, это говорит о том, что производители при приготовлении мороженого использовали молоко недостаточно высокого качества.
Если вам вдруг приходилось пробовать мороженое, у которого льдинки хрустят на зубах, это значит, что в пломбире слишком мало СОМО. А если вдруг мороженое оказывалось слишком плотным, тестообразным или «песчанистым», значит, СОМО чересчур много.
Заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института холодильной промышленности – филиала ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова» Российской академии наук, доктор технических наук Антонина Творогова поясняет, что СОМО в пломбире должно быть от 9-10 %, иначе взбить мороженое до кремообразной консистенции не удастся. Кстати, в 2022 году стандартам по СОМО из 38 проверенных торговых марок соответствовали только 27.
По взбитости (чем лучше взбито мороженое, тем быстрее тает во рту) требованиям законодательства не соответствовали пломбиры «Село Зелёное»,«Spar», «Башкирское мороженое», «Талицкий».
По жирности все мороженое укладывалось в нормативы, причем 24 торговые марки представили мороженое с долей жира от 15 % и выше.
А по наличию сахара данным на упаковке не соответствовали только «Пломбир на сливках» и «Простоквашино». При этом никто из производителей не использовал заменители сахара и подсластители – только цельный продукт.
И напоследок – немного о манипуляциях производителей в нынешнем году.
Так, производитель «Вологодского мороженого» незаконно нанес на свою упаковку Знак качества, притом, что в мороженом были обнаружены антибиотики и даже кишечная палочка. Роскачество обязало производителя перевыпустить упаковку и не использовать Знак качества до конца 2022 года.
Кстати, в этом году бактерии группы кишечной палочки нашли также в пломбире «Городецкий», «Лента», «Маруся», «МариАйс», «Пломбир на сливках», «Филёвский стаканчик».
Говоря о недостоверной информации, следует отметить, что некоторые компании занимаются прямым обманом своих покупателей. Например, производители «Филёвского стаканчика» и «Маруси» допустили ко всему прочему обвес потребителей – почти на 10 и 6 граммов. Если помножить эти цифры на тонны выпущенного пломбира, то получится внушительная цифра, в том числе в денежном выражении.
В этом году исследователей обеспокоил и тот факт, что производители стали экономить на белке, который влияет на пищевую ценность продукта. Несоответствия обнаружены у продукции 10 торговых марок, в их числе «Золотой стандарт», «ВкусВилл», «ГОСТовский», «Ирбитское», «Талицкий», «Пломбир на сливках», «Простоквашино», «Дело в сливках».
Анализируя итоги проведенных исследований, эксперты отмечают, что из марок, получивших Знак качества в 2018 году («Вологодский пломбир», «Настоящий пломбир «Русский холод», «Наш пломбир на сливках «Эскимос»), в 2022-м ни одна из них не подтвердила своего качества.
По оценке исследователей, в этом году пломбир только одной марки – «Свитлогорье» (Дмитровский молочный завод, Московская область) – является высококачественным и может претендовать на Знак качества.
И все же, отметила А. Творогова, мороженое у нас неплохое и достаточно вкусное. Даже при том, что продукции класса «премиум» стало меньше и что производители стали делать акцент на выпуск продукции эконом-класса.
Очень беспокоит, что в любимом летнем продукте россиян продолжают выявляться кишечные палочки и фитостерины. Это говорит о том, что на предприятиях по производству мороженого не соблюдаются санитарные правила.
Кроме того, как прокомментировала директор по связям с общественностью Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) Мария Жебит, вызывает тревогу большое количество нарушений в образцах по внешнему виду, в том числе по лому стаканчиков, а также другие нарушения, связанные с неправильной транспортировкой и хранением мороженого. «Мороженое – это продукт, который требует особенно бережного соблюдения условий хранения, и малейшие отклонения могут привести к тому, что товар потеряет свои свойства», – подчеркнула М. Жебит.
Фото: сайт sbermarket.ru