Очир Санджеевич, насколько трудна была работа над формированием и прохождением через парламентское «сито» бюджетных законопроектов? Итог известен – поправки в бюджет текущего года и второе чтение бюджета на 2023-2025 годы одобрены большинством голосов депутатов Народного Хурала. Но вот только какой ценой?

– Формирование бюджета на очередной трехлетний цикл осуществлялось в принципиально новых экономических и финансовых условиях беспрецедентного санкционного давления и изменения устоявшихся хозяйственных связей.

В сложившихся обстоятельствах для нас очень важно и принципиально было сохранить безусловное финансовое обеспечение всех социальных обязательств: выполнение указов президента, реализация мероприятий национальных проектов, особенно касающихся развития инфраструктуры, мер поддержки предпринимателей и граждан, а также укрепление доходной базы республиканского бюджета.

В итоге нам удалось сформировать сбалансированный бюджет, соблюсти требования и предельные значения, установленные бюджетным законодательством.

 Какие изменения претерпел бюджет-2022 по сравнению с изначально утвержденными параметрами? Вы отметили, что увеличение доходной части несколько меньше ожидавшегося и выразилось в сумме 1 млрд 33 млн рублей. А вот расходы, наоборот, выросли, особенно по социальным обязательствам, и составили около полутора миллиардов. Дефицит вырос до 790 миллионов. Это критично?

– Собственные доходы скорректированы с учетом исполнения бюджета за 11 месяцев текущего года, по результатам которого наблюдается снижение поступлений налоговых доходов. Это, как я сказал выше, связано с объективными причинами, обусловленными неблагоприятной динамикой экономической ситуации. Также показатели доходной и расходной частей уточнены с учетом дополнительных поступлений из федерального бюджета, в том числе, в рамках заключенных соглашений.

В результате в текущем году прогнозируется дефицит бюджета на уровне 9 %, что соответствует требованиям бюджетного законодательства и обеспечивает соблюдение принципа полноты отражения доходов и расходов бюджета.

– Чем объясняется увеличение объема государственного долга Калмыкии? И как правительство намерено с ним рассчитываться?

– Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в целях социально-экономического развития республики ежегодно выделяются значительные средства на бюджетные инвестиции в объекты социальной и инженерной инфраструктуры. Реализация мероприятий по строительству и модернизации объектов социальной сферы влечет за собой увеличение расходов по фонду заработной платы и текущего содержания учреждений.

Во-вторых, власти региона взяли на себя дополнительные расходные обязательства по выполнению мероприятий, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции, поддержку отдельных категорий граждан и отраслей экономики республики. Кроме того, добавились расходы, связанные с мобилизацией.

Для удержания государственного долга в пределах допустимого уровня и последующего его снижения всем органам власти Калмыкии необходимо усилить работу по мобилизации доходов, изыскивая, в том числе, внутренние резервы. Одновременно с этим требуется оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств.

В этой связи в ближайшее время планируется разработка и утверждение плана (программы) мероприятий по росту доходного потенциала Республики Калмыкия, оптимизации расходов республиканского бюджета и сокращению государственного долга. В его реализации будут задействованы как региональные и федеральные органы власти, так и органы местного самоуправления.

 В своем докладе вы подчеркнули, что в бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов приоритетом остается финансирование социальных расходов. На мероприятия нацпроектов и ИПР в следующем году планируется направить около 7 миллиардов рублей. На что именно будут расходоваться эти средства?

– Да, в 2023 году на финансовое обеспечение национальных проектов планируется направить порядка 7 млрд рублей, или больше четверти всех расходов. Из них более 3 миллиардов предназначены на создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Свыше 1 млрд рублей будет направлено на сохранение здоровья и благополучие жителей республики в рамках нацпроектов «Демография» и «Здравоохранение» и почти столько же – на аналогичные федеральные программы в сфере образования.

В рамках национальных проектов будут продолжены ремонт автомобильных дорог регионального значения и городских агломераций, благоустройство дворовых и общественных территорий, мероприятия по переселению граждан из аварийного жилого фонда, повышению качества питьевого водоснабжения. Значительные средства предусмотрены также на поддержку семей с детьми, строительство и ремонт школ, детских садов, учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования.